Несостоявшееся египетское государство?
Обиженные сторонники свергнутого президента Египта Мохаммеда Морси и ликующие протестующие, которые подтолкнули военных к его смещению, поделили Египет на два непримиримых лагеря, одновременно отражая и усугубляя глубочайшие проблемы страны. Египет на данный момент является в основном неуправляемой страной, содержащейся за счет щедрых иностранных пожертвований.
Морси никогда не ценил своего шаткого положения. Будучи выбранным демократическим путем, он решил управлять недемократически. Он стремился очистить судебную систему и прокуратуру, утверждая, что они находятся в сговоре с протестующими против его правительства и их военными сторонниками, которые были свергнуты в 2011 году. Морси не особо учитывал мнение оппозиции, проталкивая спорный проект конституции. При этом он забыл сосредоточиться на структурных проблемах, которые и побудили послушное до этого общество выйти на улицы два с половиной года назад, чтобы сместить его предшественника Хосни Мубарака.
Столь же пагубным, как и стиль правления Морси, был менталитет «Мусульманского братства» в стиле «рассчитывать только на себя». Десятилетия гонений укоренили в их лидерах убеждение, что весь мир ополчился против них. Заносчивые власти лишь укрепляли их паранойю.
Лидеры «Братства» считают, что Соединенные Штаты и египетская элита стремятся сделать все для их провала. Поэтому они отказались обратиться к своим светским противникам и предложить им кусок политического пирога. Даже членов более пуританской исламистской партии «Нур» не пригласили войти в состав правительства.
Однако споткнулись не только политики «Братства», неопытные в управлении страной в условиях демократии (и относящиеся к ней скептически). Дебаты в США, главном доноре и союзнике Египта на протяжении многих лет, были сосредоточены не на укреплении приведенных в боевую готовность учреждений, а на том, как ослабить власть военных, отказывая им в помощи. Многосторонние кредиторы, такие, как Международный валютный фонд, были зациклены на финансовых реформах, таких, как сокращение дорогостоящих субсидий, а не на укреплении осажденной экономики.
На сегодняшний день переход к демократии, который на Западе пытаются представить в качестве модели, которой могли бы подражать другие арабские страны, лежит в руинах. Экономика Египта, искалеченная резким падением уровня иностранных инвестиций и недостатком туристов, находится на аппарате жизнеобеспечения. Восстановление страны требует гораздо большего, чем просто аплодисменты, которые до сих пор предлагали западные страны.
Египет всегда полагался на щедрых благотворителей в поддержании своего небольшого государства и экономики. После военного переворота в 1952 году Советы обеспечили большую часть необходимой помощи. Их «технические» эксперты превратили второй по величине город страны, Александрию, в российский загородный клуб. После поворота Египта в сторону Запада в результате войны 1973 года против Израиля его основным спонсором стала Америка.
Однако ежегодное ритуальное подношение в размере приблизительно $1,5 млрд США могло лишь притупить боль египетских проблем, но не решить их. Страна больше не может обеспечить достаточного количества государственных стипендий в виде бюрократических должностей для выпускников вузов. Египту остается лишь надеяться на денежные вливания, которые компенсируют его внутреннее кровотечение.
Однако, делая помощь зависимой от экономических реформ и демократических преобразований, международное сообщество рискует получить установление политической очередности оказания помощи. Вместо этого оно должно сосредоточиться на финансовой помощи, что притупит разочарование египтян и поспособствует созданию институтов, которые будут содействовать переходу к демократии.
Однако из $1,56 млрд, которые Госдепартамент США запросил для Египта в 2013 году, всего $250 млн выделено на невоенные программы. США должны увеличить объемы финансирования проектов, которые направлены на управление, гражданское общество и укрепление законности. На такие программы в 2013 году выделены ничтожные $25 млн.
Чтобы поддержать экономику, США необходимо сместить свою политику помощи от финансирования проектов к удовлетворению неотложных бюджетных нужд. И хотя финансирование схем повышения эффективности водопользования, безусловно, помогает обществу, его последствия ощущаются только спустя годы после их выделения.
Вместо этого США и другие западные доноры должны помочь Египту управлять своими ресурсами, которые зачастую бездарно тратятся в попытке успокоить его народ. Египет является крупнейшим импортером пшеницы в мире, а счет субсидий на продукты питания составляет приблизительно 2% от ВВП. Чтобы сохранить свои драгоценные валютные резервы, Египет нуждается в США и их союзниках, чтобы обеспечить себя продуктами питания. Такая политика была принята после войны 1973 года, когда Америка предложила $200 млн ежегодно на закупки пшеницы. Принятие такой политики даст учреждениям и демократическим процессам время и пространство, необходимые для их укоренения.
За такими вопросами лежит судьба демократии в одной из самых древних земель цивилизации. Тому, кто одержит победу на предстоящих выборах, будет не хватать легитимности, которую может обеспечить только большинство. Такое большинство говорило в прошлом году, когда выбирало Морси. Его смещение с поста противоречит одному из основных столпов демократии и создает опасный прецедент.
Однако в стране, которая столкнулась с таким большим числом проблем, парадокс отстранения Морси от власти и связанные с ним дилеммы демократии не входит в число этих проблем.
Барак БАРФИ, научный сотрудник Фонда «Новая Америка»
Выпуск газеты №:
№147, (2013)Section
Мировые дискуссии