Перейти к основному содержанию

Слова-термины, разделяющие народ

Не стоит пользоваться надуманными ярлыками
05 сентября, 17:13

Отдельное слово... Что, казалось бы, может оно? Однако, выступая как термин, дает точное определение отдельного понятия. Поэтому важно придерживаться применения того или иного термина, чтобы дать явлению точную характеристику.

Тут считаю целесообразным остановиться на явлениях Второй мировой войны. Следовательно:

Великая Отечественная или Вторая мировая война?

Общеизвестно, что в период с 1 сентября 1939 года до 2 сентября 1945 года мир находился в состоянии эпохального противостояния, названного Второй мировой войной.

Что касается бывшего СССР, это (в хронологическом порядке) — война против Польши с 17 до 28 сентября 1939 года, которая подавалась как «освободительный поход в Западную Украину и Западную Беларусь»; это — кровопролитная советско-финская война, направленная на выполнение договоренности с Гитлером о вхождении Финляндии в «сферу влияния СССР»; это — военные акции в июне 1940 года с целью аннексии Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины; это — немецко-советская (на Западе — русская) война с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года; в конечном итоге это — война против (как сказано в законодательстве) империалистической Японии с 8 августа 1945 года до 2 сентября 1945 года.

История требует рассматривать все эти войны и военные акции СССР в контексте Второй мировой войны как общепринятого в мире термина, который включает в себя и ответственность государств за свои действия. Все ясно и четко.

Однако в России, а за ней, к сожалению, и в Украине, как будто бы просеяли все эти войны и военные акции через своеобразное сито справедливости — и в результате на нем осталась только немецко-советская война, которую назвали Великой Отечественной войной. Все остальные вычеркиваются из памяти народной и истории, потому что не хочется, чтобы об агрессивных действиях знал народ и соответственно воспринимал историю своей страны. Фактически термин «Великая Отечественная война» пытаются — по политическим мотивам — подавать для определения всей военной эпохи СССР в 1939-1945 годах, хотя эта война может выступать лишь составной частью понятия, касающегося термина «Вторая мировая война».

По-моему, термин «Великая Отечественная война» является напоминанием потомкам о непривлекательных фактах из истории России, когда пришлось в 1812 году гнать Наполеона из Москвы, а в 1942 году — Гитлера из-под Москвы. А это наводит на мысль: не вина ли это тогдашнего государственного руководства России царской и коммунистической, допустившего враждебные войска в город, впоследствии уже и столицы, расположенной за тысячи километров от границы государства?

Поэтому сторонникам термина «Великая Отечественная война» я советовал бы отказаться от него, потому что когда-то же придется перейти на общепринятый в историографии термин «Вторая мировая война», ведь он касается России и восхваляет победу 1945-го года. Действительно, для СССР, отталкиваясь от состояния на 1 сентября 1939 года, Вторая мировая война это — завоевание половины Европы на Западе, включая захват 11 (!) столиц тогдашних европейских государств; это — отвоевание у японцев легендарного Порт-Артура (сейчас китайский Люйшунь), Южного Сахалина и Курильских островов на Востоке. Вот где мировой масштаб победы, ее пафос (!), стоящие постоянного напоминания современным и грядущим поколениям России, а не плакаться за поражения, за которые пришлось дорого заплатить.

Но — кому что по нраву!

Фашизм или нацизм?

Конечно, и немецкий нацизм, и итальянский фашизм базируются на родственных «столпах»: абсолютизме (концентрации власти в руках одного человека — соответственно фюрера Гитлера и дуче Муссолини), тоталитаризме (полном подчинении общества государству) и милитаризме (господстве военщины и полицейской структур), однако они не полностью идентичны, чтобы нацизм подменить фашизмом. Каждому — свое. И вот почему.

Фашизм (итал. fascismo от лат. fascis — вязанка хвороста, пучок, в данном случае — «объединение») Бенито Муссолини зародился на итальянской почве и отличается от своего немецкого «побратима» — нацизма (нем. Nazismus как сокращение от National-sozialismus — национальный социализм, потому что правящей партией в Германии была Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, возглавляемая Гитлером).

Разница между ними, как известно, заключается в следующем:

1) фашизм является более «социалистическим» по форме. Поэтому совсем неслучайно, что дуче Муссолини — в отличие от фюрера Гитлера — не сразу ликвидировал в Италии парламентскую систему, рассчитывал на привлечение социалистов к строительству нового фашистского общества;

2) итальянскому фашизму не был свойственен антисемитизм, обретший в Германии звериный характер;

3) сам Муссолини не был таким жестоким диктатором, как Гитлер. Ведь в Италии не существовали концентрационные лагеря, как в Германии. Итальянские коммунисты, хотя и наибольшие враги фашистов, содержались в тюрьмах в относительно легких условиях, потому неудивительно, что лидер коммунистов Антонио Грамши не просто написал в тюрьме достаточно объемистые «Тюремные тетради», но и беспрепятственно передал их на волю.

Таким образом, те, кто подменяет нацизм термином «фашизм» фактически предоставляет немецкому человеконенавистническому нацизму более человечные черты. Однако в Советском Союзе прибегли к такой подмене понятий специально по политическим мотивам — очень уж не хотелось утверждать, что в войне столкнулись два социализмы: национальный в Германии и интернациональный в СССР.

Здесь нужно добавить, что и итальянский фашизм, и немецкий нацизм возникли как соединение идей социализма с национализмом, но в несколько отличных пропорциях: у итальянского фашизма, как уже отмечено выше, больше социализма, а у немецкого нацизма больше национализма (Deutschland uber alles! — Германия превыше всего!).

Национализм в «чистом» виде является идеологией, которая придает особое значение принадлежности к нации и национальным интересам. Национализм исповедуют все нации, и в этом нет ничего противоправного и аморального, потому что только свободная, независимая нация может обеспечить своему народу достойную жизнь. Поэтому «пришивать» такому национализму фашизм (в советские времена его считали «буржуазным») нет оснований.

В наше время наряду с «фашизмом» появился «антифашизм». Если присмотреться внимательно, то увидим, что имеем дело с политическим движением, идеология которого и является сочетанием социализма с шовинизмом как высшей формой национализма или с интернационализмом, который фактически является завуалированной формой великодержавного шовинизма.

Поэтому будем наконец-то рассматривать политический режим ІІІ Рейха как нацизм, как этого придерживаются и сами немцы, для очистки от которого была после войны применена денацификация, а не какая-то там «дефашизация»; режим Муссолини в Италии мы назовем, как положено, фашизмом; все другие «-измы» оставим под их определениями. Не будем пользоваться надуманными ярлыками, потому что каждое слово-термин несет в себе точное определение конкретного понятия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать