Перейти к основному содержанию

Выстрел в несправедливость

На прошлой неделе состоялось открытие театрального сезона в нескольких столичных театрах, в том числе и в Национальном театре им. И. Франко, и в... Верховной Раде Украины (в обоих торжественных мероприятиях принял участие Богдан Бенюк)
10 сентября, 11:12
В «КВИТКЕ БУДЯК» РЕЖИССЕРУ МОИСЕЕВУ УДАЛОСЬ ВЫВЕСТИ ФРАНКОВЦЕВ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ НА СЦЕНЕ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ НЕ ТОЛЬКО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, НО И НАПРЯЖЕННОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ, А ТАКЖЕ НАЛИЧИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ. НА ФОТО — ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ: КСЕНИЯ БАША-ДОВЖЕНКО (КВИТКА) И БОГДАН БЕНЮК (ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ МАГАР) / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Об участии народного артиста и депутата Украины, известного даже детям благодаря прекрасному дубляжу Шрека, в перипетиях парламентских конфликтов нам неизвестно. Что же касается премьеры спектакля «Квітка Будяк» Наталии Ворожбит, которым франковцы открыли свой 94-й театральный сезон, то в ней Богдан Михайлович блестяще сыграл роль Магара, типичного украинского нувориша. Чем подтвердил, что актеру подвластны не только комические, но и драматические, близкие к трагизму образы. Появившись перед публикой в настроении самонадеянного богатея, хозяина жизни, герой Бенюка в финале предстанет несчастным нищим, который даже из своей смерти пытается сделать «гендель». А песня, которую актер страстно пропоет на авансцене, натолкнет на философские размышления о том, почему наша душа часто не признает нашу же душу.

Сделав реверанс в сторону всех занятых в спектакле актеров, отметим еще одну прекрасную актерскую работу. Ксения Баша-Довженко, сыгравшая роль современной столичной девушки из «хрущевки», имя которой вынесено в название пьесы, заявила о себе как о серьезной актрисе, на которую отныне можно ставить классику мирового репертуара. И если ей судьбой предназначено стать выдающейся актрисой, то роль Квитки Будяк, несомненно, войдет в ее творческую биографию как переломная для всей актерской карьеры.

Эту премьеру столичная театральная общественность ожидала с особым нетерпением, поскольку постановка переделанной Наталией Ворожбит пьесы Николая Кулиша «Маклена Граса» стала для режиссера Станислава Моисеева первой работой на сцене Театра им. Франко в качестве его художественного руководителя. Поэтому те, кто неравнодушен к последующей судьбе украинского театра, отнеслись к спектаклю «Квітка Будяк» как к своеобразному творческому манифесту режиссера.

Моисеев продемонстрировал профессионализм. Рассматривая украинский театр как неделимую часть европейского художественного пространства, режиссер уверен, что со сцены надо говорить о наиболее противоречивых и наболевших вопросах жизни общества. Вместе с тем социальная заангажированность европейских режиссеров, которая так импонирует нынешнему руководителю франковцев, предусматривает незаурядную профессиональную выучку, за которой стоит высокая культура, осведомленность в вопросах истории искусства, его стилей и жанров, владение разнообразными сценическими приемами и средствами, что позволяет находить для воплощения тех или других идей наиболее приемлемую, привлекательную и убедительную форму. Все эти требования С. Моисеев ставит не только перед собой, но и перед теми режиссерами, которые берутся за постановку в руководимом им театре.

Интересная сценография Андрея Александровича-Дочевского, в которой использованы современные компьютерные и видеотехнологии, позволяет быстро менять место действия и переносить зрителя из нищих квартир пролетариата в евроинтерьеры новых украинских господ. В непримиримом конфликте здесь сошлись не только разные социальные классы, но и такие разные миры, как изможденная, пропитавшаяся серостью и дождем Украина и солнечная, беззаботная Индия, куда убежал от невеселых реалий Родины бывший украинский журналист (роль Незнакомца из Контакта сыграл Дмитрий Рыбальский). На контрасте композитор Юрий Шевченко построил музыкальную партитуру спектакля, в которой сосуществуют самые разнообразные стили и жанры, включая современный рок и ностальгическую лирику Квитки Цисык.

В «Квітці Будяк» Станиславу Моисееву удалось вывести франковцев на новый уровень существования на сцене, который предусматривает не только эмоциональное, но и напряженное интеллектуальное участие и наличие гражданской позиции.

Что же касается содержания спектакля, то, по словам самого постановщика, это представление является своего рода «выстрелом в несправедливость». Между тем его содержание не исчерпывается только социальным пафосом. Гадальщик устами Квитки намекнет на более глубокие, нежели неблагоприятные экономические условия, причины наших неурядиц и несчастий: «Мы не потому несчастны, что жизнь сложная, мы изнутри несчастны, по природе своей». Характерно, что социальная критика не мешает создателям спектакля сочувствовать всем, даже сугубо негативным героям, видеть человеческую драму и в подлых, никчемных душах. А это свидетельствует о понимании своей собственной причастности к истории, своей собственной ответственности за то, что делается в стране и мире.

Начав спектакль как несовершенную, лишенную живого содержания лекцию о Николае Кулише, режиссер завершает ее обнадеживающей мизансценой, в которой актеры замирают под звучание волшебного голоса Квитки Цисык — все исполнители словно собрались вместе для семейного фотопортрета. Нет больше антагонизма, ненависти, взаимных обвинений и обид... Есть одна большая, дружная семья. Семья франковцев, семья всех тех, кто живет под серым, каким оно предстает в спектакле, небом Украины. Чтобы оно стало голубым, всем нам не хватает именно того ощущения единства, принадлежности к одному роду, которое в финале показывают счастливые, уставшие актеры.

Не знаю, трудно ли, на пользу ли, на славу ли народа работал в день премьеры на подмостках Верховной Рады Богдан Бенюк. Но более чем очевидно, что на франковской сцене он и его коллеги поработали на нашу общую пользу и славу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать