Страсти футбольные... и не футбольные
ФИФА беспрецедентно наказала сборную Украины по футболу. «День» разбирался: кому выгодно?
Следующая игра национальной сборной Украины по футболу, которая состоится в Харькове 11 октября против команды Польши, скорее всего пройдет с закрытыми трибунами. 27 сентября ФИФА приняла решение наказать таким образом украинскую сборную за поведение фанатов во время отборочного матча против Сан-Марино во Львове. Дисциплинарное наказание предполагает также запрет проводить на стадионе во Львове игры национальной команды вплоть до окончания отборочного раунда Чемпионата мира 2018 года! Такое строгое решение вынесено из-за фаеров на стадионе, а также неонацистских и расистских выкриков болельщиков, как утверждает ФАРЕ.
Что касается наличия файеров на стадионе во Львове, футбольные болельщики не отрицают. А вот на обвинении в нацистских выкриков нужно остановиться подробнее. Ведь для части украинского изображения участников национально-освободительной борьбы и их символики — героические вещи.
Мэр Львова Андрей Садовый уже обратился с открытым письмом к Федерации футбола Украины с просьбой принять все необходимые меры, чтобы отменить решение ФИФА. «Львов готов привлечь всех друзей Львова и Украины в мире, чтобы убедить футбольную общественность, что национально-освободительные символы и герои Украины, именами которых названы улицы, не являются нацистскими, — говорится в письме Андрея Садового президенту Федерации футбола Украины Анатолию Конькову. — Крайне строгое решение вызывает много вопросов, особенно учитывая то, что основанием для него стали якобы массовые проявления нацизма и расизма со стороны болельщиков. Поразили также критерии, с которыми работают эксперты организации ФАРЕ, в соответствии с которыми символы и герои национально-освободительной борьбы украинцев определены как «дискриминационные».
Впрочем, в Федерации футбола Украины и без обращения мэра Львова решили подавать апелляцию, так как считают дисциплинарное взыскание слишком строгим. Президент ФФУ Анатолий Коньков уже отправился в Швейцарию в штаб-квартиру ФИФА, чтобы представить интересы Украины в этом деле.
Вчера на пресс-конференции в Доме футбола первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко сообщил журналистам, что Украина обязательно будет обжаловать решение. Но... «надо выдержать процедурные моменты».
— До сих пор нет полного решения от ФИФА по этому делу. А чтобы подать апелляцию на вердикт, нужно иметь в распоряжении полный объем этого дела. Нет и мотивационной части. Мы просим ФИФА пойти нам навстречу, — заявил Стороженко. — Наша позиция такова: мы признаем перечисленные ФИФА факты нарушения правил. Но настаиваем на том, что одиночные выходки футбольных радикалов на стадионе не свидетельствуют о неонацистских или расистских настроениях всех болельщиков.
По его словам, Украина может сколько угодно оправдываться, но факт остается фактом: уполномоченная ФИФА организация ФАРЕ четко зафиксировала не только фаеры, но и нацистские жесты правой рукой, нацистские выкрикивания, плакаты и имитирование мартышки группой из 30 человек, которые таким образом «приветствовали» гол натурализованого украинца Эдмара. Эти факты Стороженко продемонстрировал журналистам на видео.
КОМУ ВЫГОДНО?
Апелляция мэра Львова Садового к тому, что ФИФА называет нацистами «героев национально-освободительной борьбы украинцев», людей, именами которых названные улицы и площади, по мнению членов ФФУ, не имеет никакого значения. ФИФА запрещает любую политическую агитацию на стадионах. А она во Львове была. Как и были расистские проявления болельщиков. Их четко зафиксировала камера представителей ФАРЕ. Поэтому нарушение правил ФИФА, которые действуют для всех стран, были. И, по словам, Стороженко, это уже не первое предупреждение украинским болельщикам.
Решение ФИФА на протяжении нескольких дней активно обсуждается в медиа. Начала появляться информация о том, кому это выгодно.
Одни называют заказчиками скандала Польшу, указывая на причастность ФАРЕ к этой стране. Ситуация в группе такая, что Украине в следующем матче необходимо победить Польшу, а при пустых трибунах это будет сделать тяжелее. Другие заказчиками называют Россию, ведь «Газпром» накануне стал ключевым партнером ФИФА.
«Оценивая атмосферу львовского стадиона 6 сентября, представители ФАРЕ, которые и составили донос в ФИФА, похоже, оценивали события советской историографии, с позиций следователей НКВС. Кто же им надел обомшелые сталинские шинели? — отметил в блоге на «Эхо Москвы» журналист Александр ГОРОБЕЦ. — В Украине, как мне кажется, вовсе не случайно кивают на... Москву». 14 сентября 2013 РИА Новости распространили такую информацию: «ОАО «Газпром» и Международная федерация футбола (ФИФА) подписали соглашение на 2015—2018 годы, согласно которому компания получит статус официального партнера проводимых федерацией соревнований, включая чемпионат мира по футболу в 2018 году в России. Эта дружба, замешенная на колоссальных денежных суммах, как не трудно догадаться, имеет, кроме всего прочего, достаточно конкретные цели. Одно, считаю, уже точно известно, — пробить... буквально выцарапать согласие ФИФА на реализацию безумной, маразматической идеи проведения Объединенного футбольного чемпионата России и Украины»...
Кому и для чего это нужно — нетрудно догадаться. Вы же, думаю, не забыли, что под этот проект «Газпром» выделяет миллиард долларов США. Не правда ли, завидная щедрость. Будто бы у самой России нет больше никаких проблем, чем склонить Украину стать вместе с РФ единым футбольным государством. Получается, что кому-то очень хочется хоть в чем-то, но побыть с Украиной одним членом... Поэтому я спрошу: а где гарантия того, что решение ФИФА от 27.09.2013 г. по сборной Украине и стадиону «Арена Львов» не плата со стороны международной федерации России за богатое спонсорство?
Как пишет украинская и зарубежная пресса, дисквалификация стадиона на такой длительный срок — беспрецедентный случай. Обычно запрещения ФИФА на проведение матчей на провинившихся аренах ограничиваются несколькими играми. В последнее время лишь сборная Сенегала понесла в какой-то мере сравнимое с украинским наказание, когда в 2012 году Национальный стадион в Дакаре был дисквалифицирован на один год (!) из-за беспорядков, которые устроили местные болельщики во время отборочного матча Кубка Африки против Кот д’Ивуара. Но здесь вообще не зафиксировано ни одного нарушения общественного порядка, нет ни одного пострадавшего, а портреты лидеров национально-освободительного движения и пение гимна Украины наблюдателями ФАРЕ расценены, как неонацистские. А что было бы, если бы львовяне развернули на весь сектор, как это они иногда делают, портрет украинского гения Шевченко. Ведь Тарас Григорьевич у нас еще и усатый».
НЕРЕАЛИЗОВАНЫЙ КОЗЫРЬ
Футбольные функционеры сходятся в общем мнении: нужно признать проблему и просить уменьшения наказания за счет гарантий, что такие инциденты не повторятся в будущем. Гарантом этого мог бы выступить вице-президента УЕФА, почетный президент ФФУ Григорий Суркис. Именно он, по мнению футбольных экспертов, за счет своего авторитета может повлиять на изменение решения.
Суркис не прочь помочь. Но откровенно признается: ФФУ его об этом не просила. Да даже не ознакомила с материалами дела.
— Решение ФИФА застало нас с одной стороны врасплох, а с другой стороны — очевидные факты нарушения определенных тенденций, которые в настоящий момент находятся под микроскопом УЕФА и ФИФА. Вместо того, чтобы определенным людям в ФФУ, отвечающим за юридическую поддержку, в том числе того, что произошло на львовском стадионе, обратиться за советом — консультацией, они решили махать лозунгами. А сейчас мы получили решение, не дающее нам на финишной прямой в борьбе за путевку на чемпионат мира рассчитывать на поддержку болельщиков в Харькове, — сказал в эфире программы Шустер Live Григорий СУРКИС. — Я со своей стороны, в рамках апелляции, готов оказать национальной ассоциации поддержку, если в таковой она заинтересована. Я надеюсь, что мы поборемся за то, чтобы, как минимум, изменить решение по Харькову. Возможно, стадион в Харькове получит условное наказание. Дай Бог, чтобы нам это совместными усилиями удалось. Помогу, если меня ознакомят с документами, конечно. Не стоять же мне с протянутой рукой под Федерацией футбола и просить, чтобы мне дали документы. Но хочу сказать, что меня удивил ответ Анатолия Конькова. О том, что помощь моя не является необходимой, и Федерация футбола справится самостоятельно.
Почему Коньков не обратился за помощью к Суркису, объяснили на пресс-конференции в Доме футбола.
— Григорий Суркис — опытный футбольный функционер. К тому же, почетный председатель ФФУ. Мы не должны его просить. Он должен был сам сыграть на опережение. Может помочь — пусть поможет, — заметил первый вице-президент ФФУ Анатолий Попов. — Что перед ним на колени нужно становиться?
Такая позиция руководства ФФУ кажется странной для футбольных экспертов. Они убеждены: в борьбе за украинский футбол нужно использовать все средства и силы.
— Позиция ФФУ просто пугает. В то время как нужно бороться за интересы футбола до последнего, уже раздаются заявления смириться и смотреть футбол дома, — заметил в комментарии «Дню» футбольный эксперт, главный редактор журнала «Футбол» Артем ФРАНКОВ. — Апелляцию подадут, но остается открытым вопрос, насколько наша федерация способна использовать ресурс вице-президента УЕФА Григория Суркиса. Он «вхож» в главные кабинеты футбольного мира и повлиять на эти решения может. Но создается впечатление, что они никак не планируют использовать этот ресурс. Из-за антипатии, гордости, нелюбви. Я не знаю!
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Как рассказали в ФФУ, апелляцию ФИФА рассматривает на протяжении десяти дней. Но до этого времени решение вступит в силу и украинские футболисты 11 октября сыграют при пустых трибунах. ФФУ верит, что в ФИФА пойдут навстречу и рассмотрят дело раньше. Футбольные эксперты в этом сомневаются. Впрочем, и одни, и другие сходятся во мнении — если инцидент будет повторяться и в дальнейшем — у Украины могут аннулировать очки в группе. Или вообще — дисквалифицировать! Правила для всех одни. И украинским футбольным функционерам, как и болельщикам, нужно понять: или мы играем по установленным не нами правилам, или мы не играем на самом престижном чемпионате мира вообще.
Как пережить решением ФИФА, каковым бы оно ни было, написал в своем блоге на ua.tribuna.com бывший ультрас Сергей Болотников: «Прежде всего, нужно понять одну простую вещь — правила поведения устанавливаем не мы. ФИФА может запретить хоть изображение Микки — Мауса. Не нравится — играйте на первенство района. Хотите изменить правила — заработайте влияние и диктуйте условия. Собираетесь просто спорить, так хоть сформулируйте четкую мысль — например, что красно-черные цвета и все, что с ними связано, это не политика, а история. Но вряд ли это поможет. Выход только один. Ультрас, как и все, легко поддаются моде. Тогда, десять лет тому назад, фанаты безбожно пили до и после матчей... Сейчас настоящий фанат не пьет, не курит и занимается спортом. Тогда мы и подумать не могли о модульных шоу и баннерах на несколько секторов. Теперь без этого стыдно называть себя ультрас. Нет ничего проще и правильнее, чем внушить им, что модно и гордо быть именно ультрас — их не должны путать с какими-то нациками, считать «представителями партии «Свобода» на стадионе» и не обязательно поголовно хулиганами. Они крутые ребята, создающие особую атмосферу, без которой футбол выглядит пресно. Внушите им это, и они сами избавятся от лишнего!»
Вадим ЛУБЧАК, «День», Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Владимир ФЕСЕНКО: «Источник проблемы следует искать в нас самих»
Глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко комментирует «Дню» последнее заявление ФИФА относительно Украины.
— Господин Владимир, с вашей точки зрения, чего здесь больше — политики или спорта?
— Уже есть дискуссии вокруг организации ФАРЕ, которая мониторит проявления расизма и другие негативные проявления болельщиков на стадионах во время международных матчей. Сейчас ведется серьезный разговор, насколько незаангажированными являются эксперты, которые представляют эту организацию в Украине, ведь пока ощутим политический, идеологический контекст этого решения.
По поводу самой же ситуации, то очевидно, что были определенные нарушения со стороны украинских болельщиков, но были ли они настолько ощутимыми, достаточными для таких серьезных санкций — обвинения в проявлениях расизма, которые можно назвать пропагандой нацизма, — здесь у меня большой вопрос. И не только у меня. Даже в тех кадрах, которые сегодня демонстрируют как доказательство такого поведения, это очень заметно.
Вообще, мне кажется, что вокруг этой ситуации играет роль не столько политика, сколько срабатывает сугубо спортивная конкуренция. У Украины есть шансы пройти в финал ЧМ по футболу, и, как знать, возможно, со стороны той же Великобритании, такие шаги были бы оправданными. Впрочем, это лишь предположение.
Дальше. Тема обвинений в фашизме, расизме относительно Украины может использоваться в рамках нынешней информационной войны, которую проводят российские СМИ против Украины. То есть этот вариант также вполне допустим.
Однако пока я бы не спешил с выводами относительно этого вопроса. Безусловно, здесь, как минимум, не без политического контекста. Также я не исключаю, что, к сожалению, наши внутренние политические конфликты тоже могли дать импульсы для использования этой темы на уровне Международной футбольной ассоциации.
Сейчас главное — отстоять интересы нашей сборной и фактически всего украинского футбола для того, чтобы в будущем подобные ситуации больше не повторились. Ведь если сейчас нас могут притеснять достаточно искусственными обвинениями, то что может быть в дальнейшем, в более серьезных ситуациях? Поэтому в настоящее время нужно всем: и Суркису, и ФФУ забыть о своих прошлых конфликтах и объединить усилия ради собственной страны и украинского футбола. И здесь нужно забыть о внутриполитических конфликтах, потому что мы уже сейчас видим, что регионалы хотят использовать эту ситуацию для того, чтобы реанимировать свою так называемую «антифашистскую кампанию», которую они проводили еще весной. Это же тоже своеобразная проверка. Мол, вы видите, что обвинения в фашизме были небезосновательными и так далее. Но подобные конфликты разрушают страну и, в частности бьют по интересам украинского футбола. Здесь также нужно понимать, что сейчас спорт, и мы это знаем по братьям Кличко, по Андрею Шевченко, по нашим победителям олимпиад, — один из главных факторов формирования позитивного международного имиджа страны. Поэтому сейчас нужно возобновлять справедливость, и это касается не только спорта как такового, не только футбола, но и фактора международного престижа.
— Кому может быть выгодна эскалация скандала?
— Нет, я бы не стал сейчас кого-то конкретно обвинять. Но, для примера, почему я вспомнил Британию, потому что накануне Евро-2012 в Украине и Польше именно в британских СМИ появлялись обвинения в расизме в Украине, в криминале. Сегодняшний скандал также может использоваться для создания негативных фобий и критической атмосферы вокруг Украины.
Однако не будем спешить. Пока очевидно, что есть серьезные подозрения и небезосновательные обвинения в отношении тех людей, которые представляют подразделение ФИФА или организацию, которая мониторит проявления расизма на украинских стадионах. Если люди, которые якобы работают на ФИФА в интересах международного футбола, совмещают свою профессиональную деятельность или эти функции контроля со своими политическими, идеологическими, спортивными предпочтениями, то это уже довольно серьезное обвинение. Тут я вижу определенные интересы. Однако с тем, насколько объективны эти подозрения и обвинения, еще нужно разобраться. Если же основания для оценок заангажированности все же есть, то я думаю, что ФИФА должна сделать определенные выводы, проанализировать эту ситуацию.
— «Газпром» стал официальным партнером ФИФА на 2015—2018 гг. По вашему мнению, о чем это свидетельствует?
— Влияние, безусловно, есть, потому что Россия — спортивная страна, но я не сторонник того, чтобы во всем видеть ее влияние, какую-то такую тотальную войну, которую она ведет против Украины. Думаю, в этой истории есть все-таки больше внутренних составляющих. Я имею в виду, что отклики той «антифашистской» истерии, которая была весной, проявились именно в этом конфликте. Плюс я бы сказал, что конфуз состоит и в том, что, конечно, обвинения в отношении Украины являются несправедливыми, но, в то же время, сама проблема существует.
Всем известны факты проявлений, скажем так, не слишком цивилизованного поведения украинских болельщиков, когда играет национальная сборная, а следовательно, решение вопроса нужно перевести в плоскость обязанностей отдельных футбольных руководителей, чиновников, представителей правоохранительных органов. Нужно также сотрудничать с организациями движения болельщиков. Если этого не будет, то, к сожалению, мы с такими вопросами будем сталкиваться и в дальнейшем. Поэтому вполне очевидно, что сегодня есть определенные проблемы внутри самой Украины, а другие государства могут просто использовать их, исходя из своих спортивных или политических интересов. Я убежден, что источник проблемы нужно искать в нас самих.
Иван КАПСАМУН, Юлия ЛУЧИК, «День»
Выпуск газеты №:
№176, (2013)Section
Подробности