Украинские БТР. Российское лобби
или Почему предназначенные для иракской армии бронетранспортеры украинского производства арестовали в Индии
Судно со спецгрузом прибыло сюда после того, как в порту Умм-Каср иракская сторона не стала принимать партию из 42 машин, объясняя отказ трещинами в корпусах техники. При том, что в Одесском порту комиссия, в составе которой были представители Ирака, их приняла. Договориться с заказчиком «Укрспецэкспорта» так и не удалось, и Se Pacifica вынуждено было три месяца дрейфовать в Персидском заливе. По словам управляющего директора одесской компании Varamar (арендовала судно) Александра Варваренко, к берегам Индии судно отправилось, чтобы выгрузить 70 тыс. тонн украинского металла. Здесь судовладельцу предъявили претензии индусы, к которым товар опоздал почти на три месяца. «Индийский суд арестовал судно, от нас требуют 500 тыс. долларов неустойки», — сообщил он. И добавил, что весь груз вообще могут арестовать и пустить с молотка для покрытия издержек. Se Pacifica доставляла очередную партию украинских бронемашин, напомним, что в конце 2009 года Украина подписала контракт на поставку Ираку 420 БТР-4 на общую сумму $457,5 млн, и около сотни единиц уже приняты.
Проблемами конкурента спешит воспользоваться Россия: в СМИ уже появилась информация о том, что Ирак якобы желает вместо украинских БТР-4 заказать российские БТР-82, закрытые переговоры о чем проведут в ходе выставки RAE-2013 в Нижнем Тагиле. Собственно, перед поставкой предыдущей партии украинских бронемашин российские СМИ также писали о том, что Ирак готовится аннулировать контракт с Украиной. При этом в очередной раз общественность хотят убедить в том, что Украина продает не новые разработки, а несколько модернизированную технику советской разработки. «По ряду важных показателей БТР-3 и БТР-4 фактически не отличаются от своих предшественников БТР-70 и БТР-80. Броневая защита не усилена, а управление остается таким же сложным», — цитируют ныне журналисты свои неназваные источники.
Украинские же специалисты уверяют, что это не так. И обращают внимание, что даже компоновка БТР-4 принципиально отличается от той, которая была принята в качестве базовой при создании советских БТРов. Она отвечает стандартам НАТО: отделение управления находится в передней части, моторно-трансмиссионное — в средней, а боевое и десантное расположены сзади. В БТР-80 десант располагается в средней части машины.
На специализированных форумах активно обсуждается, не появились ли трещины в броне из-за того, что в качестве заготовки украинские производители используют бронекорпуса старых БТРов советского выпуска. Мол, трещины — это следствие того, что в них вырезаются проемы под двери, «чего делать с бронекорпусом нельзя категорически». Оппоненты в ответ присылают ссылки на фоторепортажи из цехов «Лозовского кузнечно-механического завода», где для БТР-4 изготавливаются корпуса, а также — мосты. И ладно б только на форумах обсуждалось, но ведь еще зимой представитель комиссии по вопросам безопасности и обороны иракского парламента Шиван Мухаммед Таха обвинил Украину в том, что она передает «очень старые, ржавые машины, непригодные к эксплуатации».
Трещины совсем не обязательно появляются в старой броне, причиной может быть недоброкачественная сталь. В 1942 году в советскую армию с трещинами бронекорпусов поступила часть танков Т-34. Прокуратура тогда выяснила, что выплавляемая на Ново-Тагильском заводе сталь марки «8с» «отличается крайней неоднородностью по своему составу, главным образом по содержанию углерода, фосфора и кремния». Сейчас для производства брони используются новые сплавы, но смысл не меняется: нарушив технологию производства, получаем худшее качество. Если в случае с украинской бронетехникой также речь идет о браке, то это, естественно, станет пятном на репутации украинских производителей. Но, по крайней мере, Украину нельзя будет обвинить в попытке наглым образом обмануть заказчиков.
Ранее, пока судно с украинской техникой находилось в иракском порту, эксперты допускали, что Ирак все же примет ее по более низкой цене. Специалисты харьковского ГП «Завод им. Малышева» готовы были прибыть туда и устранить брак на месте. Но сейчас, когда партия бронемашин находится под арестом, надеяться на то, что именно эти машины попадут в иракскую армию, не верится. Хотя для Украины лучше все-таки решить вопрос с выплатой неустойки, ведь она значительно ниже стоимости самих бронетранспортеров, каждый из которых стоит более $1 млн. Но еще до того, как Se Pacifica прибыла в Индию, собственники судна жаловались, что экспортеры («Укрспецэкспорт», «Укроборонсервис» и компания «Прогресс») за простой судна не платят. И вариант выгрузки в порту «третьей страны с последующим ходатайством в суд об аресте техники» не исключался.
Впрочем, сейчас на кону не только конкретно эта партия бронетранспортеров, но и репутация украинских производителей. Сейчас Украина вплотную подошла к заключению контракта на модернизацию БТРов для Египта, и информация о бракованной технике может навредить. Без сомнения, проблемы, которые возникли у украинских производителей бронетехники с заказчиком, повлияют на дальнейшую работу с потенциальными покупателями. Однако ставить крест на БТР-4 не стоит. Особенно с учетом того, что украинская бронетехника все-таки более дешевая, чем западные аналоги.
Можно привести примеры, когда бронетехнику продолжали заказывать, несмотря на изначально подпорченную репутацию. Так, американский БТР Stryker во время войны в Ираке в 2003 году показал себя далеко не с лучшей стороны, при этом замечания были практически по всем параметрам. В частности, броня не выдерживала прямое попадание снаряда гранатомета или пули, выпущенной из крупнокалиберного пулемета. К концу 2004 года специальная комиссия Пентагона подготовила доклад о результатах применения этой техники в условиях реальных боевых действий. Программу думали даже свернуть, тем не менее оборонное ведомство США от использования БТР Stryker не отказалось. Хотя устранение ряда дефектов увеличило стоимость бронемашин. А усиление брони привело к тому, что они стали менее удобны в перевозке — необходимы дополнительные самолеты для перевозки модулей брони и навесных решеток.
К слову, этим летом минобороны Ирака заказало именно бронемашины Stryker, которые 10 лет назад здесь же и доставили хлопот. Сообщалось, что Ирак рассчитывает получить 50 новых бронемашин с радиационной, химической и биологической защитой, а также запчасти к ним. Общая стоимость американских бронеавтомобилей оценивается в $900 млн.
В общем-то это свидетельствует о том, что Украине, которая не имеет такого влияния, как те же США, в дальнейшем будет по-прежнему трудно соперничать с подобными сильными конкурентами. Ведь непосредственно контракт на поставку украинской бронетехники Ираку многими воспринимается исключительно как своеобразная плата Америки за украинскую помощь (в Ираке находился украинский миротворческий контингент).
Между тем, за часть этого рынка борется и Россия. У нее уже есть контакт с Ираком на поставку вооружений (была информация о 30 ударных вертолетах Ми-28Н и 42 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1») на сумму свыше $4,2 млрд. Украинские эксперты отмечали, что в иракском правительстве и парламенте Россия имеет серьезных лоббистов.
Выпуск газеты №:
№182, (2013)Section
Экономика