Об «асимметричном ударе» России
Способна ли украинская элита бороться за бренд «Киевская Русь»?![](/sites/default/files/main/articles/09102013/4pamyatn.jpg)
Когда я читал книгу воспоминаний Евгения Грыцяка о Норильском восстании, то не мог надивиться одной вещи. Узники-россияне, которых «гуманная» советская власть упрятала в сибирские лагеря, не переставали бредить Российской империей и шли откровенно на конфликт с украинцами, когда те говорили о независимости Украины. Как пишет Грыцяк, «на одном из тайных совещаний ведущие российские узники договорились, что, в случае свержения большевистского строя, они должны снарядить на Урале такой плотный заслон, чтобы через него не мог проникнуть из Сибири ни один бандеровец». Чтобы, не доведи Господи, узники-бандеровцы не отделили Украину от России. Маразм, скажете вы. Да, маразм. Но один из российских узников откровенно признался Грыцяку: «Но Россия без Украины — это уже не Россия». Похоже, он был прав.
Поэтому россияне восприняли провозглашенную независимость Украины как «досадное недоразумение», которое со временем можно будет исправить. В конечном итоге, за двадцать один год независимости наше государство так и не смогло вырваться из экономических, политических и культурных «объятий» России. Теперь же, когда сделаны несмелые шаги Украины в сторону Евросоюза, с которым предполагается создание зоны свободной торговли, это вызывало настоящую истерику у нашего «северного брата». От этих шагов Украины не в восторге и властные российские политики, и оппозиционные. Однако есть исключения. Один из них — Дмитрий Быков, литературный критик, писатель, в конечном итоге человек, критически настроенный по отношению к нынешней российской власти.
Недавно прочитал эссе этого автора «Они и мы». И всем советую прочитать. Оно доступно в Интернете. Начинается эссе интригующе (привожу цитаты на языке оригинала, чтобы меня не обвинили в переиначивании мыслей автора):
«Когда говорят, что Украина не способна нанести Кремлю симметричный удар, я соглашусь.
В торгово-экономическом плане она действительно мало что может противопоставить российским санкциям.
Зато в ее распоряжении — целый арсенал крайне болезненных для Москвы ассиметричных ответов.
Более того, Украина способна так ударить по архетипическим символам России, что двухглавому орлу, не ровен час, придется подтверждать свою родословную».
Быков как тонкий знаток русской культуры прекрасно понимает: украинцы сыграли не последнюю роль в ее конструировании. Прочитайте хотя бы статью этого автора «Третий том» о «конструировании» Николаем Гоголем Украины и России. Быков осознает, что немало важных символов России — это, собственно, не только символы российские, но и украинские. Или по крайней мере их можно интерпретировать как украинские. А в нынешней России значение символов, символической власти непропорционально большое. Хотя не только в нынешней. Так было, так, вероятно, будет и дальше.
По мнению Быкова, пропагандистская машина России убедила россиян и, в конечном итоге, весь мир, что Украина — неотъемлемая часть исторической России, что она — колыбель православия, а Киев — «матьгородоврусских».
«Теперь, — пишет дальше этот автор, — эта идеологическая дубина оказалась в руках Виктора Януковича, которого кремлевская пропаганда не успела вовремя маркировать как «изменника». И Киев может отныне над Кремлем издеваться, медленно и со вкусом разрушая эти песочные замки один за другим.
Для этого не обязательно быть экономическим тяжеловесом. Например, для начала пригласят в гости Папу Римского...
Канонизируют киевского князя Аскольда, принявшего христианство за 130 лет до Владимира. Начнут регулярные полномасштабные учения с НАТО. Запретят дискриминацию геев.
Издадут полное собрание сочинений Пушкина на украинском языке. Арсенал недорогих, но крайне оскорбительных для официальной Москвы поступков можно продолжать бесконечно.
Если у украинских элит хватит изобретательности, то они и вовсе могут начать бороться с Кремлем за бренд «Киевская Русь». Киевская Русь — как «истинная европейская Русь» в противовес поздней азиатской франшизе.
Начать с мелочей, пройтись серией ударов по мифологемным почкам, а затем нацелиться на нокдаун. Мол, «парни, все это время вам впаривали подделку! Покупайте натуральное из Киева. Прямые поставки».
А если в мировых столицах подтвердят, что, мол, да, Ukraine is the real Russia — это уже будет серьезно.
Скажете, что вся эта мифологическая чепуха не будет иметь отношения к реальной политике? А что в современной российской политике имеет отношение к пресловутой real politic?..
Слабость современной России как раз и состоит в гипертрофии ее символической повестки.
И тут уже будет неважно историческое правдоподобие. Россия сама последовательно придавала Украине ореол главной жемчужины в новой имперской короне. И Киеву, собравшему под крыло прагматичной Европы, теперь вполне под силу играться этим ограненным символом, лишая Москву ее козыря на «историческую русскую монополию».
Конечно, в этих рассуждениях немало иронии относительно символической власти. Хотя, нравится это нам или нет, но символы играли, играют и, вероятно, будут играть далеко не последнее место в реальной политике. И в приведенных рассуждениях Быкова есть немало правды. Так, в современной России заметны перегибы с символической властью. Одна лишь теория «русского мира» чего стоит! В таких условиях Украина с ее символическим потенциалом имеет неплохие шансы нанести России асимметричный удар.
Не знаю, много ли пользы даст перевод и издание полного собрания произведений Пушкина на украинском языке. Но если бы издать собрание произведений Достоевского на этом языке, да еще и с предисловием, где говорилось бы об украинских корнях писателя, о том, что в его языке встречаются украинизмы, а в его восприятии мира много украинского, это был бы удар. Достоевский же не Пушкин, его в мире хорошо знают. Или, например, издать на этом языке произведения Антона Чехова, который, кстати, откровенно говорил о своем украинском происхождении. Чехов тоже неплохо известен на Западе. ...Разумеется, это мелкие шаги.
Другое дело, способна ли современная украинская элита даже на такую мелочь? И вообще, способна ли она бороться за бренд «Киевская Русь» и доказывать западным соседям, что настоящая Русь — Украина? Боюсь, ответ будет негативным. Наши властители и даже большая часть интеллектуалов «очарованы на Восток», на «большую и могучую» русскую культуру. Они даже не представляют, что может быть иначе. Поэтому гипотетический асимметричный удар со стороны Украины по «северному брату», о котором говорит Быков, кажется очень проблематичным.
Но поднятый Быковым вопрос заслуживает внимания. Однако давайте подойдем к нему с немного другой стороны. Да, символический мир не всегда отвечает реалиям. Но было бы ошибкой утверждать, что этот мир абсолютно оторван от реалий. В большей или меньшей мере он их отражает. Вот здесь и возникает вопрос, почему так много украинского есть в символическом мире России? И почему Россия не мыслит себя без украинских символов — не только Гоголя, Достоевского, Чехова, но и Владимирова крещения, мифологем Киевской Руси, Киева как «матери городов русских» и т. д., и т. п. Не стоит ли за этим что-то сущностное?
Без сомнения, стоит. Северо-восточная Русь, так сказать, «коренная Россия», была финской территорией, колонизированной русами-украинцями. Здесь русы, став доминирующим слоем, утвердили свой символический мир, который, в значительной мере, был связан с распространяемым ими православием. На этой территории образовался специфический этнос, который нуждался в постоянной подпитке со стороны русов-украинцев, особенно в плане символическом. Даже название «Россия» было взято у украинцев.
Напомню некоторые важные моменты. В начале XIV века, благодаря стараниям украинца Петра Ратенского, произошло поднятие Москвы как религиозного и культурного центра. И в XIV, и в XV веке, когда происходило становление Московии, собственно российской государственности, наблюдалась постоянная миграция священнослужителей из Украины в Россию. А особенно эта миграция стала заметной во второй половине XVІІ — в начале XVІІІ века. Тогда большую часть высшего православного духовенства России, то есть ее интеллектуальную элиту, составляли украинцы. Украинец Феофан Прокопиевич фактически стал творцом российской имперской идеологии во времена Петра I. И немало российских имперских стереотипов — это как раз его творение. Но эти творения, в определенном смысле, были и украинскими, ведь вырос Прокопиевич на традициях украинской культуры и, закономерно, вносил их в культуру русскую. Так же это делали (сознательно или бессознательно) упомянутые Гоголь, Достоевский, Чехов. И не только они. Взять хотя бы русскую религиозную философию, своеобразную квинтэссенцию русской культуры конца ХІХ — начала ХХ века. У ее истоков стоял украинец Памфил Юркевич. А отец этой философии, Владимир Соловьев, готов был видеть в лице Григория Сковороды своего предтечу.
Вообще следует присмотреться, какую роль играли украинцы в политической и культурной жизни Российской империи, Советского Союза, в конечном итоге и современной России. А что уже говорить об украинской трудовой эмиграции (добровольной и принудительной) в России. Благодаря ей осваивались новые территории — Сибирь, Дальний Восток.
Ведя речь об отношениях Украины и России, российские пропагандисты использовали разные метафоры. Во времена СССР распространенной была метафора России как «старшего брата» Украины. Недавно на передаче «Шустер-лайф» услышал я еще «лучшую» метафору — мол, Украина — это дочь России, которая выросла и захотела стать самостоятельной. При этом в студии никто, даже национально настроенные украинские политики, не протестовали против такой унизительной и фальшивой метафоры. Так сильно в нас укоренился комплекс неполноценности! Но если уже прибегать к метафорам, то Украина для России является постоянным донором. Донором не только и не столько материальных ценностей (хотя это было и есть), сколько донором человеческого потенциала. Без украинцев Россия бы перестала быть и славянской, и православной, потеряв при этом свой символический мир. В этом смысле Россия действительно без Украины жить не может. Кстати, сегодня на улицах больших российских городов все больше и больше появляется людей неславянского происхождения, а в Москве мусульманские праздники отмечает приблизительно такое же количество людей, как и православные.
Конечно, политически, экономически Россия без Украины жить сможет. Другой вопрос — останется ли она Россией.
Начало темы: «Чем угрожает Украине поиск россиянами своей идентичности»
Выпуск газеты №:
№183, (2013)