«Путь водяных мельниц»
В Украине до сих пор остаются incognita эти эстетичные и функциональные туристические объектыВ последнее время достаточно часто говорят о туристическом потенциале Украины. Природа, замки, храмы — это то, что должно притягивать иностранных туристов. Но почему-то не очень притягивает. Сразу находятся видимые причины такой ситуации: кучи мусора, замки в руинах, а храмы «почему-то» зачастую горят. Дорог нет, туалетов нет, инфраструктура — на нуле, но потенциал огромный... Немногие говорят о том, что при отсутствии внутреннего туризма и внешнему неоткуда взяться. А внутренний туризм в Украине находится в зародышевом состоянии, и не секрет, что наших туристов чаще можно увидеть где-то в Египте или в Турции, чем, например, в Житомире или в Глухове.
По-видимому, потому практически никто у нас не знает еще об одной разновидности туристических объектов — водяных мельницах.
«ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЗАМКИ»
Водяные мельницы появились у нас еще в древнерусские времена. Сначала их было немного, но со временем количество этих мельниц возросло. В ХІХ веке только на Правобережье работали тысячи водяных мельниц, а количество готовой муки измерялось сотнями тысяч тонн. Некоторые мельницы имели по четыре, пять и даже шесть этажей.
Большинство водяных мельниц Украины строили в местах, со значительным перепадом воды. Лидерство по их количеству держали Побужье и Надросье. Но время и люди не были милостивыми к этим хозяйственным объектам. Подавляющая часть мельниц давно разрушена, действующих осталось немного, а работающих от энергии воды, — вообще единицы. Но значит ли это, что о них стоит забыть? Ведь пусть их уже далеко не тысячи, но достаточно, чтобы сформировать десятки туристических маршрутов.
Даже бывалый путешественник удивленно остановится на дамбе в Городище-Пустоваривском (Володарский район Киевской области). Бурная каменистая Рось тут закована в громадье двух огромных мельниц — кирпичной и каменной, которые соединены подвесным мостиком. Вода прорывается сквозь шлюзы, двумя бурными потоками, омывая прибрежные скалы. «Да это лучше, чем западноукраинские замки» — часто вырывается здесь у туристов, которые раньше путешествовали исключительно на запад. И не меньшее восхищение вызывает путешествие во внутренности рабочей мельницы. Машины, механизмы, шкивы, нории, валы и даже крупорушка — всем этим пронизаны помещения, и все это живет, шевелится, работает. А вокруг сохранились: мощная гранитная подпорная стена, хозяйственные помещения, амбары. Фактически — готовый музей водяного мельничного дела. Здесь бы еще реставрацию провести. Но у государства нет средств для восстановления таких достопримечательностей. А те, у кого они есть, не хотят браться за восстановление, сравнивая государство, с «собакой на сене». «Да нам тут сделать гостиницу, с музеем и рестораном, — запросто! Так никто же не дает, потому что — памятник!». Вот так и разрушаются красавцы-мельницы. В Пугачивце стоят лишь трехэтажные стены, в Зрайках сделали стихийный нужник, доживает свое большая мельница в Тетиеве.
Некоторые водяные мельницы совмещают в себе функции мукомольных предприятий и маслобоен. Такой экзот сохранился в Шамраивке (Сквирский район, Киевской области). Оборудование маслобойни имеет уже свыше, чем столетний возраст, как и рецепты. Правда, в Шамраивке мельница работает от электродвигателя, а вот в селе Коржова (Уманский район Черкасской области) благодаря усилиям семьи энтузиастов колесо мельницы крутит вода.
Лишь в бассейне Роси сохранилось около трех десятков старинных водяных мельниц. Среди них есть небольшие сооружения (например, в Зрайках и Чубинцах), а есть и настоящие гиганты (в Сыняве, Бушевом и Городище-Пустоваривском). Есть мельницы, похожие на большую трансформаторную будку, но большинство легко спутать со средневековыми замками.
КАЖДУЮ ВОДЯНУЮ МЕЛЬНИЦУ НУЖНО ОТКРЫВАТЬ, КАК КОЛУМБ АМЕРИКУ
А сколько же прекрасных водяных мельниц на Побужье! Конечно, уже не две тысячи, как было в ХІХ веке, но — все равно — много. По-видимому, не менее сотни. Точнее сказать трудно, ведь информации почти нет. Каждую водяную мельницу нужно открывать, как Колумб Америку. А есть же еще и другие реки, и, ввиду их количества, можно говорить об огромном потенциале «мельничного» туризма в Украине. Но, чтобы потенциал не остался лишь потенциалом, нужно решить ряд проблем, и, в первую очередь, проблему дефицита информации.
Водяные мельницы нужно рекламировать как первоклассные туристические объекты. Эффектной такая реклама будет лишь с использованием интернета и разработкой оптимальных туристических маршрутов. В настоящее время в Украине существует веб-ресурс, посвященный мельницам, и не только водяным, но и ветряным. Но этот ресурс относительно слабо проиллюстрирован, потому в надлежащей степени рекламировать туристическую привлекательность мельниц он не может. Существуют несколько сайтов, содержательно рассказывающих о водяных мельницах и обеспечивающих эти рассказы красивыми фотографиями. Но эти ресурсы не акцентируют внимания на туризме и имеют преимущественно краеведческое направление. А еще существуют туристические фирмы, готовые повезти туристов и показать им водяные мельницы, но они сомневаются, что туристы захотят ехать в такое путешествие без надлежащей рекламы. А для рекламы должен быть разработан маршрут — туристический продукт.
У наших соседей поляков существует популярный туристический маршрут «Путь деревянной архитектуры». В Украине давно работают над созданием аналогичного. При этом часто утверждают, что деревянная архитектура отражает общие историко-культурные особенности существования украинского этноса. А нельзя ли то же самое сказать о мельницах? Ведь известно, что украинцы всегда ели хлеба больше, чем другие европейские народы. А какой же хлеб без мельницы? Поэтому, по-видимому, маршрут «Путь водяных мельниц» был бы для нас не менее актуальным.
Следовательно, украинскому туристическому обществу нужен маршрут по водяным мельницам. Да и не только туристический, ведь вопрос сохранения памятников архитектуры важен для большинства наших граждан. Конечно, ввиду большого количества объектов, такой маршрут должен состоять из многих подмаршрутов, охватывая все регионы распространения водяных мельниц. В этот маршрут должны входить не только водяные мельницы, но и другие архитектурные и природные памятники, но акцентироваться внимание должно именно на мельницах. Такая популяризация этих объектов сможет решить проблему дефицита информации, и тогда, возможно, государство и зажиточные люди обратят внимание на катастрофическое состояние, потенциально привлекательных туристических объектов.
«Путь водяных мельниц» необходимо создавать поэтапно. Для начала нужен пилотный маршрут, охватывающий регион с высокой концентрацией водяных мельниц и относительно неплохой инфраструктурной составляющей. И такой маршрут уже разработан. Охватывает он бассейн Роси, включая водяные мельницы, а также многочисленные памятники архитектуры и природы, расположенные поблизости. Маршрут этот пока что не апробирован. Возможно, чтобы его реклама стала эффективнее, необходимо сначала провести инфотур для журналистов, несколько тестовых туров для рядовых туристов, создать путеводитель, а уже потом выходить на высшие уровни: обращаться к государственным органам и к спонсорам.
Украина должна сохранить водяные мельницы для будущих поколений. Туристическая популяризация в нынешней ситуации является единственным путем решения этой проблемы.
Выпуск газеты №:
№204, (2013)