Ив АНЬЕС: «Важно уметь уделять внимание тем фактам и процессам в обществе, которые кажутся не слишком заметными на первый взгляд»
Во время своего первого визита в Украину бывший главред Le Monde пообщался с читателями, студентами и «Днем».
«Французская журналистика потеряла ориентиры и сейчас находится в поисках», — считает Ив Аньес — в прошлом главный редактор газет Le Monde («Мир») и «Ouest-France» («Западная Франция»). Встреча с французским медийником, который впервые приехал в нашу страну, состоялась недавно в киевском книжном магазине «Є» при поддержке Французского института в Украине. Кроме своей работы в печати господин Аньес известен также как педагог — в свое время он возглавлял Центр подготовки и повышения квалификации журналистов и преподавал в ведущих университетах Франции. Гость представил украинский перевод своего «Підручника з журналістики», который вошел в Топ-20 лучших новинок нынешнего Форума издателей во Львове.
По словам Ива Аньеса, что хотя французская журналистика никогда и не претендовала на наличие собственной школы, но для нее все же свойственны некоторые характерные черты. К моменту превращения в автономную отрасль она длительное время находилась на перекрёстке политики и литературы. Немало французских писателей (Оноре де Бальзак, Эмиль Золя) и политиков (Жорж Клемансо, Жан Жорес) было также и журналистами. По мнению Ива Аньеса, такая генеалогия в значительной степени определяет современное состояние французской журналистики. Местные СМИ и до сих пор сохранили расположение к публичным дебатам и полемике, а воспитание у читателя определенного типа политического мышления они считают одной из своих главных функций.
В то же время связь с литературой побуждает французских журналистов внимательно и бережно относиться к языку. Хотя с появлением аудиовизуальных СМИ эта традиция имеет все шансы уйти в прошлое, сетует гость. В отличие от англосакской, французской прессе исторически не был свойственен принцип первенства факта — приоритет принадлежал комментариям и соответственно газетам с «собственным мнением». Но и от этой традиции медиасообщество постепенно отказывается.
Есть у французской журналистики и свои недостатки. Сегодня, по мнению Ива Аньеса, их даже больше, чем преимуществ. Медийники часто имеют завышенную самооценку и страдают эгоцентризмом. Журналистской среде свойственна разъединенность и неорганизованность — во Франции одновременно действуют семь отраслевых профсоюзов и свыше десятка других организаций, представляющих издательскую сферу. Для работы журналистом официально не нужен никакой диплом, а удостоверения выдают каждому, кто проработал в медиакомпании свыше трех месяцев. Трудовое законодательство, которое определяет принципы деятельности СМИ во Франции, было сформировано по большей части еще в 30-е годы прошлого века. «Все это, а также экономический кризис и конкуренция с интернетом делает позиции французской прессы достаточно шаткими, — вздыхает Ив Аньес. — По результатам социологических исследований лишь половина французов доверяет журналистам». Напомним, что этот показатель близок к украинским реалиям — по данным общенационального опроса, проведенного в мае этого года фондом «Демократичні ініціативи» им. Илька Кучерива вместе с социологической службой Центра им. А. Разумкова средствам массовой информации доверяет 58 % украинцев.
В целом французский медийник достаточно критически оценивает нынешние тенденции во французских СМИ.
— Лично я нахожусь в оппозиции к многим своим коллегам и, в частности, к парижским журналистским кругам, — отметил Ив Аньес. — Это — небольшая каста людей, имеющих свое мнение по любому поводу, и знают «все обо всем». В то же время, ссоры между политиками их интересуют больше, чем реальные события. Мне кажется, во времена, когда я был сотрудником Le Monde, журналисты работали более профессионально. Это касается как освещения внутренних событий, так и международных тем — например, журналист, который должен был писать о какой-то стране, ехал туда на несколько месяцев, чтобы лучше ее понять. В наше время такой практики почти нет. Кроме того, сегодня во французской журналистике и обществе в целом существует понятие определенной доминирующей морали, политкорректности. Лично я против этого и считаю, что журналисты должны иметь полную свободу. Наша профессия заключается как раз в том, чтобы вмешиваться, иногда даже грубым образом, в самые болезненные вопросы.
Еще одна проблема, которая глубоко тревожит Ива Аньеса, касается вопроса журналистской этики. Уже на протяжении многих лет он выступает за создание во Франции органа, который бы занимался этой сферой, по образцу существующих в 20 европейских и многих других странах мира. По словам гостя, французское законодательство в том, что касается защиты свободы прессы, достаточно развитое, но оно, подобно всем другим законам, определяющим права и свободы граждан, защищает в большей степени права меньшинств. Зато формулировка конкретных этических правил работы журналиста остается вне законодательной сферы. В то же время, во многих французских редакциях и издательских группах есть внутренние этические хартии, но даже их часто не придерживаются, сетует французский гость. Речь идет даже о таких больших и солидных изданиях как Le Monde.
Хотя откровенной цензуры и табуированных тем, по мнению Ива Аньеса, во французских СМИ нет, взгляды владельцев или официальная позиция государства все же определенным образом влияют на их работу. Так, например, канал «TF1», владельцем которого является международная группа строительных компаний, вряд ли станет рассказывать о скандалах, связанных с ее деятельностью. Много изданий не скрывают своих политических симпатий — в частности, газета Le Figaro считается правой, а L’Humanite освещает позиции левых партий, в первую очередь, Французской коммунистической партии. Кроме того, в связи с непростой экономической ситуацией, журналистам все чаще придется оглядываться на рекламодателей.
Несмотря на все это, по оценке Ива Аньеса, французская журналистика остается достаточно влиятельной в мире и, прежде всего, во франкоязычном, поскольку англоязычные версии изданий — все еще — малораспространенная практика. Но и это не так мало, ведь, носителями французского языка в мире являются свыше 200 миллионов человек.
После завершения встречи, несмотря на усталость от авиаперелета и напряженного общения с публикой, Ив Аньес согласился ответить на несколько вопросов «Дня».
— Мсье Аньес, как вы считаете, отличается ли функция журналистики в европейских демократиях и в развивающихся странах?
— Да, у журналистов в разных странах есть разный объем средств и разная история и традиции, но функция та же — собирать информацию и предоставлять ее людям. Скорее речь идет об отличиях в задачах, которые ставит перед собой каждое конкретное издание. Так, во Франции есть большие СМИ, освещающие общеполитические темы, но очень развита также и журналистика более узкой специализации — пресса отдельных отраслей или предприятий.
— Может ли, по-вашему, журналист быть, в то же время, и общественным активистом? В Украине вокруг этой темы продолжается много дискуссий.
— Считаю, что кроме тех журналистов, которые работают в партийных изданиях, все другие должны избегать высказываний собственной позиции, их функция — наблюдать. Когда я работал в газете «Le Monde», мне как сотруднику было запрещено становиться активными членом той или иной партии и подписывать любые петиции. Должен признать, что обязательство хранить нейтралитет ставит журналистов в достаточно некомфортную ситуацию. Когда ты пишешь, придется силой сдерживать свои эмоции относительно того или иного факта. Трудно идти против собственных убеждений, но иногда без этого не обойтись. Такую журналистскую нейтральность приходилось специально в себе воспитывать. Очень важным для журналиста, по-моему, есть умение уделять внимание тем фактам и процессам в обществе, которые кажутся не слишком заметными на первый взгляд. Часто СМИ пишут только о том, что находится в центре событий. В действительности же, очень много всего происходит и на периферии.
— В Украине, чтобы получить диплом журналиста, нужно учиться шесть лет. Во Франции — лишь два, а до того получают другое, базовое образование...
— Теоретически, документы в двухгодичную школу журналистики можно подавать, имея лишь аттестат о среднем образовании. Но там достаточно высокий конкурс, и люди, прошедшие подготовку в университете, имеют значительно больше шансов. Я убежден, что хороший журналист должен иметь мозг, который хорошо работает, а этого обычно легче достичь благодаря университету. Опыт учебы имеет очень большое значение. Это касается любой специальности, а не только журналистики. За три года в университете люди учатся анализировать, сопоставлять факты. А, собственно, тонкости профессии вполне можно понять и за два года. С другой стороны, окончательно сформироваться и осознать свою ответственность перед обществом журналист может лишь благодаря опыту работы в редакционном коллективе.
— Важна ли, по-вашему, специализация в журналистском образовании?
— Во Франции школы журналистики не готовят отдельно специалистов по политике или культуре. Они дают общую подготовку. Уже потом человек по своему призванию выбирает, какие темы и сюжеты ему более близки и по душе. Такая система кажется мне полностью оправданной. Лично я на протяжении своей жизни занимался самыми разнообразными темами — даже спортом. В то же время, как и в Украине, журналистское образование у нас предусматривает специализацию по видам СМИ — отдельно учатся будущие работники прессы, телевидения, радио, а интернет-медиа преподают всем.
— Может ли, по-вашему, пресса сегодня успешно работать, не привлекая к своей деятельности дополнительные мультимедийные средства и социальные сети?
— Я убежден, что разные медиасредства взаимно дополняют друг друга и только все они вместе образуют то, что можно назвать профессией журналиста. В то же время, я считаю, что в будущем ежедневная газета больше не сможет существовать лишь в печатном виде. Если мы заглянем лет на 20 вперед, то, думаю, увидим, что интернет станет основным средством распространения текущих новостей. А печатные материалы сосредоточатся на анализе, углублении темы и станут естественным дополнением к той информации, которая будет появляться в сети.
Во время своего тура по Украине Ив Аньес также посетил Львов. «День» выбрал самые интересные вопросы и ответы для «полноты картинки»
Екатерина Гладка, УКУ:
— Есть ли смысл молодым журналистам основывать новые издания, если уже есть такие медийные «монстры»?
— Здесь нужно говорить о появлении изданий в интернете, которые очень «ударили» по прессе. В настоящее время во Франции наблюдаем исчезновение печатной прессы и возникновение новой в интернете. У нас были созданы сайты, так называемой, независимой информации, которые никоим образом не подчинены тем большим медиа, которые существуют в настоящее время. Эти сайты дают как общую, так и специализированную информацию, и там работают очень профессиональные журналисты. Таких сайтов около 80 во Франции. Все же, нужно говорить и о том, что эти сайты, а некоторые существуют уже по 7—8 лет, так и не смогли достичь экономического баланса. То есть, затраты на них были больше, чем получили прибыли. Если взять, к примеру, газету Le Monde, то наша интернет-страница очень быстро обрела популярность. Ее читает множество людей, и она дает прибыль. В то же время, уменьшилось количество людей, которые покупают печатный Le Monde, но здесь срабатывает компенсация за счет нашего сайта.
Ярослав Назар, факультет журналистики ЛНУ им. И.Франко:
— Отличается ли чем-то журналистская профессиональная этика работников интернет-медиа?
— Базовые принципы профессиональной этики журналиста остаются обязательными для работников всех медиа. К примеру, два или три года тому назад Совет прессы в Квебеке рассматривал этот вопрос, и они пришли к выводам, что базовые принципы этического кодекса журналиста — едины для всех.
Если говорить об интернете, то в Европе существует понятие «право на забвение», особенно это касается частной жизни. Например, на сайте интернет-издания выложили информацию, что кого-то осудили. Эта информация пошла в архив сайта. Человека суд мог оправдать, или же человек отбыл свой срок заключения и вышел на свободу. Согласно принципу «право на забвение», его предыдущие ошибки забываются, но в интернет-медиа, такого быть не может, потому что прошлое сохраняется в архивах. Проблемы такого типа возникают в интернет-журналистике, и в настоящее время европейское сообщество думает над их решением.
Также, проблемой профессиональной этики в интернет-изданиях является проверка информации. Очень часто работники размышляют: «Мы поставим информацию на сайт, а проверим потом». Очень хорошо, если информацию проверят. Однако часто бывает, что никто ее не проверяет. Бывает так, что какой-то ресурс распространяет неправдивую информацию, а за несколько минут эту непроверенную информацию размещают другие издания, которые также информацию не проверяют.
Особенностью интернета является возможность свободного высказывания, реакция пользователей. Но комментарии пользователей — не только во Франции, но и во всем мире — часто касаются расизма и нацизма, что очень плохо.
Олег Будзинский, УКУ:
— С чем связана замена фактов комментариями в современной журналистике, и не может ли избыток эмоций в СМИ стать катализатором для проведения протестов на улице?
— Во-первых, использование избыточной эмоциональности в СМИ, как по мне, не может повлиять. Медиа, например, в политике не имеют определенного воздействия и реакции граждан на выборы в той же Франции. Но, эта эмоциональность в СМИ может вызывать протестные реакции общества, когда идет речь о безработице. Например, в предместьях французских городов недавно было много протестов эмигрантов, было сказано, что эти люди протестуют, потому что хотят быть услышанными. Медиа, конечно, усиливают эти протестные факторы, но не провоцируют их.
Юлия Сабадишина, УКУ:
— Что рядовой француз знает об Украине и как тема Украины представлена во французских СМИ?
— Французские медиа интересуются Украиной, но имеют очень мало информации о вашей стране. Обычно, все ограничивается политической жизнью и политическими процессами, перипетиями с утверждением демократии в Украине, проблема Тимошенко. Если нет кризиса управления в Украине, то французские медиа не уделяют особого внимания вашей стране.
Артур Бобрик, УКУ:
— Как французы оценивают шансы своей футбольной сборной в матче с украинцами?
— В целом мире спортивная пресса является шовинистической, она борется больше за зрелище, чем за спорт. Как следствие, французские спортивные журналисты говорят лишь о Франции, берут комментарии у игроков своей сборной — и все. Но от себя прибавлю, что французская команда в последнее время не очень радует своей игрой.
Подготовил Ярослав НАЗАР, Летняя школа журналистики «Дня»
Выпуск газеты №:
№209, (2013)Section
Медиа