София Киевская: последний аргумент
Депутаты предлагают лишать свободы сроком от трех до пяти лет — за разрушение национального наследия. При каких условиях инициатива будет иметь результат?
Ввести уголовную ответственность за разрушение и содействие уничтожению объектов культурного наследия в виде лишения свободы сроком от трех до пяти лет, ограничить высотность нового строительства, запретить строительство на территории буферных зон, увеличить размер штрафов с 8 до 34 тысяч гривен за нарушение требований законодательства об охране культурного наследия — это основные изменения, которые предлагает внести в законодательство группа народных депутатов и общественность. Инициативы отображены в проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения культурного наследия».
Актуальность этих изменений в нашем законодательстве назрела уже давно. Ведь если в Киеве общественность не может отстоять буферную зону Софии Киевской, в результате чего памятники национального и всемирного значения грозят исключить из Списка объектов мирового наследия ЮНЕСКО, что уже говорить о сотнях других историко-культурных объектов по всей Украине, на территорию которых посягают многочисленные застройщики?
Эксперты говорят, что такая ситуация в значительной мере предопределена недостатками действующего законодательства, которое, в зависимости от ситуации, можно трактовать по-разному. Например, в действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за разрушение памятников архитектуры, но при этом отсутствует ответственность владельцев и пользователей этих памятников за состояние их сохранности. И это часто приводит к тому, что исторические здания доводят до аварийного состояния, потом сносят и строят на этом месте новый объект. Или еще одна беда, в частности Киева: в нынешнем законодательстве нет требований относительно высотности застройки. Следствие этого — обезображенные, если не сказать разрушенные целостные архитектурные ансамбли. Примеры — София Киевская и безобразные высотки вокруг нее, которые закрывают всю красоту, Киево-Печерская Лавра и бесформенные бетонно-стеклянные конструкции на линии с куполами храмов.
— Сегодня Киевсовет превышает свои полномочия и продолжает выделять земли в буферной зоне Софии Киевской. Могу привести несколько примеров, когда благодаря согласованию чиновников разрушается наше культурное наследие. Это — в Десятинном переулке, где в настоящее время ведется строительство, хотя никакого согласования на это с Верховной Радой Украины не было. Такие же обстоятельства и на Гончара 17/23, и в Александровской клинической больнице. Я считаю, что сегодня этот законопроект может спасти наше культурное наследие. И не только Киев. Потому что такая же ситуация — и в Одессе, и в Черновцах, и в других городах, — объясняет адвокат, глава ОО «Андреевско-пейзажная инициатива» Марина СОЛОВЬЕВА.
Эксперты говорят, что незаконное строительство в 2012 году велось в пределах охранных зон памятников, которые находятся на балансе Национального заповедника «Херсонес Таврический», Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Национального культурного заповедника «Каменец», на территории Бахчисарайского историко-культурного заповедника и других. Однако принять закон — это только начало дела. Нужно сделать так, чтобы он заработал.
— Законопроект уже зарегистрирован, но радоваться рано, потому что впереди большая работа, — говорит народный депутат Дмитрий АНДРИЕВСКИЙ. — Нам с нашими коллегами нужно будет серьезно поработать, чтобы он был принят. У нас — 178 депутатов, которые принадлежат к оппозиции, 40 внефракционных депутатов. Также думаю, что, если нашу позицию изложить коммунистам, — а они любят вещи, которые дают неплохой пиар, — то можно будет собрать голоса и воплотить данный закон в жизнь. Также мы предлагаем органам охраны культурного наследия до 1 июля следующего года создать единый реестр памятников. Я уверен, что такие наработки в Украине уже есть. Мы еще подумаем, каким документом закрепить этот перечень, чтобы не было никаких сомнений, к какой категории памятников относится то или иное здание.
Авторы законопроекта уверены, что предложенные изменения в законодательстве будут сдерживать аппетиты чиновников.
— Мы как представители общественности обратились к каждому депутату в Верховной Раде с просьбой поддержать данный закон. Этим законопроектом планируется внести изменения в основные законы, которые касаются охраны культурных памятников и градостроения, и, что больше всего меня радует, — в Уголовный кодекс Украины. Законопроект предлагает внести изменения в объективный состав преступления за уничтожение памятников. Если раньше предусматривалась ответственность за действия, направленные на уничтожение, то теперь мы имеем надежду, что можно будет людей, которые ничего не делают для сохранения памятника, привлечь к ответственности. Как адвокату мне эта идея нравится. Потому что Пейзажную аллею мы отстаивали шесть лет. В результате есть решение суда, которое закрепляет статус этой территории. Но при этом ни один человек не был наказан и не понес ответственность за то, что там планировалось сделать. К сожалению, сейчас потенциальных объектов в буферной зоне Софии Киевской — больше 50. Столько отвел Киевсовет земельных участков под строительство, — говорит юрист Ирина НЕВМЕРЖИЦКАЯ.
Юристы обещают: как только закон заработает, они будут использовать его в качестве механизма влияния на власть. Однако есть и те, кто скептически относится к мнению, что изменения в законодательстве сразу изменят к лучшему ситуацию с сохранением объектов культурного наследия.
— Изменения должны теоретически повлиять на ситуацию. Почему теоретически? Потому что практически законы, которые на сегодняшний день действуют в Украине, тоже позволяют оберегать культурное наследие — хотя и не так хорошо, как с этими изменениями, — убеждает народный депутат Александр Бригинец. — Мы знаем, что есть статья законодательства об уголовной ответственности за преднамеренное разрушение объектов культурного наследия. Но она так ни разу и не заработала. Поэтому мы добавляем норму о «непредпринятии мер по предотвращению их уничтожения». Обращаю внимание на то, что речь идет об объектах культурного наследия, а не о памятниках. Памятник — это когда у объекта есть документ, а в Украине многие объекты не имеют такого документа. Приведу пример того, с чем я сейчас работаю. Это литейный цех завода «Большевик». Ему — 130 лет, это уникальный объект индустриального строительства, а его хотят уничтожить, чтобы сделать на этом месте «клеверную» развязку. Я пишу Попову возмущенное письмо, мол, как Вы можете разрушать этот дом, а он мне отвечает, что дом не является историческим. Что тогда является историческим — татаро-монголы?
Вот почему так важно до принятия закона создать единый реестр всех объектов культурного наследия. Перед тем, как попасть в сессионный зал, законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения культурного наследия» должен пройти рассмотрение в семи комитетах. Его авторы надеются, что это произойдет в ближайшие полгода. Дальше без общественности не обойтись: она должна контролировать и требовать принятия.
Выпуск газеты №:
№217, (2013)Section
Общество