Обереги Луки Долинского
Известный и неизвестный классик украинской иконописи![](/sites/default/files/main/articles/19122013/24sobor.jpg)
«А когда Он в храм вошел, то начал выгонять продавцов, к ним обращаясь: «Написано: «Дом Мой — дом молитвы, а вы из него сделали «пещеру разбойников» (Евангелие от св. Луки. 19.45-46). И, замахнувшись связкой веревок, перевернул столы менялам и скамьи — продавцам голубей, стыдя при этом и покупателей, которые слонялись в церкви между торговцами.
Такой сюжет изображен на большом полотне кисти художника Луки Долинского, созданного, вероятно, для интерьера собора св. Юра во Львове в 70—80-х годах ХVІІІ века (ныне сохраняется в экспозиции Национального музея во Львове). Чтобы люди, входя в храм и обращая свои помыслы к Богу, всегда помнили и заботились о чистоте и чуткости собственных душ.
Около 1745 года в Белой Церкви на Киевщине родился Лука Долинский (к сожалению, точной даты рождения будущего художника не установлено, потому что в изданиях «Словник художників» Е. Раставецкого и месяцеслове «Львов’янин» за 1863 год, на которые ссылаются все последующие исследователи, дана именно такая дата). Рано осиротевший мальчик попадает в Киев, где на его незаурядные способности в рисовании обращает внимание киевский греко-католический митрополит Ф. Володкевич, который и направил его во Львов.
По рекомендации Львовской митрополии талантливого мальчика зачисляют на учебу в мастерскую известного львовского художника Юрия Радиловского. В 1770—1771 годы вместе с другими учениками и художниками мастерской Долинский участвует в оформлении интерьера собора Святого Юра, создав более десятка композиций религиозного содержания: «Тайная вечеря», две наместные иконы и изображения восьми апостолов. К тому времени относятся и попытки создания молодым Долинским светского исторического портрета — портрет галицкого короля Льва Даниловича, который сохраняется ныне в Институте искусств Научной библиотеки им. В. Стефаника АН Украины.
Князь изображен в рыцарском облачении и подбитой мехом мантии, с короной на голове (!) и булавой в руке на фоне панорамы города Львова. Наверху — красноречивая надпись латынью: «Leo Princeps Russiae Fundator Urbis Leopolis» — «Лев, князь руський, основатель города Львова». Этот портрет, как считают современные исследователи, «стал важным политическим символом для украинской общины Галичины — наглядным воспоминанием о собственной государственнической традиции».
В 1772 году, вследствие раздела Речи Посполитой, Галичина отошла к Австро-Венгерской империи.
1 февраля 1775 года происходят изменения в личной жизни уже известного в то время художника — он вступает в брак с Екатериной Савицкой — львовской мещанкой из семьи портного. Мечтая об углублении своих знаний и получив разрешение митрополии, Лука Долинский в том же году едет в столицу империи, где поступает в Венскую академию искусств, которая была в то время одним из ведущих центров западноевропейской живописи. Австрийское искусство 2-й пол. ХVІІІ в. было под влиянием традиций итальянского барокко, в частности венецианской школы живописи ХVІІ — 1-й пол. ХVІІІ в. и ее ведущего мастера Джованни-Батисто-Тьеполо. Именно в Венской академии шлифуется талант художника. Он в совершенстве изучает технику аль-фреско, копирует произведения выдающихся мастеров прошлого в Цесарской галерее.
В Вене Долинский создает парадные портреты императрицы Марии-Терезии и цесаря Иосифа ІІ, которые посылает в Львов владыке Льву Шептицкому для украшения епископской палаты, которую в то время расписывал в технике аль-фреско львовский художник Симеон Градолевский.
В начале августа 1777 года Лука Долинский возвращается во Львов с похвальной грамотой и почетным перстнем Марии-Терезии. По заданию Львовской митрополии сразу берется за работу — дальнейшее оформление внутреннего пространства собора Святого Юра. Из работ того периода нам известны полотна маслом с изображением Пророков.
9 июня 1781 года художник Лука составляет договор с настоятелем собора Святого Юра, львовским епископом Петром Билянским о 4 полотнах для боковых алтарей церкви: «Покрова», «Св. Миколай», «Апостоли Петро і Павло» и «Юрій Змієборець», за которые снискал общее признание и получил перстень от цесаря Иосифа ІІ во время его пребывания во Львове в 1787 году. Последнее из них — величественная композиция «Святий Юрій-Змієборець», в которой «традиции киевской школы барочной живописи сочетаются с в совершенстве усвоенными нормами и приемами европейского искусства» (ныне в Национальном музее в Львове).
В период 1784—1787 годов Лука Долинский оформляет интерьер и иконостас церкви Святого Духа при греко-католической духовной семинарии (до нашего времени уцелела лишь башня-колокольня, сама же церковь разрушена немецкой бомбой в 1939 году). В уцелевших из иконостаса «праздничных» композициях «Різдво Христове», «Стрітення» и образа двух пророков в роскошно резном обрамлении легко прочитываются типологически-стилевые признаки, характерные для австрийского барочного течения западноевропейской культуры. Судя по художественной ценности сохраненных фрагментов (в Национальном музее), Святодуховский иконостас принадлежал к лучшим творческим достижениям украинского художника.
С конца 1770-х — начала 1790-х годов художник много работает в жанре портретной живописи, создавая образы митрополита Л. Шептицкого, епископа П. Билявского, Ф. Володкевича, М. Гриневецкого, М. Гарасевича, а также «восстанавливает» портреты семьи Корняктов, которые были в то время на хорах Успенской церкви (теперь во Львовском историческом музее).
Благодаря яркому самобытному таланту и большому трудолюбию имя Луки Долинского приобретает популярность далеко за пределами Львова. В 1807 году мастер получает официальный заказ на оформление интерьера и иконостаса Успенского собора в Почаевской лавре, которое продолжалось более трех лет. Оформленный Долинским интерьер собора сохранялся до 1861 года, когда по указанию русского царя Александра ІІ «униатский» иконостас заменили новым, в духе новых веяний православной церковной живописи. Первоначальный вид внутреннего пространства известен нам лишь из акварельного рисунка Тараса Шевченко — «Собор Почаевской лавры», выполненный поэтом в 1846 году. Однако отдельные разрозненные полотна кисти Луки Долинского сохранились в соборе до нашего времени — «Встреча Марии и Елизаветы», «Христос в доме Марфы», «Исцеление расслабленного». Эти произведения ярко указывают о переходе барочных тенденций к новому образно-композиционному стилю: уравновешенность форм, статичность фигур, пластичное моделирование, четкая линия силуэта, голубовато-серо-серебристая колористическая гама — характерные черты европейского классицизма нач. ХІХ века.
К последним значительным работам Луки Долинского принадлежат настенные росписи и иконостас церкви Святого Ануфрия во Львове, написанные художником в 1820—1921 годах. Эти произведения не сохранились, но по описаниям Ф. Лобенского в приложении к «Gazety Lwowskiej» (Ч. 28 за 1854 год), отличаются мастерством, которого «и сам Дюрер не постеснялся бы». Произведения мастера были также в монастыре в Подкамне, церквях сел Жовтанци, Мшана, Вороблевичи. Известно, что в мастерской Долинского воспиталась целая плеяда учеников, которые часто помогали в создании картин. Среди них известные мастера — Ф. Пьёнткович, Г. Суский и другие.
Умер Лука Долинский 10 марта 1824 года на 80-м году жизни и похоронен на Городоцком кладбище во Львове, которое, к сожалению, уже не существует.
Живопись Долинского на религиозную тематику, несмотря на почти полную ориентацию на европейское искусство, «можно считать последним аккордом классической украинской иконописи» — художественно-духовной составляющей частью европейской культуры и неотъемлемой частью украинского Львова.
Выпуск газеты №:
№234, (2013)Section
В конце «Дня»