Нужна «национальная сборная». Есть кандидаты?
Эксперты: цена нового правительства для будущего Украины сегодня слишком высока![](/sites/default/files/main/articles/30012014/1maydan1.jpg)
Вчерашнее заседание Кабинета Министров было «сентиментальным». В начале встречи теперь уже экс-премьер Николай Азаров попрощался с членами правительства и поблагодарил за четыре года «упорной работы по модернизации экономики» (заслуга спорная, и мы вернемся к ее оценке немного дальше в материале). Затем Николай Янович передал полномочия своему преемнику — и.о. премьер-министра Сергею Арбузову.
В соответствии с действующим Законом «О Кабинете Министров Украины», в статусе и.о. Сергей Арбузов может собирать правительство 60 дней (!). Все это время министры будут иметь те же полномочия, что и до отставки. А президент тем временем должен провести «кастинг» для формирования новой сборной правительства. Общественно-политическое и экономическое состояние в стране сигнализирует о том, что отбор должен быть чрезвычайно ответственный и серьезный. И хочется верить в то, что, невзирая на скепсис оппозиционных политиков и «накрученных» протестующих, в Администрации Президента это понимают. Но есть одно «но». И именно оно не дает быть на 100% уверенными в том, что на Банковой сделали правильные выводы из ситуации. И это «но» — закрытое заседание правительства, которое Николай Янович Азаров, провел в понедельник. Редакция «Дня», ссылаясь на действующее законодательство, направила запрос в Кабинет Министров с просьбой предоставить копию протокола этого заседания с дополнениями, если такие есть. На ответ у аппарата КМУ имеется пять дней. Поэтому пока ждем. Между тем депутаты ВРУ из «оппозиционного» лагеря сообщают, что «...заседанием правительства Украины в понедельник было принято решение об увеличении количества «Беркута» с 5 до 30 тысяч. Более того, были приняты решения правительства, позволяющие установить правительству чрезвычайное состояние без использования парламента. Комендантский час и запрет на свободное перемещение и так де-факто действуют в центре Киева последние полтора месяца». В частности об этом пишет на своей странице в социальной сети «Фейсбук» Леся Оробец. Откуда у парламентария информация, не отмечено. На сайте КМУ соответствующих распоряжений на время выхода материала в номер не было. Последние «обновления» нормативно-правовой базы правительства на веб-сайте датируются 22 января 2014 года.
Впрочем, следует отметить, что результаты заседания понедельника КМУ не являются объектом дискуссии в СМИ. А напрасно. Дьявол, как говорят, скрывается в деталях. Возможно, не было бы сегодняшнего взрыва, если бы и оппозиция, и СМИ вовремя реагировали на сигналы из Москвы, как, например, тот, о котором писал «День»: визит на украинские предприятия одиозного вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.
ВЧЕРАШНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ПРОШЛО ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАНЫ, СЕРГЕЯ АРБУЗОВА. ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КМУ ЭКС-ПРЕМЬЕР НИКОЛАЙ АЗАРОВ ПОПРОЩАЛСЯ С МИНИСТРАМИ И ПОБЛАГОДАРИЛ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА УПОРНОГО ТРУДА «ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Тогда не заметили четыре российских правительственных чартера, а теперь — активно делим должности в новом Кабмине. Оппозиция взвешивает все «за» и «против»: торгуется, чтобы «трудоустраиваться», чтобы не потерять лицо... А СМИ соревнуются, у кого «лучше» источники в аппарате власти.
Предлагаем развернуть «прицел» на 180 градусов: и СМИ, и оппозиции, и власти прежде всего. Ситуация, в которой сегодня оказалась Украина, действительно, очень критическая. Угроз — миллионы, а выход без потерь (человеческих, ресурсных, репутационных) — всего один. Кто знает, где он, и как туда дойти, а главное — кто готов повести? На какой-то из планерок в период Евромайданов в редакции «Дня», во время мозгового штурма относительно возможных лидеров, Лариса Ившина сказала: «Сегодня нужен тот лидер, которого придется просить». Ведь он понимает, что должен принять на себя обязательство вычистить то, что загнивало в стране последние 20 лет. Для нового правительства таких «лидеров» нужно два десятка...
У президента, как известно «Дню» из тех же источников во власти, на скамье запасных сегодня — ноль целых ноль десятых. Оппозиция, как видно из комментариев «Дню» в материале вчерашнего номера «Кто следующий», как-то самоустраняется от решения этого вопроса, ссылаясь на «преступность власти» и нежелание меняться... Позиция, по меньшей мере, безответственна. И абсолютно точно подметил директор Киевской школы экономики Павел Шеремета: «Не те времена, чтобы «играть безопасно» в ожидании выборов. Нужно ставить и добиваться выполнения своих условий (например, назначение своих министров, в первую очередь силовых, подписание Ассоциации с ЕС и т.д.). Нужно брать на себя ответственность и навязывать свою игру. Делать это и во власти, а не только за ее пределами. Прессовать по всему полю. Иначе это и дальше будут делать захарченко и табачники».
КОММЕНТАРИИ
Вадим КАРАСЕВ, политолог, директор Института глобальных стратегий:
— Главной проблемой при формировании антикризисного правительства являются не люди, кандидатуры, а идеи и функции. Какова должна быть идейная мотивация нового Кабмина? На мой взгляд, — идея национального единства и народного доверия. Национальное единство — как олицетворение императива сохранения государственности и национальной консолидации, а народного доверия — как воплощения доверия к правительству со стороны общества, общественности и народа. Учитывая кризис государственности, мало коалиционного оппозиционно-правительственного Кабмина или парламентского доверия, новому правительству должно доверять общество в целом, и оно вышло за рамки парламентских комбинаций и конфигураций.
Отсюда следует второй момент. Важны не люди, а функции. Можно поставить на пост министра внутренних дел самого миролюбивого силовика или голубя-силовика, вытеснив из силовых структур ястребов-генералов и беркутов-полковников, но вопрос о гражданском и парламентском контроле над силовыми структурами, МВД, всем сектором безопасности остается. Поэтому, прежде чем начинать игру, комбинировать разного рода модели формирования правительства, нужно четко выписать понятную и приемлемую для всей страны модель правительства, а не только для элит, парламента. Это первое и ключевое условие, чтобы затем, двигаясь в рамках указанной методологии и технологии, выйти на параметры и критерии нового Кабинета Министров. Если двигаться в этом концептуальном коридоре, это не обязательно должно быть только парламентское правительство (состоящее из представителей парламентских фракций) или только оппозиционное. В нем должны быть собраны самые лучшие, профессиональные и авторитетные политики и эксперты, которые могут обеспечить на уровне парламента, а главное — исполнительной власти, возврат к национальному единству и постоянную коммуникацию с обществом, что сможет вызвать необходимое народное доверие.
Пока такой сценарий выглядит нереалистично, но в политике всегда нужно опережать существующие условия. В политике всегда побеждает тот, кто работает в жанре реалистической утопии. Сначала это кажется утопическим, но спустя некоторое время это становится реалистическим.
Двигаясь по указанному вектору, можно рассматривать те или иные кандидатуры из общественной или парламентской среды, чтобы создать временный, переходный Кабмин. Учитывая драматические события, которые переживает Украина, «временный» относится не к пролонгации исполнения обязанностей, а к самому драматическому времени, которое страна должна пережить, сохранив единство и влияние людей на управление государством.
Фамилии — вопрос для круглых столов, общественных обсуждений, это вопрос рейтингов и так далее. Украина богата людьми, которые вполне могут претендовать на место в этом правительстве. Вопрос в том, чтобы эта идея начинала овладевать массами, доминировать на разного рода переговорах в качестве, если не магического средства, то хотя бы козырного шанса, который даст Украине возможность уйти от самых плохих сценариев и откроет, по-настоящему, путь к выходу, точнее — выползанию из воронки конфликтности и враждебности, в которой оказалась страна. Задача нового правительства вовсе не экономическая, и не экономически-техническая. Их цель даже не чисто политическая. Их задача — государственническая, они должны остановить коллапс государственности, опасные процессы дезинтеграции и фрагментации, исчезновение той Украины, которую мы знали и любим. Конечно же, это включает в себя решение и ряда фундаментальных экономических и социальных задач. Но главная задача любого института власти — защитить людей и сохранить Украину.
Алексей КУЧЕРЕНКО, экс-губернатор Запорожской области, экс-министр ЖКХ:
— Я лично спрашиваю себя: где президент будет брать людей для нового Правительства. В 2001 году меня сняли с должности губернатора за «свободомыслие», и я вернулся в Верховную Раду. И у меня сразу возник вопрос: «Что здесь происходит?» Мне объяснили, что есть 450 депутатов, из которых минимум 15 премьеров, минимум 50 вице-премьеров и 450 министров. Причем министров, которые на вопрос «хочешь ли ты быть министром», сразу скажут «да», а затем уже будут спрашивать, главой какого министерства им предлагают быть. Это — ненормально.
Перед президентом — серьезный вопрос. Лично я считаю, что в системе координат действующей власти сложно найти людей, которые действительно хотят изменять страну к лучшему. Еще сложнее мобилизовать новых специалистов. Потому что тот, кто действительно разбирается в вопросе, видит, на что ему придется пойти. Работы много, и она чрезвычайно сложная.
Самой большой угрозой сегодня я считаю то, что в Кабмине останутся старые министры и со старым набором задач. В итоге будет лишь ухудшение экономической и политической ситуации в стране. На таких условиях (если в правительстве будут старые министры со старой повесткой дня — «День») президент нигде не найдет нормальных людей, которые согласились бы работать в правительстве.
В настоящее время действительно идут торги. И, к величайшему сожалению, они кулуарные. Именно поэтому «прорыва» от нового «кулуарного» правительства я лично не ожидаю.
Я бы с удовольствием стал бы советником или у умного президента, или у умного премьера. Однако теперь я не вижу ни того, ни другого. Поэтому я пока буду оставаться в стороне.
Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министр экономики Украины:
— Первый шаг, который необходимо сделать новому Правительству, — это уменьшить и перевести в управляемое состояние государственный долг, который подлежит оплате. Потому что это висит над нами, как Дамоклов меч, и Путин издевается над Украиной, решая, дать деньги или нет. И у всех создается впечатление, что, если не Россия, то никто нас не спасет. Нужно разработать механизм снятия долговой петли из шеи украинской экономики и начать его реализовывать — это первый шаг, на который должно пойти новое правительство для того, чтобы и экономика, и бюджет, и налоги были соответственными, а значит и люди — спокойными. Это очень сложный вопрос. Но его можно решить. И без помощи России. Более того, его нужно решить, чтобы мы больше никогда не попадали в зависимость от РФ.
Новое Правительство должно быть правительством реформаторов — специалистов, которым Майдан доверит осуществлять реформы по возобновлению экономики, в первую очередь — тех, которые бы дали ход малому и среднему бизнесу:
• отмена налогового кодекса;
• изменение условий финансовой государственной поддержки бизнеса;
• создание возможности кредитования малого и среднего бизнеса;
• провести процедуры уменьшения и реструктуризации государственного долга, чтобы возобновить финансовое равновесие.
Также нужно решить следующие структурообразовательные проблемы: возобновление интеграции с ЕС, возобновление парламентаризма в Украине, введение специальных механизмов контроля над коррупцией — при участии общественности. Решить проблему денежных рынков без прямой эмиссии денег. Подготовить новое избирательное законодательство, в том числе изменить механизмы участия милиции на выборах, чтобы она действительно следила за порядком процедуры. Ну, и конечно, ограничить полномочия президента. Отдельно стоит вопрос местного самоуправления и децентрализованного бюджета.
Новое правительство должно принимать новые реформы по возобновлению имущественных прав людей там, где были захвачены имущественные права на государственных предприятиях незаконным путем — решение этой проблемы поможет решить государству валютно-долговые вопросы.
Люди, которые должны быть в новом Правительстве, — это, прежде всего, представители гражданского общества, независимые специалисты, представители экспертных групп, а не политтехнологи и политологи. Экспертное сообщество — это главный источник формирования новой эффективной власти. Будет ли президент этим пользоваться, — думаю, он даже не знает об этом источнике. Ему сейчас главное — найти компромиссные решения с фракциями в парламенте. Других вопросов пока у президента нет. По крайней мере, так выглядит...
Я готов работать только в Правительстве реформаторов, которые имеют полномочия. Должности могут быть разные. Я не бегаю за должностями, но в любом случае я смогу работать там, где буду иметь возможность проводить свою линию. Собственно, моя принципиальная позиция и становилась причиной того, что меня раньше выталкивали из власти.
Выпуск газеты №:
№16, (2014)Section
Экономика