Драматическая история жизни каменного Ленина в Киеве...
Культурное, идеологическое и политическое измерения появления «золотого унитаза»ИЗМЕРЕНИЕ №1
Мы живем в обществе, где современность и традиция переплетены в странный узел. География этих хитросплетений держится на определенных символических местах, местах памяти или сакральности. Борьба традиции и современности проявляется в том, как именно относятся к этим местам. Частью киевской традиции является надругательство над богами, которые утратили власть. Так когда-то пришедшее в упадок язычество потеряло Перуна и других истуканов под ударом князя-христианина. Правда, князь свалил Перуна с открытым забралом. А во время свержения Ленина национал-радикалы прятали лица за масками, действовали внезапно и побыстрее, чтобы не получить отпор.
Здесь мы увидели воочию победу традиционного киевского способа мышления, который хочет радикального забвения слабого или проигравшего. Это проявляется и в переименовании улиц, местностей Киева, когда за местом не признается права на свое имя. Вместо возвращения Киеву его названий, органы власти — в соответствии со своими быстро переменчивыми идеологическими вкусами — приписывают новые имена.
Если бы современность победила в этой конкуренции с традицией, то монумент бы сняли. Но иначе: с объяснением — почему и зачем, после обсуждения общиной Киева.
ФОТО РЕЙТЕР
В отношении этой ситуации я специально общался со своими знакомыми коренными киевлянами, интересовался их мнением (себя я все еще считаю захожим, потому что хотя и проживаю в Киеве большую часть жизни, родился и рос я не здесь). Все трое (а больше-то я и не знаю киевлян) восприняли это очень болезненно — для них сбрасывание Ленина стало пощечиной. После этого они перестали ходить на Майдан и теперь как минимум его не поддерживают. Это место было для них не Ленинским символом, а местом первых свиданий, жизненных этапов. Нежные воспоминания, связанные с ним были разрушены какими-то, как они считают, чужаками, которые пренебрегли этой памятью.
Для меня как рационалиста было важным то, что одним из начал Майдана оказался акт неуважения к жителям Киева. По моему убеждению, памятнику Ленину как ленинизму — не место в центре столицы моей страны. Но было бы правильно и терапевтически для киевлян, чтобы решение о его снесении приняла община. Если бы этот шаг был результатом дискуссии, тогда бы он действительно имел большое значение. Тогда это был бы отказ от тоталитарной идеологии и ленинизма вследствие понимания: почему именно так необходимо поступить. То же, что мы увидели недавно, — это победа того же традиционного страшного начала, которое проявилось и в «ленинизме».
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.
Радикальность молодых националистов я интерпретировал бы как возвращение вытесненных и запрещенных страхов, которые вернулись в детях-внуках тех, кто боялся Ленина и построенной им машины насилия. В политически карнавальном действе статуя вождя пала, и так же может вернуться, когда наступит время снова «выпустить пар» из фрейдовского «Оно».
ИЗМЕРЕНИЕ №2
Установление на постаменте вместо Ленина «золотого унитаза», которое произошло недавно, я расцениваю как акт современного искусства. Не знаю, кто является автором этого творения, но догадываюсь, что это какой-то художник-«левак». Таким образом, в эстетическом измерении художник продемонстрировал, что в действующем конфликте между националистами и коммунистами выигрывает консюмеризм, поздний капитализм с его символикой. Ведь что такое украинский капитализм в наиболее «рафинированном» виде? Это — «золотой унитаз» Мегажирья. Как коллекционер опечаток, я недавно встретил этого чертика: в официальной прессе вместо «Межигорья» напечатали «Мегажирья».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Воспетый украинскими блогерами «золотой унитаз» Януковича — это идеальное выражение «мегажирья». Когда жизнь у тебя удалась уже во всех аспектах, остается только приобрести туалетный прибор из драгоценного металла. В обсценной лексике украинцев доминирует анальная тематика, что очередной раз подтверждает трюизм Кучмы «Украина — не Россия», ведь у россиян тематика преимущественно генитальная.
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА
Так что памятник унитаза — это памятник новому настоящему победителю в Киеве, чем бы наша сегодняшняя политическая борьба ни завершилась. По-своему, это примиряет Ульянова и Бандеру.
ИЗМЕРЕНИЕ №3
Ввиду двух предыдущих мыслей, я считаю, что нынешний Майдан, несмотря на провозглашаемое стремление к европейскости, все-таки еще не является воплощением ни гуманизма, ни рационализма — принципов единой Европы.
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА
И нам, интеллектуалам, поддерживающим требования демократизации и либерализации Украины, следует работать, прежде всего, над самими собой и с теми, кто находится с нашей стороны баррикад.
Выпуск газеты №:
№22, (2014)Section
Общество