Как получить сокровище?
Летняя школа журналистики «Дня» — хороший стимул для саморазвития![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121012/4184-17-5_0.jpg)
В психологии существует схема, иллюстрирующая процесс формирования навыков. Начало профессионального пути — это переход от неосознанного незнания к осознанному незнанию, когда человек понимает, чего он хочет, но не знает, как это воплотить в жизнь. Чтобы полноценно работать, нужно перейти на уровень осознанного знания, но воплотить это самостоятельно крайне сложно, срочно нужна посторонняя помощь: внимание редакторов, профессиональных журналистов. Где получить это ценное сокровище? В университетах предлагают только искусственные камни, это не может удовлетворить. Нужно идти в редакции и искать.
На поиски сокровищ я отправилась еще до поступления на факультет журналистики. Преодолев страх, я ходила по газетам, часто сразу на прием к главному редактору, и говорила, что мне крайне необходимо печататься в их издании. К счастью, мне ни разу не отказали. Так я печаталась в шести местных газетах, две из которых имеют всеукраинский статус. С каждым разом предлагать свои материалы становилось легче: можно было показать уже напечатанные тексты, свидетельствующие о некотором опыте.
Я меняла издания, потому что сталкивалась с поддельными, поврежденными брильянтами. Меня не отстраняли от работы, меня просто игнорировали. Весь опыт, приобретенный мной в редакциях, был связан только с наблюдением и никак не с вниманием старших коллег. Я наблюдала за нарушением профессиональной этики, несовершенными материалами и «особенностями журналистского общения». Я видела, как не нужно работать.
Только один раз я попала к редактору, который не относился ко мне как к пустому месту. Он был опытным, профессиональным, порядочным. Перед тем, как отправлять меня на задание, давал полезные советы, морально настраивал, рассказывал, как обращаться с тем или иным человеком, на что обратить внимание, какой вопрос задать, а затем, когда текст был написан, согласовывал со мной все правки. Это был мой первый настоящий брильянт. Но редактор ушел из газеты, и почти сразу я прекратила туда писать. Произошло событие, после которого я поняла, что нужно стремиться к большему.
После второго курса хотелось попробовать себя в киевской газете, но воплотить в жизнь это было почти невозможно. Однажды я увидела объявление о наборе в Летнюю школу журналистики «Дня». Эта газета существовала вне пределов моей журналистской реальности, но я решила попробовать и принять участие в конкурсе. И чудо свершилось! Интересно, что возможность работать в лучшей газете Украины существовала еще десять лет тому назад, на уровне неосознанного незнания, когда я даже не думала о том, что стану журналистом.
Х Летняя школа журналистики газеты «День» стала для меня ценным открытием. Я почти впервые увидела, как журналисты хотят мудрости и обогащения, желают совершенствования с помощью старинного рецепта обмена информацией между поколениями. И главное, я почувствовала, как это происходит на практике.
Каждый день школьникам уделяли много внимания, мы могли поставить любой вопрос, посоветоваться, посмотреть, как происходят все процессы в редакции. К нам приходили интересные гости: журналисты, историки, политики. Возможность видеть и разговаривать с ними давала понимание, что все в жизни возможно, нужно только хотеть этого и... много работать. В «Дне» азарт иногда переходил в истощение, но все спасала любовь к своему делу.
Кроме того, что у старших коллег можно было спросить все, что нужно, я получила хороший тонус для саморазвития от общения с ровесниками. Они меня вдохновили, удивили, очаровали. Если честно, раньше я не встречала таких уверенных, талантливых, профессиональных юношей и девушек, и мне этого не хватало. Без сомнения, «День» выбрал лучших из лучших. Большинство школьников были намного лучше меня осведомлены в профессии, они шире смотрели на события и писали более удачные тексты. Я училась у них. Даже обычное общение наполнялось серией открытий не только в профессиональной сфере, но и в культурной: я прикоснулась к регионам нашей страны, их особенностям.
Интересно было, когда в «Дне» нас, эгоцентричных и самоуверенных, пытались приобщить к общередакционной жизни, к коллективной работе. Для этого кураторам нужно было иметь большое терпение и выносливость. Мне кажется, что главное чувство в редакции — это искренняя любовь друг к другу и к человечеству в целом, потому что без любви невозможно выйти на такой уровень взаимопонимания.
В последние дни Летней школы некоторые школьники говорили, что получили новую семью. Действительно, отношения в редакции можно назвать семейными в самом лучшем смысле. Словно родители, наши старшие коллеги хотели, чтобы мы выросли опытными, уверенными, со здравым смыслом, о нас заботились, потому что понимали, что будущее журналистики зависит от нас. Вот так, в приятной и мощной атмосфере редакции, у молодых журналистов происходил переход от уровня осознанного незнания к уровню осознанного знания. Для нас наступило ответственное и сложное время, в «Дне» дали это понять.
Возвращаясь к схеме, отмечу, что существует переход между неосознанным знанием (навыки проявляются на интуитивном уровне, становятся высшей степенью профессионализма) и неосознанным незнанием (навыки устаревают, теряют актуальность). Рано или поздно это может случиться с любым журналистом, который не общается с молодежью, потому что только молодежь помогает чувствовать современность и вносит свежие потоки мыслей, взглядов. Взаимосвязь — это мудро и просто. Взаимосвязь — это Летняя школа журналистики «Дня».
Кстати, домой я привезла полную шкатулку с брильянтами: знаниями, эмоциями и уверенностью в том, что выбрала самую лучшую в мире профессию. Это очень важно.
Выпуск газеты №:
№184, (2012)Section
Медиа