Близорукая политика
Лукашенко, признавшему оккупацию Крыма, предоставили эфир «Интера». Стоил ли этого визит Турчинова в Минск?Всю неделю страну не покидало тревожное ожидание скорого вторжения российских войск. И для этого были все основания. Слишком много личного состава и тяжелой техники сосредоточилось у украинских границ.
На фоне мобилизации, как нашей армии, так и экономики на отражение агрессии, несколько странным выглядит интервью президента Беларуси Александра Лукашенко телеканалу «Интер» и последующий скоротечный визит и.о. президента Александра Турчинова в Минск.
С какой целью бацьке соседней страны дали столько эфирного времени? Его страна на Генеральной ассамблее ООН голосовала вместе с Россией, она уже давно, по крайней мере, европейский изгой. Достаточно сказать, что президент Лукашенко является невъездным в европейские страны и США.
Мы занимаемся отражением информационного вторжения в украинский эфир, отключаем из-за оголтелой пропаганды ряд российских телеканалов, и в этот момент фактически своими руками выводим в национальный эфир такую же пропаганду. Руководитель соседней страны ничтоже сумняшеся учит нас жить, фактически оправдывает агрессию и тут же, и не только в данном интервью, выступает вроде бы за территориальную целостность.
По определению интервью должны давать информацию о позиции руководителя соседней страны по интересующим вопросам. Это действительно, если из него можно узнать что-то новое. В данном случае ничего такого, что мы бы не знали, не прозвучало. Зачем тогда такие действия?
Наверное, в Киеве хотели создания благоприятного фона перед визитом Александра Турчинова в Минск. Обычная дипломатическая практика. Только в данном случае целесообразность таких действий Киева вызывает глубокие сомнения.
Главный вопрос: зачем было ехать в Минск? Наладить хорошие отношения с соседней страной, в то время как она осуществляет, пусть дипломатические, но враждебные действия. Получить обещание, что с территории Беларуси не будет осуществляться вторжение в Украину. Хорошо бы, но не очень верится. При всей автократичности белорусского руководства и его лидера в таких вопросах он не самостоятелен и полностью находится под контролем Москвы. Если там решат действовать с территории Беларуси против Украины, бацька никак не сможет этому противостоять. Слишком много ему от России нужно и на слишком коротком поводке он находится.
И еще один вариант. Если в Киеве надеялись использовать Лукашенко в качестве, если не посредника, то устроителя прямых переговоров с Москвой, то это близорукая политика. Никаких переговоров с Кремлем, кроме как по конкретным вопросам по типу цен на газ, пропуска товаров и энергоносителей в Крым вести просто нельзя. Хотя бы потому, что Украина находится на них в проигрышной позиции. Нам будут навязывать такую повестку дня типа федерализации, статуса русского языка и т.д., что разговаривать просто не о чем. Если и вести переговоры, то в многостороннем формате с участием наших западноевропейских и американских партнеров, чтобы уравновесить попытку российского доминирования. В этом смысле визит Турчинова в Минск лишен какого-либо смысла. Белорусская столица не является местом для каких-либо переговоров с Россией. Тогда зачем было ехать. Договориться о торговых проблемах? С этим вполне мог справиться профильный министр.
Теперь о другой стороне визита. Попытке как-то уменьшить военную опасность. Но такие вопросы переговорами в Минске не решаются. Действуют другие более важные факторы.
Время работает против агрессора. Долго держать войска на границе в бездействии невозможно. Сложно, хлопотно и дорого. Отсюда передвижения из района в район. И люди заняты и украинскую армию проверяют на бдительность. С другой стороны, наши военные тоже времени не теряют и постепенно подтягивают подразделения на опасные направления. Уже очевидно, что со всех сторон российская армия не нападет, нет у нее для этого сил и средств. Значит, в случае продолжения агрессии должно быть выбрано одно основное, возможно, что и второе вспомогательное. В силу объективных причин наступать должны по самому короткому пути, так как результат нужен быстрый. К тому же украинская армия будет сопротивляться и просто так не получится. В общем, и хочется, и колется.
По этим и другим причинам, похоже, что вторжения российских войск в Украину не будет. До Путина наконец-то дошло, что никаких призывов о помощи из восточных и южных регионов Украины он не дождется. Карты Генерального штаба можно складывать, а далеко идущие планы в их нынешнем виде можно сдавать в архив.
Есть и еще ряд обстоятельств, которые с определенного момента стали все больше путать карты Кремля. Они лежат в нескольких плоскостях, хотя и пересекающихся.
• Во-первых. Так как изначальный план агрессии дал сбой и вторжение практически невозможно, что подтверждает отвод войск от наших границ, то возникли проблемы в Крыму. Предполагалось, что к захваченному полуострову будут присоединены южные и восточные регионы. Теперь же получился «Остров Крым» со всеми вытекающими... Пришлось премьеру Медведеву срочно лететь с длинной свитой и на месте решать вопросы. Дальнейшее обострение с Украиной неизбежно отразится на положении в Крыму, вплоть до блокады. Так что здесь предполагается маленькое отступление, прикрытое мощным пропагандистским камуфляжем.
• Во-вторых. Никто в Кремле и его окрестностях не рассчитывал на такую резкую реакцию Запада, определенное дистанцирование Китая, Индии и важнейших членов БРИКС — Бразилии и ЮАР.
Дипломатические и точечные финансовые санкции показали, что Запад на этот раз не отделается легким укором, а готов действовать даже с некоторым ущербом для себя. Особенно Москву обеспокоил визит Обамы в Саудовскую Аравию. Нарастить добычу нефти саудиты могут очень быстро, и выбросить ее на рынок. К тому же они злы на Россию из-за Сирии и Ирана. Так они ответят Москве с удовольствием.
Отсюда звонок Путина Обаме. Видимо в Москве засуетились основательно, если государственный секретарь Керри остался в Европе. Уже в воскресенье Лавров с ним встретился в Париже. Судя по тому, что отвод российских войск от наших границ ускорился, в Москве поддаются дипломатическому давлению.
В то же время такие действия не следует переоценивать. Войска можно и вернуть. Тем не менее, до президентских выборов вторжения не будет, наблюдается переход к тактике подрыва внутренней стабильности. По мере приближения даты выборов пророссийская агентура как среди кандидатов, так и среди поддерживающих их финансово и информационно будет ужесточать риторику и заранее кричать о фальсификациях и подтасовках. Москве нужен любой предлог, чтобы признать выборы нелегитимными, а там наступит другая обстановка и другие действия.
• В-третьих. Украина прекратила поставки оружия и техники в Россию. Для нас это в финансовом отношении невыгодно, но политически весьма целесообразно. Тем самым мы показываем, что в отстаивании своей позиции стоим твердо, несмотря на очевидные потери. Для России это тоже весьма болезненно, под вопросом ее многие программы перевооружения.
• В-четвертых, в Москве серьезно озабочены судьбой Приднестровья. Продолжающийся конфликт с Украиной ставит под вопрос существование этого сепаратистского анклава. В Кремле вынуждены это учитывать, если хотят продлить его существование.
Постепенно шовинистический угар в московских коридорах власти начинает проходить и начинается мучительный поиск выхода из создавшейся ситуации. Пропагандистская машина еще будет работать. Вплоть до президентских выборов, но первые признаки похмелья и учета последствий уже просматриваются.
Выпуск газеты №:
№59, (2014)Section
Подробности