Перейти к основному содержанию

Путешествие на берег Темзы

Фестиваль «Британский театр в кино» проходит в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке и Одессе
09 апреля, 18:37
ЗАВИСТЬ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ ПОДОБНЫМ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НАЧИНАЮТСЯ С ЗАВИСТИ К ТВОРЦУ — ОБ ЭТОМ УБЕДИТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЕТ «ФРАНКЕНШТЕЙН» (НА ФОТО — ОДИН ИЗ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГЛАВНОЙ РОЛИ — ПОПУЛЯРНЫЙ БРИТАНСКИЙ АКТЕР БЕНЕДИКТ КАМБЕРБЭТЧ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИНОТЕАТРОМ «КИЕВ»

Возможность посмотреть лучшие постановки английских театров на большом экране предоставил киевлянам Британский Совет в Украине. Фестиваль продолжиться до конца июня.

На сегодняшний день те наши театралы, которым пока не удается поехать в Лондон, в столичном кинотеатре «Киев» имели возможность посмотреть два спектакля  — «Кориолан» (режиссер — Джози Рурк) и «Франкенштейн» (режиссер — Денни Бойл), — и фильм «Национальный театр: 50 лет на сцене»,  повествующий о славном британском театральном коллективе. Созданный благодаря усилиям многих преданных театру людей  и,  прежде всего, великого Лоуренса Оливье, Национальный театр Великобритании может служить примером того, как нужно строить театральный дом во всех отношениях и на всех уровнях его существования. Возведенное на берегу Темзы солидное помещение, три сцены и зрительские залы которого постоянно обеспечиваются новыми технологиями, на протяжении десятилетий остается привлекательным для британцев и гостей их страны благодаря нехитрой формуле успеха, выраженной одним из директоров Национального театра: «Отражать ощущения страны — вот задача театра».

Кстати, раз уж зашла речь о театральных директорах, то они в Национальном театре постоянно меняются. Как, собственно, меняется труппа и режиссеры. Несмотря на статус «национального», что побуждает к постановке своей классики, британский Национальный театр постоянно ищет молодых драматургов, которые чувствуют биение пульса своей страны.

Примером того, с каким уважением британцы относятся к своим талантам, может служить тот факт, что спектакль «Франкенштейн» сняли с двумя исполнителями главных ролей, сменяющими друг друга. Доктора Франкенштейна и его творения, меняя роли от спектакля к спектаклю, играют по очереди Бенедикт Камбербетч и Джонни Ли Миллер. Обе  версии привезли в Украину, так что самые ярые театралы имели возможность сравнить игру обоих известных актеров.   

«Франкенштейн», поставленный по одноименному роману  Мэри Шелли («Франкенштейн, или Современный Прометей» — таково его полное название), требует отдельного разговора. Этот спектакль  уже был показан осенью во время Фестиваля британского кино, проходившего в кинотеатре «Киев». Все в нем сделано очень добротно, что даже трудно найти уязвимые места (разве что некоторым эпизодам можно было бы предать метафорическое звучание). Так что художественное достоинство спектакля Дэнни Бойла заключается, прежде всего, в умении профессионально работать со всеми составляющими такого синкретического явления, как театр, — начиная от выбора материала и расстановки смысловых акцентов и заканчивая работой с актерами и умением использовать возможности новых технологий. Сцена  Национального театра с ее возможностями может служить предметом гордости британцев и зависти украинцев.

Именно зависть и является сквозной темой «Франкенштейна» Мэри Шелли, который почти за двести лет существования испытал не одну экранизацию и сценическое воплощение. Зависть человека к себе подобным и дальнейшее соперничество начинаются с зависти к Творцу — об этом убедительно и рассказывает «Франкенштейн». Герой, (это видно из полного названия романа) ведущий свою родословную от Прометея, который взбунтовался против богов и решил взять на себя функции высшей силы, пытается создать жизнь. То, что у него получается, настолько приводит в ужас самого ученого, что он бросает созданное им человекообразное существо на произвол судьбы. Научившись благодаря любви и заботе слепого старца говорить и отличать добро от зла, безымянный монстр, которого боятся люди и сам Франкенштейн, этот Фауст начала  XIX  века, потом скажет своему творцу: «Бог не только не отрекался от Адама, но и гордился им».

Пророческий роман британской писательницы, которая в отличие от многих своих современников в дегуманизации  увлеченного изобретениями материалистической науки общества увидела угрозу для мира, сейчас является более чем просто злободневным.

А впереди всех небезразличных не только к театру, но и к судьбе мира ждут «Кориолан» с Томом Хиддлстоном и Марком Гэтиссом в главных ролях, «Загадочное ночное убийство собаки», постановка, получившая семь премий Лоуренса Оливье; история дружбы во время Первой мировой войны «Боевой конь», основанная на романе Майкла Морпурго, по которому в 2011 году Стивен Спилберг снял одноименный фильм. В программе фестиваля также спектакли Шекспировского театра «Глобус»: «Доктор Фауст», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Генрих V» и «Двенадцатая ночь» со Стивеном Фраем, а также постановка Королевской Шекспировской компании «Ричард II» c Дэвидом Теннантом, который предстанет в образе свергнутого монарха. Завершает подборку британских постановок спектакль «Король Лир», в главной роли — Саймон Расселл Билл.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать