Перейти к основному содержанию

Раса ЮКНЯВИЧЕНЕ: Вы выиграли такую революцию! И должны идти вперед!

Экс-министр обороны Литвы Раса Юкнявичене сорвала аплодисменты своим выступлением на 7-ом Киевском форуме безопасности
15 апреля, 11:30

Экс-министр обороны Литвы (2008—2012) Раса Юкнявичене сорвала аплодисменты своим выступлением на 7-ом Киевском форуме безопасности, который проходил 10—11 апреля в столице Украины. «Украинская безопасность означает европейскую безопасность. Именно поэтому страны-члены НАТО не должны сейчас сделать ошибки, которые мы сделали в Бухаресте в 2008 году, поскольку это был сигнал для Путина, что он может действовать в Грузии так, как сегодня с помощью Януковича в Украине», — заявила Юкнявичене. По ее мнению, пора исправить ошибки, которые западный мир сделал раньше.  «Украина и Крым — это начало конца Путина. Слава Украине!», — такими словами она завершила свое выступление.

И «День» начал эксклюзивное интервью с госпожой Юкнявичене  с вопроса, на чем базируется ее утверждение, что Украина и Крым — это начало конца Путина, поскольку немецкие политики в разговорах с украинцами говорят: «Забудьте Крым».

«СЕЙЧАС ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ НЕПРИЗНАНИЯ АННЕКСИИ КРЫМА»

— Что касается забыть или не забыть. Сегодняшняя Россия показывает свою мощь. Конечно, ни завтра и ни послезавтра мы увидим перспективу, чтобы Россия изменила мнение и ушла из Крыма. Так многие думали в 1940 году, когда Советский Союз оккупировал  балтийские государства. Мы тоже были такими маленькими кусочками земли.  И некоторые также думали, что надо забыть и забывали. И золото отдавали и нашу территорию, наши посольства. Вот только в прошлом году мы решили с Италией вопрос возвращения нашего посольства.

Сейчас очень важно занять позицию непризнания аннексии Крыма. А это не тоже  самое, чтобы забыть о Крыме. Конечно, Украина не начнет завтра воевать за Крым, но политика непризнания должна продолжаться. Не знаю, сколько времени. Я уверена, что меньше, чем наша оккупация, которая продолжалась 50 лет.

Путин так поступает с Украиной, потому что боится получить майдан у себя в стране. И чтобы показать своим людям, после проигрыша на Майдане, он продемонстрировал победу, аннексировав Крым. Все видят, что экономическая ситуация в России ухудшается. Вчера был снижен рейтинг России. Само министерство финансов заявило о том, что ожидается меньший рост экономики. Россия очень сильно зависима от продажи газа и нефти. И ситуация для России еще больше ухудшится, если в следующем году США начнут поставлять газ в Европу. Я как раз две недели назад была в США, участвовала в слушаниях в сенатском комитете по сланцевому газу. И американцы готовы изменить законы, чтобы начать экспорт газа. Они построят новые терминалы для сжиженного газа. Это точно будет позитивная революция в энергетике. В Украине также имеется много запасов газа, и его добыча увеличит вашу энергетическую независимость.

И если в России появятся проблемы с экспортом энергоресурсов, когда цены на них начнут падать, то произойдет то, что случилось с Советским Союзом.

«...ЭТО ПРОИГРЫШ ПУТИНА, НО НЕ ЗНАЮ, КОГДА ЭТО БУДЕТ И КАК ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ»

Пока это случится, то Россия может еще забрать часть страны на востоке Украины? Более того, в России ставят под сомнение правильность выхода Украины из СССР и вчера (интервью записывалось 11 апреля. — Авт.) депутаты Российской Думы подали запрос в генпрокуратуру о незаконности распада Советского Союза.

— Те же депутаты говорят, что наша независимость была признана незаконно. Так что мы сидим в одной лодке, по их понятию. Россия потеряла друзей на Западе. США хотели быть стратегическими партнером России. И это не была только прагматическая идея. Обама искренне думал, что с Путиным можно иметь такое партнерство. А сейчас Россия себя изолирует. Так что у нее впереди большие экономические проблемы, ждет большая изоляция — и все это приведет к лучшему.  Я разделяю мнение с теми, кто считает, что похожим путем шел Гитлер до 1939 года. Только, наверное, экономика тогда у Германии была посильнее, чем сейчас в России. Но Гитлер проиграл. Мне, конечно, не хотелось, чтобы был такой путь к проигрышу Путина, как у Гитлера. Много крови, много жертв. И то, что сегодня сказал Карл Бильдт, и зная, каким оптимистом он был два-три года, говоря, что мы в Европе имеем 20 лет мира, и еще 20 лет, как минимум, мира, то сейчас он был встревоженным. И я разделяю его мнение: то, что делает Путин — это опасно. Но только я тоже предполагаю, что это проигрыш Путина, но не знаю, когда это будет и как это произойдет.

Вы говорите об изоляции Путина, но в той же Германии среди элиты есть группа деятелей, которая условно называется— те, кто понимает Путина, а бывший канцлер Шмидт заявляет в интервью, что среди историков ведется дискуссия о том, есть ли украинский народ. И это в стране, которая определяет политику ЕС, то как это может содействовать тому, чтобы остановить Путина?

— Надо говорить с ними. Я помню 2000-й год, когда мы много работали над тем, чтобы нас пригласили в НАТО на Пражском саммите Альянса. Тогда в Вильнюсе немецкие друзья, депутаты говорили то же самое, что говорят вам. На это надо обращать внимание и с ними говорить. А чем больше вы будете общаться с парламентариями и политиками Германии, чем больше будете формировать нормальное лобби не только с политиками, но с разными организациями, тем вероятнее, что они смогут изменить свое мнение. А оно очень сильно изменяется в Германии. Если я сравниваю то, что было после российско-грузинской войны и сейчас, то  в ЕС уже очень многие думают по-другому.

«НАДО СТУЧАТЬ В НАТО, ЕС И ПРОСИТЬ ПОМОЩИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВОЕННОЙ»

Вы тут слышали, что наши политики заявляли о необходимости срочного создания или формирования новой системы безопасности, чтобы уж наверняка гарантировать территориальную целостность Украины. Что вы скажете на это, нужно ли изобретать новые инструменты безопасности?

— Мы имеем эти инструменты, но проблема остается в том, как обеспечивать политику безопасности НАТО и ЕС с государствами, которые не являются членами этих структур. Это самый главный вопрос. Думаю, раньше или позже, мы найдем какой-то ответ.

В 2010 году предыдущая украинская власть взяла курс на внеблоковый статус, и это ставит в неудобное положение те государства, которые сейчас в НАТО и ЕС, поскольку никто не принимает в НАТО без воли народа. Мы хотели в НАТО 12 лет, с самого момента, когда мы стали независимыми. Нам надо было столько времени, чтобы вступить в Альянс. А вы внеблоковое государство. И как сейчас могут действовать те государства, имеющие главный пакет в НАТО. Они понимают, что берут ответственность за то, что 5-я статья Вашингтонского договора будет действовать. Я думаю, что ваше правительство понимает, что это будет длительный процесс. Но для вас самое главное, что делать сегодня. И сегодня есть инструменты. Надо стучать в НАТО, ЕС и просить помощи, в том числе военной для вашего государства. Надо понять, что они тоже должны верить в то, что, например, если мы даже теоретически будем говорить о поставках военного оружия, то оно должно попасть в руки, которым можно доверять. У нас тоже была очень похожая ситуация. Долгое время мы не получали необходимого оружия, пока  не стали членами НАТО. Я не думаю, что нам надо изобретать новый велосипед. Не будет новых велосипедов. Ни одно государство в НАТО не согласиться на какую-то новую систему безопасности, чтобы это ухудшило бы ситуацию в государствах НАТО. Так что я отвечу на этот вопрос и приведу наш пример. Мы вступили в НАТО в 2004 году, но за два года до этого у нас тоже было очень много сомнений относительно этого шага. И даже многие хотели проведения референдума по этому вопросу. Его, к счастью, не было. А Россия действительно проводила политику, чтобы такой референдум был проведен. Но сейчас уже я не слышу ни от одного человека в Литве, чтобы те сомневались в том, хорошо или плохо быть членом НАТО.

«ВЫ ДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ТАМ БЫТЬ, И ВЫ БУДЕТЕ ТАМ»

Вас называли железной леди, когда вы были министром. Хотелось спросить вас, насколько важна роль личности в том, чтобы повести страну в НАТО и ЕС, как это было сделано в вашей стране?

— Нам повезло, что у нас вначале были такие люди, как Ландбергис. Думаю, что тогда он сыграл очень большую роль. Я была очень рада работать с таким лидером, как Андрюс Кубилюс, который дважды был премьером во время кризиса в Литве. Хотя он принимал очень непопулярные решения, но у нас совесть спокойна, потому что мы просто делали то, что надо было делать тогда. Роль личности очень важна, и я думаю, что Украине нужны сильные и стабильные личности, которые объединяют. Это самое главное. Когда я общаюсь с людьми в вашей стране, с молодежью, то вижу, вы меньше верите в себя, чем мы верим в вас. Вы сильны, но вам надо поверить, что вы сильны. Наверное и в моем государстве, у литовцев тоже есть какой-то комплекс неуверенности в себе, и я вижу это у некоторых ваших людей, с которыми я разговаривала. Вы самое большое государство на территории Европы, вы выиграли такую революцию и вы должны идти вперед. Но только вам надо иметь сильную веру в себя. Думаю, что это не менее важно, чем лидеры. Без этого не будет хороших лидеров.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать