Об украинской контрстратегии
Эксперт: «Целесообразно придать защите государства народный характер»
В Донецкой области проводится антитеррористическая операция. По словам и.о. президента Турчинова, она будет поэтапной и взвешенной. Это ответ украинской власти на российскую спецоперацию на востоке Украины, где местные сепаратисты под контролем российских военных террористическим способом захватывают административные здания. Какой результат? На время подготовки номера сепаратисты точно сохраняли контроль над захваченными зданиями.
В понедельник вечером недовольные действиями власти протестующие под стенами Верховной Рады требовали отставки главы МВД Авакова и более решительных действий по защите территориальной целостности страны. Главный лозунг — «Достали!». Шла речь даже о штурме парламента, но к счастью это не произошло. Как бы критически мы не относились сегодня к власти, такие действия играют на руку Москвы.
Аналогично как и с побитым кандидатом в президенты Царевым. Эти кадры уже традиционно стали частью российских телевизионных сюжетов. Но здесь вопрос и к украинским журналистам — зачем предоставлять эфир Цареву на ICTV? Это приблизительно то же самое, когда открывают блог Колесниченко, давая ему возможность пропагандировать антиукраинские лозунги. В результате одиозный депутат сам отказался от мандата, потому что «дело сделано» — Россия отобрала Крым.
Для противодействия сепаратистам на востоке и юге страны МВД, как известно, создает батальоны специального назначения из патриотов-добровольцев. В частности, формирование этих подразделений проходит в Днепропетровске, Луганске, Донецке, Одессе... Параллельно на уровне общественности в городах создаются группы самообороны. Граждане в восточных регионах, которые выступают за единую Украину, к сожалению, часто остается беззащитными, подвергаясь атакам со стороны бандитов.
Свое движение сопротивления для защиты Украины создает и кандидат в президенты Тимошенко. Об этом она заявила в эфире программы «Свобода слова». В это движение, по ее словам, должны войти военные, которые имеют опыт участия в военных действиях, бывшие спецназовцы, люди, которые владеют стратегией военных доктрин. Как минимум странной выглядит такая позиция, учитывая, что партия Тимошенко — «Батьківщина» находится при власти. Вместо реальных действий и ответственности за безопасность в стране, видим, скорее, неудачный пиар.
Как идет формирование батальонов специального назначения и сил самообороны в регионах? Об этом рассказывают эксперты «Дня». Чего следует ожидать от Кремля? Что должна делать украинская власть в ответ? Как должен реагировать Запад? Адмирал, экс-первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Игорь Кабаненко.
Игорь КАБАНЕНКО: «Без силовых действий – проблему не решить»
— Как вы сейчас оцениваете ситуацию на востоке страны: какой этап спецоперации реализует Россия? Чего стоит ожидать от Кремля дальше?
— Не только моя оценка — ситуация крайне опасная. Произошло вторжение российских войск — силы специальных операций (разведывательно-диверсионные подразделения) российской армии действуют уже не таясь, захватывают объекты силовых структур. Они бьют по уязвимым местам, которые хорошо знают. Конечно, там работает «пятая колонна», которой мы не видим. Но она играет достаточно мощную роль в этой игре.
Технологическая модель стратегии Кремля — «ползучее» формирование источников нестабильности за счет применения сил специальных операций (диверсантов) и радикально настроенных граждан Украины (за деньги).
То есть глубинная специальная операция продолжается, усилия в ней наращиваются. Мы видим, что создается плацдарм на границах Донецкой области. Вероятно в дальнейшем внутреннее наполнение и дальше, в момент когда ситуация качнется, обращение к РФ или нелегитимный «референдум». Этим, вероятно, завершится второй этап спецоперации в этом регионе. Российским войскам в этом сценарии скорее всего отведена роль постановки победной точки. Это и будет третий этап.
Но не стоит питать иллюзий, что этим все закончится. Москве нужна вся Украина. Полностью. Любым способом. И еще, к сожалению, широкому кругу не известно, кто какую скрипку играет в этом оркестре. То, что Путин играет свою, — точно. В то же время есть игроки и у нас. Это скрытая пятая колонна. Кто-то из великих говорил: «С открытым врагом все более-менее понятно. Ищи скрытого. У него значительно больше возможностей поставить тебя на колени».
— Насколько эффективно действует украинская власть? Что нужно делать?
— Москва демонстрирует довольно нестандартную стратегию. В то же время с нашей стороны мало адаптивности и адекватности. По большому счету, победы начинаются в идеях и стратегиях.
Собственную контрстратегию целесообразно строить, понимая технологическую модель стратегии Кремля. То есть нестандартной стратегии Москвы следует противопоставить также нестандартную стратегию собственных действий.
Безусловно, мы должны понимать, что без силовых действий — проблему не решить. Это природа любого конфликта. Но силовое приложение должно быть продуманное, по возможности точечное по целям и выборочное по средствам с целью получения максимального эффекта и минимизации потерь.
В условиях определенной линейности действий Кремля возможно и нужно действовать результативно. Контрстратегия должна быть опережающей по содержанию, гибкой по формам и способам действий, совмещать открытые и скрытые действия. В ней нужно четко отделить украинских граждан Востока от диверсантов и сепаратистов. С первыми нужно работать и решать их проблемы с применением государственных механизмов, со вторыми, которые нарушают действующее законодательство, убивают людей и уничтожают государство, — абсолютно по-другому. В мире и Украине все механизмы отработаны, их нужно только применять.
Нам нужен круглосуточно работающий орган координации и взаимодействия. Генеральным штабом еще в прошлом году был разработан и направлен в Совет национальной безопасности и обороны Украины проект указа президента Украины «Положение о Ставке Верховного Главнокомандования». Вопрос только в одном — рассмотреть и подписать документ, создать Ставку. Законодательные основания для формирования этого важнейшего органа в Украине созданы уже давно. Это целесообразно сделать как можно быстрее.
Альтернативой упомянутому мог бы стать соответствующий орган (24/7) при Совете национальной безопасности и обороны Украины, который по закону Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» (раздел второй, статья 3) выполняет функцию «координации и осуществления контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины». Но в стране не введено ни чрезвычайное, ни военное положение (кстати, о целесообразности этого высказались уже многие эксперты), и в законодательстве нет четкого толкования кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности Украины.
Предмет особого внимания — тактические действия. Нужно очень хорошо поработать над тактикой применения наших войск (сил). В рамках формирования контрстратегии целесообразно рассмотреть возможные оперативные и тактические сценарии действий противоположной стороны и разработать соответствующие варианты своих действий (в том числе асимметричных).
Конечно, целесообразно придать защите государства народный характер — то есть сформировать в достаточном количестве части территориальной обороны продуманной структуры (отдельный указ президента Украины). Это позволит построить эшелонированную систему обороны.
Кроме того, необходимо изучить и использовать опыт Второй мировой и современных конфликтов. Там много можно найти интересного.
Все должно готовиться и просчитываться. И всем должны руководить профи. Не дилетанты и политические авантюристы, а профи, которые имеют знания и опыт. Это крайне важно. Не для них — для победы, сохранения государства и людей.
— По вашему мнению, какой должна быть сейчас реакция Запада: конкретные шаги по поддержке Украины?
— Скорее всего, Запад будет продолжать пытаться поддерживать Украину санкциями. Вероятно, будет нарастать военно-техническая помощь. В случае обострения — возможно проведение гуманитарной операции и направление миротворцев-наблюдателей. На данном этапе, по-видимому, все.
Считаю это принципиальной ошибкой, ведь продвижение Путина на запад — прямая угроза Европе и формирование нового европейского порядка. Когда «созреет» евроатлантическое содружество — вероятно, это вопрос нескольких следующих недель. Может месяцев. Это будет даже не проблема огромного количества беженцев. Это будет вопрос понимания, что агрессора невозможно умиротворить, он действительно угрожает Европе, и его возможно остановить только силой.
В то же время мы должны понимать сознание западного истеблишмента: они все работают на избирателя и зависят от него. Поэтому и пытаются максимально оттянуть принятие жестких и непопулярных решений.
В отличие от этого, Кремль всегда получает силу победами с применением силы. Это ментально психологические и исторические отличия двух цивилизаций. В России так было всегда. Никогда не было исключений из этого. Победные войны давали ей новую «кровь» для существования российской империи и обожания московской элиты.
В любом случае за нас никто воевать не будет. По крайней мере, пока мы сами себя не начнем защищать.
Выпуск газеты №:
№69, (2014)Section
Подробности