Встреча с Душой
В Днепропетровске прошел театральный фестиваль, посвященный 200-летию Тараса Шевченко
Открыл это культурное празднество Днепродзержинский академический музыкально-драматический театр им. Леси Украинки, представив на суд зрителей балет-феерию «Душа поэта».
В своем «Завещании» Шевченко просил помянуть его незлым, тихим словом. Режиссер-постановщик Александр Варун вспомнил поэта словом сильным, будоражащим…
Спектакль поставлен по мотивам Шевченковской поэмы «Сон». Режиссер выбрал это произведение потому, что жизненный путь Тараса Григорьевича напомнил ему путешествие героя, словно поэт напророчил свою судьбу…
- Во «Сне» герой сначала видит «рай земной» - родную Украину, с ее удивительной красоты природой, и страдающим народом, - говорит Александр ВАРУН. - Он слышит «звон кандалов», пролетая над Сибирью, – и это мистическое пророчество его солдатчины. Хорошо известны слова Тараса Григорьевича: «История моей жизни составляет часть истории моей родины»…
Сердце поэта изранено безутешной тоской, в каждой строчке - боль за судьбу своего народа. Выходец из самых низов, вчерашний раб Шевченко как никто другой знает цену свободе. Но и наслаждаться ею он не в силах, осознавая сколько невольников осталось на родине.
Идею «Души поэта» режиссер вынашивал с 2002 года. В силу множества причин раньше поставить спектакль у него не получилось... Время помогло прочувствовать душу Великого Кобзаря. Ее суть постановщик воплотил в образе белой птицы (Илона Ерошенко), вольной, всегда исцеляющей, какие бы муки не выпали на долю Тараса (Евгений Дудка).
Режиссерскую идею на язык танца переложила хореограф Наталья Клишина. Как крик чайки постановка завораживает, как перо жар-птицы освещает существование. Здесь все проникновенно и все пульсирует: боль и утешение, отчаянье ивера в будущее. Чувства обостряются, мир преображается. А зритель зачаровано следит за театральным действием.
Визуальное решение спектакля сдержанно и символично. На сцене ничего лишнего – только шлагбаумы - как символы суровой действительности поэта. Все кругом закрыто, душу сковывают запреты. Мыслить, сочувствовать, творить, парить вольной птицей невозможно, разве что только во сне...
Шлагбаумы трансформируются в аисты-колодцы. И пред нами идиллия украинского села. Счастье представляется таким возможным, стоит только протянуть руку и коснуться его. Но это всего лишь мираж! Он рассеивается, когда подобно смерчу в происходящее врывается пан. Он не знает пощады: носится как коршун, клюет хрупких женщин и несчастного калеку-кобзаря. Могучий казак поднимается против тщедушного пана – каждый скажет, у богача никаких шансов. А что делает пан?
-Ослепляет титана ложью и подлостью – оружием, действующим безотказно. Но и этого оказывается мало – легкими движениями аисты – символы мирной счастливой жизни превращаются в путы – олицетворение неволи в самом страшном своем проявлении. Им нет конца – чем же еще может быть каторга, если не бесконечной мукой? Невольники тянут толстые канаты подобно бурлакам на Волге…
Следующая сцена - царский бал. Император противопоставляется царю свободы – богатырю, только что отправленному богачом на каторгу. Один легко и непринужденно вальсирует, второй тяжко трудится. Один излучает лицемерие, другой – благородство, один притесняет и унижает всех и вся, другой бросается защищать слабых и униженных.
В мгновение маски сорваны. Царь еще секунду назад галантный кавалер и справедливый правитель - теперь свирепый медведь. Царица - надменная цапля, возвышающаяся над пестрой массой раболепствующих придворных – индюков и кабанов. Вся подлость человеческая сконцентрирована в уродливых гротескных обличьях.
Здесь сильный унижает слабого. Просвещённый царь попирает важного генерала. Лакей вытирает ноги об нижестоящего лакея. Но вот во тьме этой мерзости загорается огонек- душа спасает поэта...
На протяжении всего спектакля зритель не перестает проводить аналогии между происходящим на сцене и такой знакомой ему реальностью. Глупость довлеет над душевной красотой, ничтожество ограничивает высоту помыслов, ростки благородства гибнут так и не успев пробиться и окрепнуть.
Финал феерии сказочный. Душа пробуждает поэта и уносит его в мир, где нет места жестокости, несправедливости, каторге, где у матери не отбирают сына, и возлюбленных не разлучают по прихоти богачей... Шевченко в своей поэме обличал, показывал беспросветную реальность. Варун воскрешает надежду, резонно полагая: если жива душа - ничего не потеряно. Хотя быть может у кого-то и зародится сомнение, а вдруг вся эта радость, расцветшая как весенние фруктовые деревья, продолжение все того же шевченковского сна...
Александру Варуну удалось передать образ человека неравнодушного, каким и был Шевченко. В мире, где царит философия потребления, и истинные ценности приносятся в жертву мамоне, очень важно напомнить о факте существования человека с большой душой – редком сокровище в эпоху бездушия.
Душа поэта это и душа самого народа во всем многообразии: душа трудолюбивых жниц, матери, казака, юноши, отчаянно защищающего свою любимую…. Вдруг замечаешь, как на лице появляется улыбка, имя которой надежда, и ощущаешь себя частью этой прекрасной, чистой души...
Автор
Алена КарапышSection
Культура