Перейти к основному содержанию

Патологическая клептомания

Как и кто хотел обворовать наших солдат
20 июня, 10:31
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украинская власть неэффективно потратила десятки миллионов евро, которые Европейский Союз раньше предоставил для укрепления государственной границы. Это заявление, которое 17 июня озвучил посол ЕС в Украине Ян Томбинский, током прошло по украинскому информпространству. «ЕС предоставил десятки миллионов евро для того, чтобы помочь украинским пограничникам, и что мы теперь получили — во время кризиса украинские пограничники просят ЕС помочь деньгами для того, чтобы купить все. А что тогда случилось с теми десятками миллионов, которые предоставлялись украинским структурам, один большой вопрос», — сказал Томбинский.

Неужели опять крадут?  Неужели не стесняются запускать руку в деньги, которые едва ли не на коленях выпрашивали у мира, выставляя богатейшую природными ресурсами и работящую нацию попрошайками?  Если дошло до того, что посол ЕС делает публичное заявление, значит что-то таки есть. Значит «прозрачность» и «порядок» в госзакупках, на которых акцентирует внимание Томбинский, еще и до сих пор не навели. А почему? Неужели государственная машина настолько прогнила, что потеряла инстинкт самосохранения? Ведь красть сегодня деньги из бюджета, а особенно те, которые даёт мир, — значит красть у Украины шанс устоять как государству.

 Поэтому  «День» встретился с председателем Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным, чтобы узнать, как сегодня тратятся государственные деньги и о чем, собственно, заявил Томбинский?

— В «Вестнике» мы не нашли расходы на такие суммы, о которых заявил Томбинский. В настоящий момент мы написали запрос на Еврокомиссию: что это был за проект и кто был распорядителем средств. После этого мы сможем посмотреть кто, и за сколько покупал.

Но скажу от себя, что если уж дошло до публичного заявления руководителя миссии, то дела очень серьезные. Этому точно предшествовало несколько недель дипломатических переговоров, которые закончились безрезультатно. И если это так, то есть огромная проблема на уровне исполнительной власти, которую президенту нужно очень быстро решать, потому что они теряют кредит доверия у кредиторов.

— Виталий, а как новая власть распоряжается государственными средствами? Выявил ли уже Центр Противодействия Коррупции договоры о государственных закупках, в частности, заключенные уже при новом составе Кабмина, которые содержат признаки коррупционных деяний?

— Да. Выявили. Последний кейс, над которым мы работаем, это закупка бензина на 9 миллионов для украинской армии по цене выше рыночной у фирмы, которую создали за десять дней до этого.

Признаюсь, что мы до этого не следили за закупками для армии, потому что были убеждены, что, чтобы сегодня красть на этом, нужно не иметь ни ума, ни совести. И поняли, что ошибались, когда Александр Кузьмук с командой хотели протянуть во ВРУ законопроект, который вообще выводил закупки на армию из-под контроля. Это было для нас сигналом, что там что-то не то. Не от доброты душевной они хотят это сделать.

В целом же, мы обжалуем 7-10 коррупционных торгов за неделю. И мы точно видим желание спрятать закупки от «глаз» и «ушей» общественности. Крадут всюду, кроме закупок лекарств. И то, только потому, что там пока не начались закупки.

— Это по договорам заключённым при новой власти?

— Да. Хоть категория «новая власть» очень условна. В действительности же вертикаль в госорганах не изменилась никак.

 Мне трудно сказать, что является причиной такой патологической клептомании в нашем государственном аппарате. Однозначно, что новая редакция закона о государственных закупках оставила меньше возможностей красть, но при желании это сделать, дыру найти можно всегда. По-моему, ключевая причина в отсутствии наказанных за кражу на тендерах людей. Сегодня в глазах тех, кто крадёт, ситуация выглядит так: наказывают за распил государственной казны — крупные политические фигуры — Януковича, Клюева и так далее, никого другого не трогают. А это значит для них, что ничего не изменилось, кроме лиц тех, с кем нужно делиться.

— Откуда они знают, что новые руководители будут брать?

— Большинство этих руководителей были при власти. Поэтому для «схемщиков» нет причин думать, что эта власть будет иной, чем предыдущая. Более осторожной — да. Больше оглядываться на медиа и общественное мнение — да. Но ставит ли новая власть другие задачи? Для них точно — нет, потому что они крадут. И мы это видим.

— Принятые недавно законодательные изменения, касающиеся вопроса противодействия коррупции, предусматривают и уголовную ответственность за такие вещи, о которых ты рассказываешь. Выходит, что они ещё не действуют?

— Уголовная юстиция в сфере государственных закупок не действует, потому что нет процедуры определения убытков, нанесенных  государству.

В жизни это выглядит так: украли на тендере, мы с партнёрами это обнаружили, обратились в Госфининспекцию, она делает проверку, видит проблему, составляет административный протокол на председателя, секретаря, или даже членов комитета конкурсных торгов. Наказание за нарушения в государственных закупках, в соответствии с Административным кодексом Украины, составляет штраф в размере 16-17 тысяч гривен. То есть украсть можно миллион, заплатить штраф 16 тыс. и потом ещё украсть миллион. Хороший такой «бизнес».

Обратите внимание, суд рассматривает административное правонарушение, а не уголовное преступление. Поэтому даже, если доказано, что председатель и члены тендерной комиссии виноваты, они просто заплатят штраф, и дальше будут сидеть на своих рабочих местах. Их даже не уволят!

ГФИ может подать дело в прокуратуру на основании нанесения убытков государству, но должна предъявить размер этих убытков. А порядка для их определения в ГФИ нет. Поэтому ответ прокуратуры будет: нет порядка, нет уголовной статьи.

— А почему нет порядка?

— Этот порядок уже два года «висит» в Кабинете Министров Украины. Предыдущая власть точно не хотела его принимать, она специально блокировала эти изменения.

 А относительно новой власти, то есть две проблемы. Первая — с точки зрения европейских экспертов, к которым так сильно прислушивается сегодня власть, этот порядок содержит не совсем рыночный подход. Там есть такая категория как среднерыночная цена, которая является эталоном для сравнения с ценой, по которой осуществляется закупка. Для европейцев этот термин выглядит некорректно.  А вторая — общественность ещё, откровенно, не бралась активно за лоббирование этих изменений. Руки у нас до этого пока не дошли. Мы работали сначала над возвращением прозрачности государственным закупкам, в настоящий момент — над имплементацией данных законов, и впоследствии планируем заняться «порядком»

— Объясни, что ты имеешь в виду под «общественность работает над имплементацией законодательства о госзакупках?

— Закон принят. Но до сих пор мы не видим отчетов госпредприятий в Вестнике государственных закупок. Руководитель ГП «Зовнішторгвидав» пообещал нам, что до конца июня реализует эту норму. Законодательно прописано, какая информация точно должна быть обнародована: кто купил, сколько, за сколько, у кого, и тому подобное. Уже даже технически раздел на сайте такой существует. Мы ожидаем до конца июня, если норма не будет реализована, создадим реальные проблемы власти в получении очередных траншей от Еврокомиссии и МВФ.

— А те транши, которые уже выделили и выделяют ЕС и МВФ Украине, используются эффективно? Каких гарантий этого требуют кредиторы и как на них реагирует власть?

— Отвечу так: с такой Верховной Радой мы не получим следующие транши, даже тех, которые гарантированы.

— Почему?

— Есть много примеров. Первый — государственные закупки. Первый транш от ЕС мы получили только после принятия закона «О государственных закупках», более того — под гарантии принятия данного закона. Сигнал от кредиторов был такой: мы не будем давать деньги, пока не будем уверены в том, что вы их используете эффективно. И ключевым требованием был данный закон «О госзакупках».

ВИТАЛИЙ ШАБУНИН: «С ТАКОЙ ВЕРХОВНОЙ РАДОЙ МЫ НЕ ПОЛУЧИМ СЛЕДУЮЩИЕ ТРАНШИ ОТ МВФ, ЕВРОКОМИССИИ, ВСЕМИРНОГО БАНКА» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Знаете, сколько раз правящая коалиция пыталась данный закон изменить? Пять. И в ни одной из этих попыток не шла речь об усилении ответственности, или увеличении перечня документов  к преданию огласке. Все эти изменения касались увеличения перечня исключений или сводки к процедуре тендера у одного участника, которая в настоящий момент называется «переговорная процедура».

Последняя попытка, которую мы на этапе голосования пропустили, и выловили уже, когда закон, принятый ВРУ, должен был подписывать спикер, была протянута экс-министром обороны Кузьмуком и еще четырьмя депутатами, в том числе из провластных фракций, и была спрятана в законопроект под прекрасным названием «Об усилении мобилизационной возможности Украины». Собственно, потому мы и не заметили его, потому что профильным по нему проходил парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны (возглавляет Владимир Литвин. — А.Д.).

 Поэтому этот законопроект содержит 11 норм изменений действующего законодательства. Десять — более-менее нормальные. Одиннадцатая звучала приблизительно так: закупки, которые осуществляются украинской армией и правоохранительными органами, а также закупки, которые осуществляются в их интересах, проходят вне рамок закона «О государственных закупках». То есть покупаем, у кого хотим, за сколько хотим и об этом «отчитываемся Кабинету министров». Но в какой форме отчитываемся, когда и кто — неизвестно. То есть кучка людей себе придумала, что деньги, которые сегодня вся страна по копейке собирает на армию,  можно делить «под простыней». И что главное — ВРУ их поддержала. Данный закон проголосовали  в двух чтениях. Мы, фактически, выхватили этот законопроект из-под ручки спикера, когда тот собирался его подписывать. Показал эту норму МВФ, ЕС, Мировому банку, и они фактически заблокировали данный закон. Его впоследствии переголосовали во ВРУ, исключив эту норму.

И вокруг этого, кстати, сегодня есть огромные манипуляции со стороны силовиков, а особенно в армии. Мол, у нас есть деньги, но вот эти «гады» не дают нам купить все для солдат. Особенно часто этот бред рассказывают новобранцам.  Это — ложь. Каждый, кто такое говорит, должен пойти под трибунал. В соответствии с новым законом, закупки для оборонного и силового секторов в это время имеют право осуществляться по сокращенной переговорной процедуре — 8 дней. Это прямо в законе прописано. Стражи порядка, силовики сегодня могут закупить что угодно и у кого угодно за 8 дней. Покупайте, друзья, но покажите: что купили, у кого и за сколько. Чтобы не было закупки на 9 миллионов бензина на 30% дороже, чем на рынке  в компании, которой три дня.

— Вернемся к требованиям.

— Да. Позавчера еврокомиссар, которая отвечает за визовую политику в ЕС, четко сказала: пока вы не создадите антикоррупционный орган со следственно-оперативными функциями, вы не получите визовой либерализации.

Эта же норма о создании такого органа есть в требованиях вторых траншей — безвозвратной помощи  от Еврокомиссии и кредитной — МВФ. Причем в обоих прописано, что на начало 2015 года такой орган не просто создан, а он действует, и уже подал уголовные дела в суд.  Как мы это успеем? Нужно три месяца, только чтобы этот орган запустить. На дворе — июнь. А у нас еще и закона нет. Более того, ВРУ заблокировала создание этого органа  — четыре законопроекта о Государственном бюро расследований.

 Та же история с реестрами прав собственности на недвижимое имущество. Доступ через интернет к информации о владельцах недвижимого имущества и земельных участков прописан в условиях получения второго транша от Еврокомиссии. И что? Первый раз парламент «завалил» законопроект. Второй раз законопроект вносили 16 депутатов от разных фракций вместе с Министерством юстиции.  Едва-едва удалось принять его на профильном комитете. И что? Заседание комитета состоялось три недели тому назад. До сих пор  председатель парламентского комитета по экономической политике Андрей Иванчук его не подписал. А это — формальное основание не рассматривать этот законопроект в сессионном зале ВРУ на этой неделе.

Осталась одна парламентская неделя, на которой очевидно уже не о реестрах будут говорить. А затем — новый состав парламента, что означает, что этот законопроект отходит в небытие, потому что не был проголосован в первом чтении. Этот состав парламента саботирует антикоррупционные реформы.

— Почему депутаты боятся этих двух законопроектов?

— Без этого небольшого, но очень действенного и сильного органа — Национальное бюро антикоррупционных расследований, — который будет заниматься не врачами, учителями, ли головами сельских советов, а высшей должностной коррупцией, система борьбы не будет работать. Кто будет трясти судью, депутата, министра, который украл у государства десятки миллионов? Милиционер, который работает за четыре тысячи гривен?

 А по реестрам — они просто боятся. Элементарно: то, что мы увидим, что у прокуроров, чиновников с их зарплатами по восемь квартир, я уже молчу об имениях судей. А еще больше, чего они боятся, это —  раскрытие прав собственности на землю. У нас же нет рынка пахотных земель. Поэтому, по логике, не может быть латифундистов. А как только мы откроем кадастр, то покажем людям, что у нас четверть Украины — половина пахотных земель — это частная собственность.

— Как?

— Элементарная схема — через отчуждение в суде. Арендуется пай, в договоре маленькими буквами вписывается, что, если арендатор вносит улучшение в землю, то владелец пая должен его компенсировать. Крестьянин, конечно же, не имел чем оплатить компенсации, и терял пай. Так через суды создавались огромные латифундии.

Вот теперь депутаты должны объяснять избирателям, как в условиях, когда у нас нет рынка земли, компании, афилированные с ними, владеют десятками тысяч гектаров пахотных земель?  Обман, в котором жили украинцы десятилетиями, становится очевидным. И авторы этого обмана всплывают.

— Но они не смогут долго оттягивать принятия данных законов. Без этого же мир прекратит нас поддерживать. На что они надеются?

— Не знаю. МВФ денег не даст, Еврокомиссия тоже. В Россию пойдут? Или будет голодный бунт в стране?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать