Украина – ЕС: матрица реформ
Константин ЕЛИСЕЕВ: «Нам нужно немедленно принимать национальный план по имплементации Соглашения об ассоциации»
Буквально через неделю украинский президент подпишет полностью Соглашение об ассоциации с ЕС и всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли. С одной стороны, этот шаг остается формальностью, а с другой — возникает вопрос относительно ратификации настоящего документа новым составом Европейского парламента, куда вошло много евроскептиков. И будет ли законодательный орган ЕС, имеющий, согласно Лиссабонскому договору, большие полномочия, таким же благосклонным к Украине, как его предыдущий состав? По этому вопросу «День» начал разговор в представительстве Украины при Европейском Союзе с его главой Константином Елисеевым. Напомним, что он был назначен Председателем делегации Украины на переговорах с ЕС относительно заключения Соглашения об ассоциации 30 ноября 2007 года, а через три года стал Представителем Украины при Европейском Союзе и Европейском сообществе по атомной энергии.
«ВЫЗОВЫ В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ: РАТИФИКАЦИЯ СОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ И ВНЕДРЕНИЕ БЕЗВИЗОВОГО РЕЖИМА»
— Результаты выборов в Европарламент были ожидаемыми, много голосов набрали евроскептики или депутаты, которые выступают за развитие собственных стран без учета общих европейских интересов. Народная партия и социалисты, хотя и потеряли значительное количество голосов, но остаются крупнейшими фракциями в парламенте. И именно они будут задавать тон в Европарламенте. Что касается крайне правых партий, то у них не все просто, потому что для формирования фракции нужно, чтобы в нее входили представители из семи стран.
К сожалению, в Европарламент не прошли некоторые депутаты, которые выступали за поддержку интеграции Украины в ЕС и за безвизовый режим с ЕС. Вместе с тем мы будем работать, чтобы расширять отношения с нашими друзьями, в частности с Фракцией Зеленых, лидером которой, очевидно, будет Ребекка Хармс, с которой у меня уже состоялись первые контакты. Конечно, мы будем перестраивать контакты с новоизбранными членами Европарламента, особенно из стран, близких или соседних для нас. Сейчас идет процесс формирования нового руководства органов Европарламента, Еврокомиссии, поэтому очень трудно предвидеть последующие планы их работы, но, с моей точки зрения, для нас вызовом будет перестройка отношений, продвижение двух важнейших для нас вопросов в Европарламенте: ратификации Соглашения об ассоциации и внедрения безвизового режима.
— С чем, по-вашему, связана такая острая борьба вокруг назначения на должность президента Еврокомиссии, на которую претендует лидер крупнейшей фракции Юнкер?
— Прежде всего, эта ситуация объясняется тем, что это первые выборы после вступления в силу Лиссабонского договора, согласно которому значительно повышается роль Европарламента и внедряются определенные новеллы по распределению должностей и избранию, в частности, президента Еврокомиссии. В этот раз он будет избираться Европарламентом. Действительно, за эту должность продолжается большая борьба и, похоже, этот вопрос будет решаться в пакетном варианте с назначением других руководителей, в частности президента Европарламента, потом президента Европейского Совета, мандат которого заканчивается 1 декабря этого года, и это касается такой влиятельной должности, как высокий представитель по вопросам общей внешней политики. Переговоры до сих пор продолжаются. И не хотел бы опережать развитие событий, но думаю, что первые новости относительно нового президента Еврокомиссии мы должны получить по итогам заседания Европейского совета, которое состоится 26—27 июня в Бельгии.
«О ГАЗОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ»
— А как вы оцениваете роль Европы в решении газового спора между Украиной и Россией относительно цены на газ?
— Мы очень благодарны Еврокомиссии за то, что она в лице комиссара по вопросам энергетики господина Оттингера решила сыграть роль незаангажированного арбитра в решении вопроса пересмотра условий и ценовых параметров поставок газа Украине со стороны Российской Федерации. И в этой связи его роль заключается в том, чтобы обеспечить транспарентность этого процесса и устранить любые попытки со стороны Москвы обвинить Украину в неконструктивной позиции. По состоянию на сегодня стороны еще не достигли компромисса. Вместе с тем украинская сторона даже в последние часы была готова к компромиссным предложениям, выдвинутым комиссаром Оттингером.
Я считаю, что процесс переговоров будет возобновлен и первым индикатором должно стать заседание газовой координационной группы, которое состоится 20 июня здесь, в Брюсселе. Я хочу проинформировать, что делегацию Украины пригласили для участия в этом заседании. На этой встрече состоится углубленный профессиональный обмен мнениями относительно ситуации, сложившейся вокруг заполнения подземных газохранилищ, что делать дальше в условиях прекращения Россией поставок газа в Украину, как предотвратить газовый кризис зимой и что надо сделать для того, чтобы еще спасти переговорный процесс.
— А как в ЕС отреагировали на последние предложения Украины относительно подключения вместе с США к модернизации украинской ГТС?
— Этот вопрос является развитием декларации от марта 2009 года относительно сотрудничества в модернизации ГТС Украины. У нас есть определенные предложения, концепции и наработки, которые были сделаны с помощью и при содействии европейских экспертов. Теперь главное — эти наработки соответствующим образом представить сторонам, заинтересованным в участии. Конечно, со стороны ЕС есть готовность их рассмотреть и даже способствовать в разработке концепции реформы, в частности «Нафтогаза». Именно поэтому я не исключаю, что в ближайшее время будет продолжен диалог с господином Оттингером, а также на уровне разных экспертных групп по вопросам энергетики, созданных в рамках диалога Украина — ЕС.
«МЫ БЛАГОДАРНЫ ЕС ЗА ТО, ЧТО МОЖЕМ ЗА СЧЕТ РЕВЕРСА ПОЛУЧАТЬ ГАЗ В УКРАИНУ...»
— На днях в СМИ появилось сообщение, что немецкое правительство может запретить продажу компании RWE российской компании — это позитивный сигнал?
— Во-первых, я не слышал такой информации, поэтому не могу комментировать. Я скажу единственное, что мы благодарны ЕС за то, что можем за счет использования реверса со стороны стран — членов ЕС, прежде всего Польши, Венгрии и Словакии, получать газ, в том числе и закачивать его в подземные газовые хранилища. И я не исключаю, что в ближайшее время у нас откроется вопрос так называемого большого реверса с теории Словакии. Потому что сейчас используется так называемый малый реверс в небольших количествах.
— А «Газпром» как-то уже заявлял, что это незаконно. Есть ли у него форма давления на премьера Словакии Фицо, который является другом «Единой России» и Путина?
— Люди могут дружить между собой, но в рамках ЕС определяющим фактором являются не только принципы дружбы, но и ценности, и юридические основания. А согласно европейским правилам, действует так называемый Третий энергетический пакет, к которому присоединились все страны — члены ЕС и который, не учитывая того, кто к кому благосклонен, они должны выполнять. Ярким примером того, как ЕС заботится о соблюдении соответствующих принципов, является проект Южный поток. Недавно Еврокомиссия положила начало досудебной процедуре предупреждения Болгарии относительно необходимости приведения законодательства страны в соответствие с Третьим энергетическим пакетом. Это предупреждение, если болгарское правительство в ближайшее время не примет соответствующие меры, то меры соответствующего характера со стороны Брюсселя будут приняты относительно Болгарии. Это не исключение, а нормальный процесс функционирования ЕС. Есть договоренности, есть регуляции, есть соответствующая законодательная база, которую страны-члены обязаны выполнять.
«БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ БУДЕТ У НАС ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА МЫ ВЫПОЛНИМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КРИТЕРИИ»
— Хотелось от вас услышать, какова на самом деле перспектива внедрения безвизового режима Украины с ЕС. Потому что, с одной стороны, министр Дещица сказал в интервью «Дню», что с начала 2015 года украинцы смогут ездить в ЕС без виз, президент Порошенко это повторил, но здесь на семинаре для журналистов «Общая визовая политика» представители Еврокомиссии говорят, что пока рано говорить о сроках внедрения безвизового режима.
— Я всегда говорил и буду говорить, что безвизовый режим будет у нас только тогда, когда мы выполним соответствующие критерии. Именно поэтому в свое время мы настаивали на Плане действий по либерализации визового режима, чтобы прописать технические критерии, чтобы оградить от политизирования этот вопрос и чтобы наши достижения оценивали по тому, насколько мы выполнили эти критерии. Что касается намерений ЕС ввести безвизовый режим, то у меня нет оснований разочаровываться. Примером является, в частности, соседняя Молдова, которая, кстати, позже нас получила план действий и уже имеет безвизовый режим. Вторым фактором является то, что Украина наконец выполнила соответствующие критерии относящиеся к первой фразе и буквально сейчас мы переходим к имлементационной фазе безвизового режима. Поэтому я не хотел бы разочаровывать украинских граждан, а, наоборот, поощрить и отметить, что украинская дипломатия будет делать все возможное для того, чтобы безвизовый режим стал реальностью в ближайшее время. Но это наше общее домашние задания, которое включает работу не только дипломатических служб, но и всех наших структур. В частности, для меня важным индикатором является начало выпуска наших биоматематических паспортов. Напомню, что молдавская сторона начала выпускать и выдавать такие паспорта уже три года назад. Поэтому нам необходимо немедленно этот вопрос возобновить и начать выдавать биоматематические паспорта. А, согласно правилам, правом на безвизовые поездки будут пользоваться граждане, которые имеют при себе именно биоматематические паспорта.
Теперь у нас правом на безвизовые поездки пользуются владельцы обычных служебных паспортов. Но в перспективе и дипломатические, и служебные, и обычные паспорта должны быть биоматематическими паспортами. Это единая практика ЕС, таким образом они защищаются от подделки паспортов и от нелегальной иммиграции.
— Но хотелось услышать от вас какие-то конкретные рамки, сколько времени необходимо на внедрение безвизового режима? Некоторые эксперты говорят — 2,5 года.
— Мы ожидаем, что в следующий понедельник, 23 июня, Совет Министров иностранных дел ЕС примет юридическое решение о переходе ко второй фазе и мы начнем имплементировать законодательство, которое было принято во время первой фазы. Это касается четырех сфер, в частности безопасности паспортов, борьбы с нелегальной иммиграцией, обеспечения правопорядка и безопасности в Украине, в том числе границ, и уважение к фундаментальным правам и свободам.
— А нам здесь говорили, что еще должна быть продемонстрирована эффективность борьбы с коррупцией...
— Сейчас мы работаем над процессом планирования и определения миссий экспертов ЕС в Украине. Мы ожидаем, что первые миссии приедут в Украину ориентировочно сразу после летних каникул, чтобы провести оценку наших средств по имплементации законодательства. Мяч опять на нашей стороне, и все будет зависеть от того, насколько мы согласованно и скоординированно будем работать в Украине, насколько нам удастся продемонстрировать прогресс в исполнении соответствующего законодательства. Поэтому я не стал бы сейчас говорить об определенных часовых рамках, хотя у меня есть определенное мнение по этому поводу. В течение пяти или больше лет, отвечая на эти вопросы, я всегда всем советую воздерживаться от каких-либо часовых рамок. Но, конечно, мы должны сделать все, чтобы безвизовый режим был внедрен уже в ближайшее время.
«О ВАЖНОСТИ СКОРЕЙШЕЙ РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ С ЕС»
— 27 июня мы должны полностью подписать Соглашение об ассоциации. Какие вызовы предстают перед нашей страной, в частности экономикой, после подписания этого документа?
— Действительно, мы ожидаем, что остальная часть Соглашения, которая преимущественно касается секторного сотрудничества и Зоны свободной торговли, будет подписана Президентом Украины 27 июня. И для нас очень важно обеспечить минимально короткий период между датой подписания Соглашения и датой его ратификации украинским парламентом. Напомню, что сразу после ратификации Соглашения парламентом через определенные сроки оно вступает в силу. Мы можем его временно применять даже без ратификации его текста всеми странами членами ЕС.
— А разве нет вызовов для наших производителей, ведь некоторые видят угрозу в этом Соглашении и призывали даже пересмотреть текст?
— Соглашение — это не просто кусок бумаги. Это — комплексный документ, который не только определяет права и обязанности двух сторон, как классическое двустороннее соглашение. Это, в сущности, дорожная карта реформирования Украинского государства в соответствии с европейскими стандартами. В этом его большая не только экономическая, но и политическая нагрузка. Обычно к выполнению и имплементации надо готовиться. Я считаю, что нам необходимо немедленно принимать национальный план по имплементации этого Соглашения, где мы должны четко предусмотреть приоритетность имплементации тех или иных положений. Нам надо четко определить, когда и какое законодательство должно быть принято в Верховной Раде, какие постановления или решения Кабмина должны быть приняты в приоритетном порядке, какие директивы мы можем имплементировать сразу, а на какие нужно время. И, конечно, самое главное — мы должны четко знать разделение труда между соответствующими органами государственной власти, кто за что несет ответственность, объем финансовых и технических ресурсов, которые необходимы для имплементации того или иного решения. То есть именно на этих элементах должен строиться так называемый план или матрица имплементации Соглашения об ассоциации.
Что касается выгод или невыгод, то, я думаю, в этом плане достаточно наглядно поступил ЕС, который решил принять прецедентное одностороннее решение начать процесс имплементации части зоны свободной торговли путем отмены экспортных пошлин для украинской продукции на рынок ЕС еще до начала его подписания. В конце апреля эти предоставленные Украине автономные системы преференций начали действовать, и уже сегодня они приносят позитивные результаты для украинского бизнеса. Я это чувствую на примере обращений в нашу миссию при ЕС от украинских производителей и масляной продукции, и мясной продукции, и курятины, которые заинтересованы в последующем наращивании экспорта, заинтересованы в том, чтобы максимально быстро заполнить ниши, оставшиеся в ЕС для украинской продукции. Конечно, все эти предложенные ЕС новеллы с большим энтузиазмом воспринимаются украинским бизнесом, обращающимся с предложениями, в частности, расширить ассортимент, который можно поставлять на рынок ЕС. И, конечно, это не может не радовать, поскольку расширение сотрудничества с ЕС приносит в нашу казну определенные ресурсы.
«НАМ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СОЗДАНИЯ МОЩНОГО, ЭФФЕКТИВНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КООРДИНИРУЮЩЕГО ОРГАНА»
— Некоторые эксперты в Украине заявляют, что сегодня правительство занимается имитацией евроинтеграции. А каково ваше виденье активизации этого процесса, распространения его на низшие уровни во всех сферах?
— Абсолютно согласен с тем, что для того, чтобы действительно серьезно продвигать европейскую интеграцию, нам не обойтись без создания мощного эффективного национального координирующего органа. И это должна быть не только прихоть европейских чиновников, а это подтверждает опыт других стран, которые уже сегодня являются полноценными членами ЕС. И нам не обойтись без соответствующего координационного механизма, объединения усилий всех органов государственной власти, а самое главное — четкого определения заданий для имплементации Соглашения об ассоциации, что является для нас мощным центром реформ. Поэтому я думаю, что это вопрос достаточно ограниченного периода времени, нескольких недель, чтобы украинская сторона окончательно определилась относительно принципа и концепции формирования национального механизма. Первые шаги в этом направлении уже были сделаны новым правительством Украины, в частности, было принято решение о назначении во всех органах государственной власти заместителей министров, ответственных за европейскую интеграцию, формируется структура в Секретариате Кабмина — правительственный орган европейской интеграции. Я думаю, этот вопрос тоже станет предметом консультаций и обсуждений следующих визитов европейских руководителей в Украину и наших лидеров в ЕС.
— Но в той же Грузии есть должность министра по вопросам европейской интеграции, почему бы у нас не ввести подобную должность?
— Я скажу, что эти решения будут приняты в ближайшее время. Что касается нашей миссии при ЕС, то мы уже внесли соответствующие предложения, базировавшиеся на эффективной практике и опыте ключевых стран, которые недавно стали членами ЕС, то есть учитывалась практика Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, определенные элементы венгерского опыта. Они были кристаллизованы и вылились в наши предложения. Теперь они находятся на рассмотрении, но я думаю, что создание этого органа — это требование времени, и это будет сделано в ближайшее время.
И это, кстати, будет мощным сигналом европейской стороне относительно серьезности наших намерений не имитировать, как было раньше, а действительно реализовывать вопрос и обязательства, взятые нами в соответствии с Соглашением об ассоциации. Я хотел бы в этой связи отметить, что ЕС своим примером демонстрирует, как надо поступать. Евросоюз пошел на уникальный шаг, создав так называемую группу поддержки Украины в составе около 30 высокопрофессиональных экспертов высокого уровня во главе с достаточно квалифицированным и опытным высокопоставленным должностным лицом Еврокомиссии Питером Балашом, который известен тем, что вел переговоры с ключевыми странами, возглавлял переговорный процесс по зоне свободной торговли. И таким образом еэсовцы показывают, что даже в ЕС создана структура, которая будет заниматься и готова к сотрудничеству с будущим координационным органом.
«ДЛЯ УКРАИНЫ ВАЖНО УКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ В КЛЮЧЕВЫХ ТОЧКАХ ЕВРОПЫ»
— По пути к вам я увидел Дом Норвегии и Дом Мальты. Исходя из вашего опыта, что нам надо сделать, чтобы поднять имидж нашей страны в столице Европы и по всей Европе, чтобы Украину считали привлекательной и хотели присоединить к европейской семье?
— Вы затрагиваете достаточно болезненный вопрос, являющийся предметом наших дискуссий на протяжении многих лет. Это вопрос имиджа, как лучше пропагандировать нашу страну. Обычно о стране лучше всего говорят ее действия и результаты этих действий. Но, конечно, не менее важной является видимость, как показать страну. Я думаю, для Украины важно укрепление своих представительств в ключевых точках Европы, Брюссель в этом плане должен быть приоритетом. В свое время я всегда вносил и вношу предложения относительно усиления уровня представленности Украины в Брюсселе. Недавно, например, я внес предложение открыть представительство «Нафтогаза» Украины в Брюсселе, я считаю, что это было бы своевременное важное решение, учитывая, что здесь сконцентрированы ключевые представительства многих газовых компаний Европейского Союза, инвестиционные компании в газовом секторе, важные банки, инвестирующие в газовый сектор. Здесь есть и газовая группа, которая занимается непосредственно энергетической и газовой проблематикой. Поэтому даже с этой точки зрения представительство наших интересов в Брюсселе было бы важно. Но у нас, к сожалению, это тормозится одним вопросом — отсутствием надлежащих финансовых ресурсов.
В марте было решение о сокращении расходов на правительство, в том числе и на дипломатическую службу. Поэтому на данном этапе было бы еще рано говорить о том, что мы можем в этой ситуации что-то приобрести или улучшить.
«КОГДА ПРОТИВ НАС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АГРЕССИЯ, НЕОБХОДИМО АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ НА ИМИДЖЕВОМ ФРОНТЕ»
— На CNN я часто вижу рекламу разных стран. Почему бы и нам не сделать что-то подобное?
— Вы у меня с языка сняли то, что я вчера буквально написал в Киев, в центр. Я считаю, что в нынешней ситуации, особенно когда мы пытаемся стабилизировать политическую и финансовую ситуацию, а также в ситуации, когда против нас осуществляется агрессия, нам необходимо активизировать работу на имиджевом фронте и в этой связи обратить внимание на конкретные предложения, в частности, почему бы не разместить в ключевых телевизионных СМИ Европы соответствующий проморолик, который будет объяснять ситуацию в Украине и вокруг Украины, будет раскрывать провокационные агрессивные действия, осуществляемые в отношении Украины. И я считаю, что иногда это может сработать лучше, чем сотня сообщений определенного информационного агентства по этому поводу. Тем более что у нас уже есть опыт такой работы, который был связан, в частности, с промоцией Евро-2012. К тому же, у нас есть достаточно высококвалифицированные специалисты в рекламной отрасли, которые могли бы сделать достаточно мощный ролик такого содержания.
Кроме того, я предлагал нестандартную идею: почему бы не сделать большой благотворительный концерт звезд мирового масштаба, тем более что многие из них уже высказывались в поддержку позиции Украины. Здесь можно, например, вспомнить Мадонну. Поэтому, с моей точки зрения, сегодня можно было бы такой концерт организовать. Это тоже действительно было бы событием не только в культурной, но и политической жизни, что позволило бы привлечь внимание европейской общественности к Украине, к ее потребностям и к ситуации, в которой она находится.
Что касается создания украинского CNN, нам надо еще поработать с европейскими изданиями и европейскими журналистами. Наша слабость в том, что, к сожалению, ключевые журналисты, ячейка журналистского корпуса ЕС сегодня продолжает концентрироваться именно в Москве. Поэтому необходимо шаг за шагом эту практику ломать и делать все возможное, чтобы Киев становился центром активной журналистской деятельности представителей европейских СМИ. Мы открыли, в частности, представительство Евроньюз, которое сегодня вещает на украинским языке. Нам надо продолжать эту практику. Но это вопрос государственной политики и этим им надо заниматься постоянно, а не эпизодически. Это ненормальная практика, когда европейские коллеги пытаются судить о ситуации в Украине на основе сообщений, которые получаются, например, из определенного источника определенной страны. Конечно, дипломатическая служба активно работает над тем, чтобы максимально оперативно доносить информацию, но в век мощной информатизации, Интернета, социальных сетей выигрывает тот, кто получает больше информации, наиболее подробной информации.
Выпуск газеты №:
№113, (2014)Section
Мировые дискуссии