«Это — братская могила для железной дороги»
Так экс-министр транспорта оценил постановление о превращении «Укрзалізниці» в акционерное обществоВ среду, 25 июня, Кабинет Министров Украины утвердил постановление о превращении «Укрзалізниці» в акционерное общество. Об этом сообщил координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава.
Как известно, Закон «Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» был подписан главой государства еще в марте 2012 года. Он создал необходимую законодательную основу для реформирования железной дороги. Однако начало процесса задерживал Кабинет Министров, который не принимал соответствующего постановления.
Согласно документу от 2012 года, предприятие будет создано как публичное акционерное общество, 100% которого закрепляется в собственности государства без права отчуждения. Авторы закона предлагают объединить в один хозяйствующий субъект шесть железных дорог, а также предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции, доли и паи, которые принадлежат государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.
О необходимости ускорить превращение администрации в акционерное общество говорят и аудиторы. В частности, об этом идет речь в письме аудиторской компании Ernst&Young, направленном в Кабинет Министров в начале этой недели. В Ernst&Young предлагают три этапа реформирования украинской железной дороги. Первый — создание единого акционерного общества ПАО «Укрзалізниця». В частности, шесть железных дорог и ряд отдельных предприятий будут объединены в структуру, понятную для участников рынка и инвесторов. За счет этого, считают эксперты компании, сократится дублирование функций управления и управленческий персонал, пройдет реформа ценообразования для исключения перекрестного субсидирования.
Второй этап — выделение отдельных видов деятельности по направлениям: пассажирский, логистически-грузовой, инфраструктурный. В это время произойдет выделение в отдельные подразделения дальних пассажирских перевозок, сервисных компаний.
На третьем этапе предусматривается переход к целевой модели рынка. Она предусматривает отдельное функционирование грузовых перевозок и логистики, специальных сервисных услуг и пассажирских перевозок.
Иосиф ВИНСКИЙ, экс-министр транспорта и связи:
— Создание единого предприятия на базе всех подконтрольных «Укрзалізниці» — это монополизация рынка. Я категорически против такого типа реформирования. Таким образом создается одна «братская могила» для предприятий, ведь они и в дальнейшем будут работать так, как и раньше — без внешнего и внутреннего контроля.
Я считаю, что необходимо разделить полотно и подвижной состав. Для инфраструктуры должно быть создано единое предприятие. Не шесть. А вагонные, пассажирские и тепловозные компании должны работать как отдельные предприятия и не принадлежать к этому акционерному обществу.
Также считаю, что нужно разделить такие функции «Укрзалізниці», как государственное управление и функция хозяйственной деятельности. Потому что иначе получается абсурд. Хозяйствующий субъект не может быть наделен государственными функциями.
Василий ШЕВЧЕНКО, экс-заместитель министра транспорта и связи:
— По моему мнению, принятое постановление — это очередная попытка быстро получить финансирование международных организаций, в том числе для повышенных выплат «Укрзалізницею» налогов в бюджет, создания инфраструктуры, построения вагонов. Подобные схемы реформирования используются часто. Но, как мы знаем, для изменений — безрезультатно.
Выпуск газеты №:
№116, (2014)Section
Экономика