Чем мастера сцены удивляли зрителей?
10 июля Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки завершает свой 88-й сезон спектаклем «Женщина и чиновник»
Удивительная вещь — режиссерская интуиция. Как ко времени порой появляются спектакли. Как точно попадают они в болевые точки современности. Искусство реагирует на возникающие общественные катаклизмы. Учитывая тот факт, что на постановку спектакля в ансамблевом театре уходит от нескольких месяцев до года, а то и двух, можно с уверенностью сказать: без особенного художественного чутья дело здесь не обходится...
В сентябре 2013 г., когда задумывался спектакль «Везде один», никто не мог представить себе тотальную русофобию в Украине. А ведь главный герой — Т. Шевченко — в спектакле говорит на двух языках. Известный факт, что Кобзарь не только писал, но и вел дневник на русском, а свои стихи и поэмы — на украинском языке. И это не помешало Тарасу Григорьевичу стать символом и совестью украинской нации, классиком литературы и оригинальным художником! Естественное взаимопроникновение культур, традиций, языков режиссер спектакля — Михаил Резникович — даже не подвергает сомнению, выводя на первый план иные проблемы: вечную зависимость художника от власти и его трагическое одиночество. Главного героя потрясающе играют известные мастера столичной сцены: украиноязычного — Петр Панчук (Театр им. И. Франко) и русскоязычного, по очереди — Виктор Алдошин и Дмитрий Савченко (Театр им. Леси Украинки). Эта постановка — серьезная заявка на номинирование на Шевченковскую премию.
«Нахлебник», вышедший в начале сезона, один из киевских режиссеров окрестил «Майданом Театра им. Леси Украинки», имея в виду гражданскую позицию, остро выраженную в спектакле. Природу этой постановки можно определить словами Сухово-Кобылина — это «содрогание о зле», которое, по мнению драматурга, является «высшей формой нравственности». Пронизанный болью за человека, унижаемого сильными мира сего, спектакль на протяжении всего сезона вызывал живейший эмоциональный отклик в зале. Особенно жутко звучит эпизод издевательств над беззащитным и бесправным приживалой Кузовкиным. В какой-то момент сцена завтрака в помещичьей усадьбе перестает быть бытовой. Начинается мистификация, бесовская пляска. Кажется, перед глазами нетрезвого нахлебника проносится сам Дьявол со своей оголтелой свитой. Безнаказанность, цинизм, хаос... Словом, все, что несколько месяцев спустя обрушилось на нашу страну.
Работа над «Джульеттой и Ромео» началась два года назад, когда за стенами театра все было относительно спокойно и стабильно. Однако и на фоне общего благополучия режиссер Кирилл Кашликов почувствовал еле ощутимые сейсмические толчки — первые признаки приближающейся катастрофы. Премьера спектакля о бессмысленности и беспощадности вражды подоспела к разгару революционных событий. Когда настало время осмысления и многие задумались о непомерно высокой цене, заплаченной за раздор. За что погибли юные шекспировские герои? За что отдали жизни сотни украинских ребят? А просто «взрослые» не смогли договориться, политические кланы не пожелали поделить сферы влияния цивилизованным путем, решить конфликты за столом переговоров. В итоге — классический шекспировский финал — гора трупов на сцене... и тишина... Это режиссерское «шестое чувство» подчас пугает. Просто мистика какая-то! Что-то из сферы потустороннего?.. А, может быть, дело тут вовсе и не в шестом чувстве, а во врожденном обострении первых пяти?
Художники (в широком смысле этого слова) слышат острее, видят глубже, ощущают резче, горче и больнее. Есть понятие в медицине: низкий болевой порог. Для большинства все еще тихо-спокойно, а для кого-то — уже «жутко близко и запредельно громко»! Так кошки чувствуют землетрясение за несколько дней до катастрофы, и дают знать людям о приближающейся беде. И тут уже наш просчет — нежелание слышать и слушать, что-либо предпринимать. За то и расплачиваемся, порой, дорогою ценой...
Появились в минувшем сезоне и спектакли с непроходящим сроком актуальности. Недобросовестные чиновники, как огня боящиеся разоблачения, были и будут во все времена, как и люди, уверенные в том, что все на свете можно купить. А потому «Женщина и чиновник», которым театр закрывает 88-й театральный сезон, и комедия «Д-р» щекочут нервы узнаваемостью ситуаций. Ну, а «Клавдия Шульженко. Старинный вальс» — не выходящий из моды стиль ретро (погружает в столь милую сердцу зрителей ностальгию).
Есть в театре извечный вопрос, впервые заданный Мейерхольдом: «Чем будем удивлять?» Очевидно, после всего происшедшего в стране и накануне 89-го сезона перед руководством театров встал иной вопрос: «Чем будем утешать?» Как поддержать зрителей, успокоить, подбодрить и отвлечь? А потому, в новом сезоне ожидается целая череда комедий.
Первая на очереди — пьеса греческого драматурга Димитриса Псафоса «Требуется лжец!» В 1960-е годы эта комедия была весьма популярна на просторах бывшего СССР, шла она и на сцене Театра им. Леси Украинки. В спектакле играли Надежда Батурина, Изабелла Павлова, Мальвина Швидлер, Валентин Дуклер, Виктор Халатов, Вера Предаевич, Анна Николаева... Однако вскоре пьеса на долгие годы была запрещена цензурой, т.к. в ней раскрывалась подноготная политической системы страны, основанной на лжи и интригах. В том спектакле «враль» — отдельная (и надо сказать — очень престижная) профессия. В наши дни искусно врать предстоит актерам: Виктору Алдошину, Валерию Зайцеву, Ларисе Кадочниковой, Наталье Доле, Ирине Борщевской и другим. Ставит спектакль Олег Никитин.
Режиссер Леонид Остропольский репетирует спектакль по двум итальянским пьесам — «Любовники и воры» Дарио Фо и «Риск» Эдуардо де Филиппо. В этой комедии-дилогии задействованы чуть ли не полтруппы театра, ведь спектакль будет идти в двух составах. Среди исполнителей главных ролей — Андрей Пономаренко, Александра Ена, Ольга Когут, Олег Замятин, Юрий Дяк, Наталья Кудря, Ирина Новак, Анна Гринчак, Владимир Осадчий, Алексей Полищук и Олег Роенко.
Художественный руководитель театра М. Резникович ныне приступил к репетициям пьесы Алексея Арбузова «В этом милом старом доме».
— Это история об очень хороших людях, я бы даже сказал — современная сказка, где будут заняты разные поколения наших артистов, — рассказал Михаил Резникович. — В спектакле заявлен звездный состав: Юрий Мажуга, Валерия Заклунная, Татьяна Назарова, Дмитрий Савченко и другие.
Режиссер Дмитрий Морозов на Новой сцене представит спектакль «Ненормальная» по пьесе одного из самых востребованных современных драматургов — Надежды Птушкиной. Главные роли в спектакле сыграют Ольга Кульчицкая и Станислав Бобко.
На Новой сцене режиссер Ирина Барковская приступит к репетициям одной из лучших пьес Генрика Ибсена — «Нора», а Алла Рыбикова представит спектакль «Женщина из прошлого» по пьесе немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига, в котором сыграют студийцы и артисты театра.
Как рассказали в дирекции театра, в новом сезоне репертуар пополнится спектаклями на любой зрительский вкус.
Выпуск газеты №:
№124, (2014)Section
Культура