Обучение – всю жизнь...
Важно создать в Украине благоприятную среду для образования взрослых. Как это сделать?
В начале статьи пунктирно очерчу основные «вызовы» современного европейского образования ХХІ века, обозначив те социокультурные задачи, к реализации которых оно имеет отношение. За основу взяты результаты работы І и ІІ Международного гуманитарного форума в Баку (где приглашенным от Украины экспертом был автор этой статьи), которые проходили в 2011 и 2012 годах. Бакинский гуманитарный форум в 2012 году собрал за одним столом 12 лауреатов Нобелевской премии в области экономики, медицины, химии и других сферах.
Следовательно, образовательные тенденции в ХХІ веке характеризуются такими вызовами:
• Демократизация: общедоступность высшего образования, создание системы непрерывного образования.
• Диверсификация: вариативная и многоуровневая по содержанию, методам, форме, срокам и траекториям личностно-ориентированная система учебных заведений.
• Интернационализация: академическая мобильность студентов и преподавателей, международное признание документов об образовании, научных степеней и званий.
• Превращение образования в ключевой фактор в комплексе мероприятий, ориентированных на развитие научно-технического прогресса, экономического роста.
• Трансформация содержания, ценностей, методов, цели: дистанцируясь от традиционной школы, учебный процесс приобретает творческие ориентации, широкую область применения имеют образовательные и информационной технологии.
Каждый из указанных «вызовов» нуждается в своих формах осмысления в украинском образовательном пространстве.
Позволю обратить внимание читателей на достаточно интересную и перспективную модель культуры, которую предложил исследователь В. Степин. В ней учитывается тот факт, что «программы деятельности, поведения, и общения, представленные разнообразием культурных феноменов, имеют сложную иерархическую организацию». Для характеристики культуры в каждый текущий момент времени ученый определяет три уровня: реликтовый — сформированный традициями; актуальный — воспроизводит сегодняшнюю деятельность и тип общества; потенциальный — формирует программы, сгенерированные за счет внутреннего оперирования знаковыми системами, цель которых — формирование предпосылок для дальнейших социальных и культурных изменений.
Механизм обеспечения развития системы образования можно описать аналогично. Гибкость системы образования обеспечивается одноразовым отображением в ее элементах и способах трансляции всех трех компонентов: реликтового, актуального и потенциального. Трансформация общества всегда связана с продуцированием новых ценностей и жизненных смыслов. «Интегрируясь в деятельность благодаря усвоению этих программ, человек способен изобретать новые примеры, нормы, идеи, верования, которые могут отвечать социальным потребностям. В таком случае они подсоединяются к культуре и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в культуре появляются новые феномены, которые закрепляют этот опыт. Любые изменения возникают только благодаря творческой активности личности», — говорится в книге В. Степина. В часовом измерении трансформация системы образования может рассматриваться по аналогичной схеме.
ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ СМК?
В настоящее время отечественная система образования не способна полностью удовлетворить потребности человека в трансляции новых ценностных ориентиров. Однако лидерами являются средства массовой коммуникации (СМК). Динамизм процессов передачи, объемы обмена информацией, доступные формы кодировки информации, ценностный плюрализм, свойственный современным СМК, в большей степени отвечает новому содержанию культуры, чем консервативные модели, представленные образовательными системами. Даже в плане предоставления индивиду помощи в преодолении функциональной неграмотности (то есть нехватки опыта и знаний, нужных для успешного осуществления повседневной деятельности) средства массовой коммуникации оставили систему образования далеко позади.
В то же время можно наблюдать и попытки отечественного образования адаптироваться к новой социокультурной и медийной реальности. Так, в высшей школе появляется множество новых форм организации учебного процесса, связанных, в первую очередь, с отдалением системы высшего профессионального образования от государства. Наблюдается тенденция к усилению автономии учебных заведений как в экономическом плане, так и в вопросах кадровой политики, смыслового наполнения программ. Растет количество альтернативных образовательных учреждений и организаций, развиваются направления специализированных международных образовательных программ, которые предоставляют более гибкие условия для получения образования, закладывая основы для непрерывного образования на протяжении всей жизни, а также способствуют интенсификации профессиональной мобильности населения: программы профессиональной переподготовки, МВА (в НаУКМА) и т. п.
ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ
Современное европейское образовательное пространство характеризуется несколькими аксиоматическими утверждениями. Первая аксиома касается того, что хорошо образованные граждане — это ключевая предпосылка и важная составляющая устойчивого экономического развития страны и демократического общества в целом. В этом контексте наличие концепции обучения на протяжении жизни является краеугольным камнем.
Следовательно, и у нас образование взрослых на законодательном уровне должно стать неотъемлемой частью стратегии обучения на протяжении жизни. Этот принцип обозначен во многих документах Европейского Союза, которые регламентируют развитие «Болонского процесса» и определяют процесс интеграции университетов в единое образовательное пространство, а именно: «Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе» (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.); «Общая декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, которые представляют Великобританию, Германию, Францию и Италию» (Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 г.); «Общая декларация, принятая европейскими министрами образования в Болонье 19 июня 1999 г.) и многие другие.
Сегодня важно создать благоприятную среду для образования взрослых. Это предполагает слаженность и последовательность действий нового украинского правительства, включая все министерства и другие важные органы управления. В Украине конкретным шагом в этом направлении могло бы стать правительственное соглашение относительно увеличения финансовых средств для образования взрослых, где отдельным пунктом должно быть отмечено, сколько средств будет выделяться и каким будет определяющий критерий финансирования образования взрослых.
Следовательно, развитие такого компонента украинского образовательного пространства как образование взрослых предусматривает:
• увеличение государственного финансирования образования взрослых, стимулирование инвестиций, оптимизацию государственного финансирования с привлечением дополнительных средств, закрепление финансовых потоков за учебной организацией;
• укрепление потенциала министерств, социальных партнеров и других игроков в сфере образовательных услуг с целью построения долгосрочного, постоянного, эффективного партнерства.
В то же время, говоря об уровне реформ и принимая во внимание ограниченность средств на образование и подготовку, в Украине приоритетными должны стать такие векторы:
— модернизация учебных программ профессионального обучения и приведение их в соответствие с тенденциями рынка труда;
— систематический мониторинг и оценка стратегий, программ, курсов; оценка результатов и рентабельности в соответствии с поставленными целями;
— профессиональный рост преподавателей и тренеров в области образования взрослых, менеджеров, исследователей и консультантов по вопросам профессиональной ориентации.
Сегодня в Украине на уровне массового сознания отсутствует понимание общественной пользы от образования взрослых (как и в целом от концепции «образования на протяжении жизни»).
Выпуск газеты №:
№124, (2014)Section
Общество