«Второй фронт»
«Дня» — о новых санкциях запада против России![](/sites/default/files/main/articles/31072014/1army2.jpg)
Европа, а следом за ней и США усилили свои санкции против России. Де-факто, это — пресловутый и долгожданный третий пакет ограничений, которым Запад пугал Кремль несколько последних месяцев. Похоже, ЕС осознал, что конфликт на Донбассе зашел достаточно далеко и остановить его можно только совместными усилиями.
Президент США Барак Обама во время оглашения новых санкций, отметил, что Россия изолирует себя от «международного сообщества и отматывает назад десятилетие прогресса». «Это не новая холодная война, это довольно конкретный шаг, который касается нежелания России признать за Украиной право выбрать собственный путь», — заявил Обама.
По его словам, новые санкции сделают и до того слабую экономику России еще слабее. Обама также добавил, что Штаты останавливают экспорт отдельных товаров и технологий для российского энергетического сектора. Санкции также распространяются на российские банки и оборонные компании. В частности, к банкам, которые попали ранее под санкции добавились: ВТБ, «Банк Москвы» и «Россельхозбанк», передала Би-Би-Си.
На сайте Европейского Совета говорится, что новые ограничения для России со стороны ЕС предусматривают следующие меры:
• ограничение доступа для российских государственных финансовых институций к первичным и вторичным рынкам капитала ЕС;
• наложение эмбарго на торговлю оружием;
• установление запрета на экспорт товаров двойного назначения;
• сокращение доступа для России к чувствительным технологиям, которые могут использоваться нефтяной продукции.
В сообщение также говорится, что это «усиливает меры, которые уже были приняты ЕС с марта 2014 года по поводу ситуации в Украине и незаконной аннексией Крыма».
Кроме этого, в заявлении ЕС отмечается, что ЕС готов к «открытому и честному диалогу» с российскими властями. Также европейцы готовы «пересмотреть свое решение на счет санкций», когда Россия начнет активно и без двусмысленностей искать решение украинского кризиса... По информации Reuters, срок действия новых санкций составляет три месяца, после чего они могут быть пересмотрены.
Впрочем, по словам канцлера Германии Ангелы Меркель, которая прервала свой отпуск, ради принятия новых санкций против России, ЕС может еще усилить санкции против России. Все будет зависеть от дальнейших шагов Москвы, сказала она. «Теперь российской стороне решать: хочет ли она пойти путем деэскалации и сотрудничества... Мы много раз говорили, что незаконная аннексия Крыма и дестабилизация ситуации на Востоке Украины недопустимы. Это решение (усиление санкций. — Ред.) было неминуемым», — добавила Ангела Меркель.
В свою очередь, президент Европейского Совета Херман ван Ромпей отметил, что усиленный пакет санкций — это мощный сигнал для Кремля. «Дестабилизация ситуации в Украине или в любой-другой соседней стране Восточной Европы принесет большие убытки для экономики. Россия будет все больше изолирована из-за собственных действий», — отметил Ромпей.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, который недавно побывал с двухдневным визитом в США, поприветствовал новые санкции против России. В интервью СМИ он отметил, что три-четыре месяца назад было сложно представить, что ЕС введет секторальные санкции против своего ключевого торгового партнера — России. «Ключевым моментом для меня здесь является приверженность Украины, приверженности единой, демократической и европейской Украины», — сказал министр. В то же время, Климкин добавил, что видит разрешение конфликта на Донбассе лишь в «политическом решении».
Редактор международного отдела журнала The Economist Эдвард ЛУКАС скептически относится к новым ограничениям ЕС против Кремля. В комментарии для «Дня» г-н Лукас отметил: «Эти санкции не очень жесткие. Они разозлят Путина, но не сдержат его. Слишком мало, слишком поздно».
«День» обратился к украинским, российским и европейским экспертам с просьбой прокомментировать усиление западных санкций против России и, в частности, то, что может последовать после этого.
«ЗВОНОК ДЛЯ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ»
Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:
— Эти санкции, несомненно, являются небольшим «шажком» со стороны Европейского союза, которому очень сложно решиться на любое единство действий по любому вопросу, тем более, касательно России. С ней у большинства европейских стран есть серьезные коммерческие и другие отношения. Тем не менее, эти санкции, пожалуй, пришли слишком поздно. Если бы они были после аннексии Крыма, то, возможно, они могли бы заставить Кремль подумать: стоит ли идти на вторую фазу экспансии — пытаться создавать Новороссию.
Сейчас эти санкции пришли в момент, когда Кремль оказался в состоянии «бобслея». Фактически, начала играть логика выживания системы и самого лидера, которая не предусматривает и не позволяет любой остановки. Лидер в самом бобе может менять скорость движения, траекторию поворотов, но он не может изменить русло, по которому несется боб. Так и Путин — он не может изменить парадигму выживания. Отказ Путина от военно-патриотической мобилизации, за счет которой он выживает и имеет огромный рейтинг, будет означать то, что он окажется в ситуации, когда у него не будет механизма управления мирным обществом. Для управления «мирной» Россией нужно удовлетворять интересы общества, отказываться от репрессивного катка и так далее. Путин не может на это пойти. Более того, этим он поставит свою национал-патриотическую базу в состояние замешательства — они в нем видят мотор российской экспансии и величия. Они не могут простить ему поражения, а победу он принести им тоже не может. Путин не может выйти из этой парадигмы. Цена этого выхода для Путина пока что выше той, которую Россия и политическая элита заплатят за санкции. Не исключаю, что ситуация к концу года изменится. Также не исключаю, что он будет искать выход. Это — еще не тупик, а скольжение вниз.
Эти санкции — звонок для здравомыслящих людей в России. Он говорит, что нужно ожидать сложностей к концу года. Прежде всего, они будут в финансовой сфере, перекредитированию российских компаний. Но пока санкции не могут изменить парадигму — лишь могут заставить Путина изменить тактику.
Сейчас гораздо больше людей начинают беспокоиться по сравнению с апрелем на счет санкций. Тем не менее, они пока что не сказались на жизненном уровне россиян. К концу года санкции наложатся на общее ухудшение экономической ситуации, но даже и тогда, я не знаю, в какой степени население соотнесет это с этими ограничениями. Они более быстро подействуют на умонастроения элиты, часть которой связана экономическими, личными интересами с Западом. Беспокойство уже начинается, но для того, чтобы эта элита раскололась и на кремлевских стенах появились «трещины», необходимо, чтобы народ вышел на улицы.
Санкции меняют качество российского социально-экономического статус-кво, но никто не знает, когда будет та кульминационная точка, когда действительно народ начнет это озадачивать. В то же время, ситуация абсолютно и не «черная». Даже эти опросы Левада-центра показывают, что 37% опрошенных россиян рассматривают интересы индивидуума гораздо выше, чем интересы государства. Следовательно, эта военно-патриотическая мобилизация, которая основывается на полном подчинении личности государству, не срабатывает для 37% российского населения. Это значит, что она относительная, хрупкая.
«ЭТИ САНКЦИИ БОЛЬНО УДАРЯЮТ ПО РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Николай ПЕТРОВ, политический аналитик, Москва:
— Этот довольно серьезный шаг ЕС, который сильно меняет отношения России и Запада, может оказаться слишком резким и привести к противоположным последствиям. В будущем эти санкции очень сильно ударят по России и заставят ее задуматься об улучшении отношений. Однако в ситуации, когда происходит эскалация в конфронтации России и Запада, Кремль может сыграть на эскалацию и в Украине. Это может быть сделано для того, чтобы показать российским гражданам, что они окружены врагами и должны сплотиться вокруг руководства страны и думать не столько об экономических потерях, сколько о величии и сохранении своей страны.
До сих пор санкции не касались российских граждан, поскольку были персональными и направленными на несколько десятков людей из окружения Путина и руководство самопровозглашенных республик. Нынешний пакет как раз и отличается тем, что эти санкции больно ударяют по российской экономике. Рано или поздно они вполне будут ощутимы для рядовых россиян. Если раньше им казалось, что Крым получен бесплатно и, кроме демонстраций серьезных намерений и величия России, они никак и ничем не поступаются в том, что происходит, то ситуация будет меняться.
Возникает вопрос: какова будет реакция власти? Конфронтационная риторика и демонстрация «осажденной крепости» может вполне оказаться логичным ходом Кремля, чтобы компенсировать экономические проблемы.
ОСТАНОВЯТ ЛИ ПУТИНА НОВЫЕ САНКЦИИ ЗАПАДА? ЭТИМ ВОПРОСОМ СЕЙЧАС ЗАДАЮТСЯ МНОГИЕ ЭКСПЕРТЫ И ЖУРНАЛИСТЫ. ОДНО МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ ТОЧНО: ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ЯВНО НЕ ОЖИДАЛ ПОСЛЕДНЕГО ПАКЕТА САНКЦИЙ / ФОТО РЕЙТЕР
«ПУТИН ЗАШЕЛ СЛИШКОМ ДАЛЕКО»
Сванте КОРНЕЛЛ, директор и соучредитель Института политики безопасности и развития (Стокгольм):
— Эти санкции слишком поздно приняты. Возможно, они и возымеют какой-то эффект на Россию, но их слишком мало.
Дело в том, что господин Путин зашел слишком далеко в своей агрессии против Украины. Нужно много усилий, чтобы остановить его, потому что он много инвестировал в этот конфликт и построил свой собственный режим. Путин также взрастил очень опасного зверя — новороссийский религиозный национализм — которого нужно кормить.
Для Путина отступление на этом этапе является очень опасным. Многие европейцы, как и я, с самого начала говорили, что нужно быть крайне жесткими, чтобы предотвратить эскалацию этого конфликта. Но когда этот процесс уже стал неминуемым, его стало сложно свернуть.
Всякий раз, когда Россия чувствует, что Запад разъединен в своей позиции или чувствует себя слабым — она всегда делает по-своему. Когда Россия чувствует консолидированный и мощный ответ со стороны Запада, то всегда отступает. Мы увидели это за последние несколько месяцев: когда Россия начинала что-то делать, а ответ Запада был сильным, россияне становились осторожнее. С этими санкциями россияне станут осторожнее.
Если не реагировать на российскую агрессию и угрозу, которую она несет для мировой безопасности, экономический ущерб для Европы в дальнейшей перспективе будет значительно больше, чем ограниченные расходы, которые могут быть сейчас. То, что европейские санкции против России могут ударить по Евросоюзу, всегда было для нас опасным аргументом. Следует принять, что они таки ударят по экономике ЕС, но это не может быть доводом, чтобы не вводить эти санкции. Единственный путь заставить россиян думать, что Запад настроен решительно, — показать, что европейские страны принимают экономический ущерб после введения санкций. Если ЕС хочет санкций, которые нанесут вред России, но не поразят Европу — это несерьезно. Когда Россия увидит, что европейские лидеры предпринимают шаги, которые наносят вред им самим, это подействует на нее.
«ЛИДЕРЫ ЕС УЖЕ ОСОЗНАЛИ, ЧТО ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ И МИРА ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ»
Лаурас БЕЛИНИС, политолог (Вильнюс):
— Это достаточно серьезные санкции, ибо финансовые ограничения для банковской деятельности очень чувствительны для России. Кремль почувствует сейчас уже не через отдельных лиц, по отношению к которым были предприняты конкретные действия, а уже масса населения должна почувствовать определенные затруднения. Думаю, что российские власти поймут, что они зашли слишком далеко.
Москва постарается больше дистанцироваться от агрессии в Украине, показать, что она не участвует, по крайней мере, не является зачинщиком. Это — основная тема всей пропагандистской деятельности России. С другой стороны, надо понять, что российским властям очень трудно найти пути к отступлению. Сейчас основным вопросом для них является не столько влияние или доминирование на украинском фронте, сколько сохранение самой власти внутри России.
Думаю, что Россия задействует все возможные рычаги, чтобы адекватно ответить Евросоюзу и всем, кто ее критикует или требует прекратить агрессию. Но это — цена демократии, реального и человечески понятного мира. Мы должны быть готовы, что Россия что-то предпримет или в отношении нашей экономической деятельности, или какого-то экспорта.
Европейские лидеры уже осознали, что вопросы безопасности и мира гораздо важнее экономических интересов. В противном случае, у нас долго будет затяжная агрессия и невыясненные отношения между ЕС и Россией. Если лидеры ЕС еще не поняли этого, у нас будет долгий процесс разных несуразиц, и над Украиной долго будет нависать проблема агрессии. Однако основные лидеры Евросоюза уже понимают, что все, что делает Россия — это всего лишь пропаганда и агрессивное отношение ко всем своим соседям.
«ЕВРОСОЮЗ ДАЛ ОДНОЗНАЧНЫЙ СИГНАЛ»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист (Москва):
— Новые ограничения имеют важный моральный аспект — Россия до недавнего времени надеялась, что США, которые меньше зависят от российской экономики, могут принимать эти санкции, а вот ЕС не будет этого делать: соображения прагматизма, выгоды и комфорта возьмут верх над политическими соображениями.
Эти санкции психологически дублируют то, что сделали США. А то, что Евросоюз решился на такие квазисекторальные санкции против крупных игроков оборонно-промышленного комплекса РФ, а также против крупных банков говорит о том, что Евросоюз дал однозначный сигнал: экономическая выгода для него вторична, и он считает, что ее можно принести в жертву, поскольку политическая опасность от России несет большую угрозу. Это — важный символический жест.
Остановит ли это Россию? Круг возможных вариантов: от того, что это еще больше ожесточит ее до того, что это заставит Россию остановиться. По внутренним признакам можно судить о том, что внутри российского руководства нет единства. Часть людей, возможно, хотела бы это остановить, но российский президент так устроен, что считает уступки слабостью и потерей лица. Он готовиться отыграть назад, при этом издержки его политики становятся настолько велики, что, может быть, часть элиты попробует его остановить. Однако это по-прежнему остается непредсказуемым. Никакой стратегии и представления о том, что делать с Украиной, у российской власти как не было, так и нет. Давление на Россию нарастает. Очевидно, что она сама себя загоняет в тяжелую политическую ловушку. Как в ней себя поведет российский президент — неведомо, потому что такой ситуации за время его правления еще не было. Он постепенно сталкивается с самым большим вызовом и кризисом за время своего правления.
Что касается отношения россиян к санкциям. Не факт, что люди предельно искренни, когда говорят об этом. Экономическая грамотность россиян не сильно велика. В крупных городах больше беспокойства. Кроме того, градус пропаганды такой, что люди, которые оказались во власти своего имперского инстинкта (который никуда не делся), а с другой стороны доверяют телевидению как главному СМИ — они и живут в этой телевизионной картинке. Пока что санкции не сказывались на жизни большинства людей, и они не очень понимают это. А дальше, когда это начнет сказываться на работе и доходах россиян, тогда включится пропаганда и начнет обвинять в уровне падения жизни санкции, что это происки Запада, а не следствие российской внешней политики. Многие россияне совершенно дезориентированы. В этом вымышленном мире живет не только руководство России, но и много россиян.
Борис СОБОЛЕВ, эксперт в области мировой торговли и финансов, экс-заместитель министра финансов, а ныне председатель совета «Украинского кредитно-банковского союза»:
— Конечно, было бы лучше, если бы такие санкции были введены еще с самого начала, когда состоялась агрессия в Крыму. Да и сегодня они существенно влияют на экономику России. Ярким примером этого является высказывание высокопоставленных должностных лиц. Недавно на телеканале «Дождь» транслировалось выступление председателя совета директоров «Роснефти» Александра Некипелова, который прямо заявил о свертывании программ по Арктике и по другим направлениям, где были задействованы ресурсы «ЭксонМобил» и других зарубежных партнеров. А для России сворачивание таких программ — знак падения разведанных запасов. А, следовательно — падение экспорта.
Во-вторых, прекращение европейскими банками кредитования РФ означает невыполнение бюджетных планов. На протяжении нескольких месяцев может возникнуть вопрос с финансированием текущих расходов. Путин уже в прошлом году конфисковал пенсионные накопления на потребности текущего финансирования бюджета. Это же однозначно о чем-то говорит. Также заметна девальвация рубля, происходящая в последнее время. А она же не от роскоши происходит. Поэтому однозначно, что сами же «любі друзі» Путина с ним расправятся, потому что он наступает им на «мозоли».
Серьезно санкции также бьют по государственным банкам и по дочерним учреждениям. В том числе — и по тем, которые находятся на территории Украины.
Кстати, это имеет непосредственное отношение и к Украине. Я давно предлагал, чтобы НБУ провел специальное совещание относительно того, какие последствия будут иметь эти санкции против Проминвестбанка, Сбербанка и других дочерних структур, которые контролируют банки на территории Украины. Ведь, если эти банки будут сворачивать свою активность здесь, то кому-то нужно думать о том, как вернуть людям кредиты, депозиты и десятки тысяч рабочих мест?
Самая большая агрессия России пока совершается в информационной сфере. По информационной агрессии и войне нужно вводить международную конвенцию об ответственности за трансграничную информационную агрессию. И именно Украина должна выступить с такой конвенцией. Тогда против России будет применено уголовное производство в международном суде. Она будет отвечать за каждую смерть, за каждое поврежденное здание. А те, кто поддался на информационную агрессию, должны быть реабилитированы. Потому что они — обмануты. Они — жертвы и должны подавать иск. Нужно ввести международную уголовную ответственность за информационные провокации, агрессию и войну. Дать толкование и просить Юрия Сергеева — посла Украины при ООН — вынести проект резолюции о принятии такой конвенции. И Украина будет ее автором.
Выпуск газеты №:
№139, (2014)