Слово, которое может стоить жизни
Информационная группа Центральной телестудии Минобороны напомнила журналистам об их обязанностях во время войны
Успешность проведения военной операции всегда зависела от уровня ее секретности. К сожалению, благодаря современным технологиям, эта секретность становится общедоступной. Ныне кто угодно способен снять на свой телефон колонну техники и моментально выложить видео в сеть, что может привести к роковым последствиям. Такие грубые ошибки допускают не только простые граждане, но и блогеры, и представители СМИ. Когда началась аннексия Крыма, руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тимчук отмечал — не нужно спешить в обнародовании информации, враг ею активно пользуется. Информационная группа Центральной телестудии Министерства обороны Украины города Львова напомнила об этих правилах в новом видеоролике.
Журналисты и блогеры должны избегать обнародования такой информации:
• Информация о движении войск и местах их дислокаций, даже если это произошло неделю или две назад, информация должна оставаться закрытой.
• Информация о личном составе.
— Не разглашайте количество личного состава на объектах, блокпостах или в лагерях, информацию о том, когда были призваны военные и из каких они областей, не называйте имена командиров подразделений. Избегайте и названий самих подразделений, наименования военных частей. Вместо «Айдар», «Азов» лучше употреблять украинские военные, одно из подразделений, украинская армия, силовики. Описывая деятельность подразделений, целесообразно указывать лишь регион, в котором они действуют, отметил пресс-секретарь миссии НАТО в Республике Ирак (в 2011 г.) Алексей МАЗУРИН.
• Информация о военной технике и ее количестве.
Важно не обнародовать информацию об оружии, обеспечении подразделений. Как, например, о недостатке тепловизоров или наоборот — их количестве и наличии.
— Если вы открыли проблему, связанную с обеспечением боевиков, то не давайте репортаж до тех пор, пока не сможете рассказать, что эту проблему уже начали разрешать, — добавил господин Мазурин.
• Также в видеоролике речь идет о том, что не нужно публиковать списки и количество погибших до тех пор, пока эти данные не обнародованы официально, близкие должны узнавать об ужасном событии от психологов, а не от средств массовой информации, к тому же такая поспешная информативность не всегда может оказаться правдивой.
• Журналистам советуют не брать интервью у раненных до тех пор, пока последние не пройдут курс психологической диагностики.
Что касается общего освещения негативных событий во время АТО, эксперты отмечают:
— Не ограничивайтесь констатацией фактов или взглядов, тщательным образом анализируйте причину и реальную суть негативных явлений, постоянно консультируйтесь с военными специалистами и военными аналитиками. Всегда спрашивайте себя: «Кому это нужно?» и «Что станет следствием моей публикации?».
Операторы и фотографы, которые действуют в зоне АТО, должны в первую очередь обязательно предупреждать о съемке. Также стоит избегать общих планов, особенно когда в кадр попадают ориентиры: высокие деревья, столбы, здания, дорожные знаки — для вражеских артиллеристов это идеальная подсказка, куда бить. Не снимать номерные знаки на технике и шевроны подразделений. Избегать иллюстрации человеческих потерь.
Информационная группа Центральной телестудии Министерства обороны Украины хочет донести, что каждый элемент из этого списка дает врагу шанс найти слабые участки наших позиций и нанести сокрушительный удар.
Как работать журналистам и блогерам в такой чрезвычайно тяжелой ситуации, «День» спросил у блогера и журналиста Дениса КАЗАНСКОГО:
— Мы можем иногда осветить что-то, что не считаем военной тайной, а это является таковой в действительности. Поэтому журналисты должны писать и размещать лишь проверенную информацию и доносить ее до общества, даже если факты иллюстрируют проблемы армии. С другой стороны, только после того как мы начинаем говорить о существующих проблемах, они начинают решаться. Так, некоторым военным не нравится то, о чем пишут СМИ, например, что есть проблемы со снабжением оружия, но у нас нет другого выхода. Ведь лишь так мы сможем привлечь внимание власти и помощь волонтеров, которые прочитают и будут пытаться помочь.
Выпуск газеты №:
№140, (2014)