Автономия и академическая демократия
Только это выведет наши вузы из кризиса...Вся высшая школа переживает кризис феодального управления вузами, нехватки демократии, гражданского общества, переживает кризис пассивности, торможения научной и педагогической поступи, разгула коррупции и взяточничества. Конкурсы, выборы становятся просоветской филькиной видимостью, все решает воля босса. Нежелание многих студентов в поте лица грызть гранит науки приводит к банальной оплате ими высоких оценок, что наполняет карманы нечестных преподавателей. Круговая порука, нехватка порядочности и патриотизма способствуют появлению в руководящих креслах выскочек, авантюристов, приспособленцев, вымыванию из коллективов талантливых и активных, ведь без наличия «тыла» у молодых ученых и организаторов науки нет шансов на карьерный рост.
Наши университеты не выйдут из кризиса, пока не обретут автономию, не будет возвращена академическая демократия. Ректоров и деканов, как это практикуется в университетах Европы, следует выбирать на три года и только при условии успешной их деятельности переизбирать еще на один такой же срок. Ведь пребывание ученого на руководящих должностях в течение десятилетий отрывает его от плодотворной научной и преподавательской работы, вынуждает его пользоваться плодами труда своих подчиненных. Руководить университетом должен Совет, в состав которого входят авторитетные ученые, а не деканы и заведующие кафедрами, а ректор — только направлять и контролировать ее деятельность.
Проблема покупки научных степеней, особенно чиновничеством, стала национальной бедой. Сотни или и тысячи искусственных «проффесоров» наносят вред не только тем органам государственной власти, где они управляют, но и тем вузам, куда эти «ученые» впоследствии переходят на работу, возглавляя их или их подразделения.
Сдача вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатского минимума по философии и иностранному языку превратилась в примитивный заработок, а должности многих преподавателей по этим предметам становятся доходным хлебным местом. Большинство кандидатов не способны достичь взаимопонимания на успешно сданных экзаменах по иностранным языкам не то что с иностранцем, но и преподавателем, который поставил им высокую позитивную оценку. А философский минимум знаний во многих из них опущенный ниже плинтуса. Так нужно ли тратить огромные средства на такое примитивное и безнадежное, но очень вредное дело?
Продвижению университетам мешает их раздувшаяся бюрократическая управленческая машина, когда в них насчитывается по несколько проректоров, много разных отделов и структур, которые производят тонны ненужных документов, сведений, формуляров, методичек, указаний, а не учебников или учебного оборудования и программ.
Высшая школа является консервативной структурой, в ней работает много людей солидного возраста, опыт и разум которых общество обязано использовать полностью, конечно, при сохранении их работоспособности. Но университеты не должны быть рассадниками маразма, большевизма, коррупции, невежества, регресса, замкнутости, бюрократизма. Здесь должна рождаться новая прогрессивная мысль, возникать новые общественные явления, все то новое, что двигает вперед человеческую цивилизацию. Но без устранения от власти бывших компартийных функционеров, взяточников, проходимцев этого не произойдет.
Майдан и Революция Достоинства прошли и мимо многих наших вузов, распухлых от жира и дармовых денег «ученые» нувориши занимались и занимаются своим доходным ремеслом. Если бы этот Великий Немой заговорил и действовал так, как студенты, частные предприниматели, афганцы и медсестры, то у нас была бы уже другая, новая Украина.
Выпуск газеты №:
№140, (2014)Section
Почта «Дня»