Перейти к основному содержанию

О «размораживании» конфликтов

Почему Москве выгодна дестабилизация ситуации у своих соседей?
06 августа, 18:59
ФОТО REUTERS

Уже в марте после начала российской аннексии Крыма многие эксперты предупреждали, что подобные агрессивные действия России против соседней страны неизбежно усилят нестабильность во всем мире. В первую очередь в зонах активных и так называемых замороженных конфликтов. Осуществление этих прогнозов не заставило себя ждать.

Первыми проблемы возникли вокруг Приднестровья. Этот сепаратистский анклав с учетом того, что там расположен российский военный контингент, может быть использован для атак на Одессу и другие южные регионы Украины. Нет ничего удивительного в принятии Киевом мер по усилению безопасности своей границы. Точно также очевидно желание Москвы открыть второй фронт в тылу украинских войск.

Тирасполь и судьба так называемой Приднестровской Молдавской республики серьезно беспокоит Кремль. Потерять Приднестровье Россия не может, сохранить тоже проблематично. Выход кремлевские стратеги видят только в нагнетании напряженности и продолжении провокаций. Что будет с регионом, в случае усиления блокады со стороны Украины в ответ на агрессивные действия, похоже, ни в Тирасполе, ни в Москве не задумываются.

Опасность дестабилизации в Приднестровье грозит отразиться и на Молдове. Там раскручивается так называемый гагаузский сепаратизм. И это при том, что с экономической и финансовой точки зрения Комрат не в состоянии существовать независимо.

ГАГАУЗИЯ

Во-первых. Территория автономной Гагаузии не составляет единого целого и состоит из четырех несвязанных частей. Несколько гагаузских сел находятся на территории Украины в Одесской области. Граничит автономия с Украиной, Молдовой и Румынией. В этом смысле попытки руководства автономии вопреки Молдове войти в Таможенный союз выглядят просто карикатурными.

Во-вторых. В отличие от Приднестровья, где имеется кое-какая промышленность, Гагаузия исключительно сельскохозяйственная территория. Есть только производство вина и переработка плодоовощной продукции. Надежда руководства автономии связана только с финансовой поддержкой России. Отсюда громогласные заявления и угрозы сепаратистских действий. В Белокаменной, несомненно, держат гагаузский вариант как запасной. Для удара как по Украине, так и Молдове.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

Следующей зоной нестабильности с поднимающимся градусом противостояния становится Нагорный Карабах. Там на линии разделения армянских и азербайджанских войск постоянно происходят перестрелки. По данным Министерства обороны Азербайджана, армянские диверсионные группы пытаются проникнуть на сопредельную территорию. Недавно были убиты восемь азербайджанских военных, по данным армянской стороны, она потеряла пять человек.

Мирный процесс вокруг Нагорного Карабаха уже долгое время откровенно буксует. Не удивительно, что в Баку все сильнее голоса тех, кто хочет освободить захваченную территорию. Поступают несколько панические сообщения из Еревана и Нагорного Карабаха о передвижениях азербайджанских воинских контингентов, что в Баку и не отрицают. Руководитель пресс-службы Министерства обороны Вагиф Даргяхлы заявил, что Азербайджан вправе перемещать военную технику на своей территории. «Перемещения носят плановый характер и могут проводиться в любом направлении. Мы не обязаны и не будем отчитываться в связи с этим перед кем-либо». Было бы несколько странно надеяться, что заморозка этого конфликта будет происходить неопределенно долгое время. Президент Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал, что всякому терпению рано или поздно приходит конец.

В Москве и Ереване определенные надежды на снижение напряженности вокруг Нагорного Карабаха связывают со встречей в Сочи президентов Азербайджана и Армении. Сам по себе этот факт можно приветствовать, но дальше что?

Ереван и власти Нагорного Карабаха ни на шаг не отошли от своих позиций. В таких условиях компромисс просто невозможен. Тем более что Армения чувствует за своей спиной поддержку Москвы. Президенты могут поговорить, возможно, что на какое-то время уровень напряженности на линии разъединения уменьшится. Однако это паллиативные решения, они не дают настоящей разрядки. Легко представить, что через достаточно непродолжительное время обстановка снова обострится.

Ключ к разблокированию ситуации вокруг Нагорного Карабаха находится в Москве. Все это прекрасно осознают. Тем не менее, Кремль продолжает свою неконструктивную политику поддержки нарушения территориальной целостности Азербайджана, хотя в его силах серьезно продвинуть мирное урегулирование конфликта на основе давно принятых международных документов. Очевидно, что таким образом Москва хочет сохранить за собой возможность давления на Баку и блокировать любые возможности изменения нынешнего положения Армении как своего сателлита.

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Агрессия России против Украины отодвинула для российских граждан на второй план положение на Северном Кавказе. По словам директора Левада-центра Льва Гудкова, 43% респондентов оценивают обстановку на Северном Кавказе как спокойную (в январе таких было лишь 18%), 41% — как напряженную (в январе — 60%) и 2% — как критическую (в январе — 12%).

В то же время, положение на Северном Кавказе остается сложным. По данным интернет-портала «Кавказский узел», боевики не снижают активности. Трагедия произошла у села Новый Чиркей Кизилюртовского района в Дагестане. На федеральной автотрассе «Кавказ» террористы обстреляли полицейский автомобиль. В Махачкале боевики обстреляли из реактивного пехотного огнемета «Шмель» здание Центра противодействия экстремизму. В Ингушетии неизвестные почти в упор расстреляли солдат Внутренних войск МВД России. Неспокойно в Кабардино-Балкарии и Чечне, где правоохранительные органы вступали в стычки с боевиками.

По подсчетам интернет-портала «Кавказский узел», за последние три месяца жертвами вооруженного конфликта на Северном Кавказе стали 146 человек. За предыдущий квартал статистика примерно такая же. Это свидетельствует о том, что напряженность в этом регионе нисколько не уменьшается. Более того, она имеет тенденцию к усилению. Противостоять боевикам становится сложнее, так как часть войск переброшена к украинской границе.

Казалось бы, что в условиях борьбы с террористами на Северном Кавказе, Москве совершенно не имеет смысла поддерживать их в соседней Украине. Это если следовать общепринятой логике. Однако у Кремля она другая, если вообще это можно назвать логикой.

Пресса и особенно телевидение практически не уделяют внимания событиям на Северном Кавказе. Тем самым Кремль решает две взаимосвязанные задачи.

Во-первых. Отвлечение внимания и замалчивание реального положения на Северном Кавказе позволяет более свободно манипулировать сознанием граждан. Насаждать восприятие положения в стране как стабильное. Настолько, что Россия получила возможность аннексировать Крым. Не очень приятные новости с Северного Кавказа не пропускаются на страницы газет и экраны телевизоров, чтобы не нарушать благостную картинку мира и покоя.

Во-вторых. Уже некоторое время во многих регионах России ширится недовольство тем, что, в частности в Чечню вливаются огромные средства за счет других российских краев и областей. Если при этом обнаружится, что все это уходит в черную дыру и регион остается хронически нестабильным, то вопросов у граждан возникнет гораздо больше. И это сразу скажется на рейтинге Путина, который все время старается быть олицетворением и гарантом стабильности. 

Дестабилизация ситуации по периметру российских границ инициируется и поддерживается Москвой, несмотря на собственные проблемы с терроризмом и сепаратизмом. Эта политика игрищ с огнем весьма опасна, так как вырвавшееся пламя может вызвать пожар, с которым не справиться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать