Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Похороны советского патернализма

Министр финансов: Украина переходит на современную систему межбюджетных отношений
22 августа, 11:13
ФОТО С САЙТА SLOVOIDILO.UA

Если правительство в условиях войны и связанного с этим падения экономики думает об экономических реформах, это делает ему честь. Впрочем, другого выхода просто нет — чем быстрее будут проведены реформы, тем раньше страна начнет выкарабкиваться из ямы, в которую попала. Как сообщил министр финансов Украины Александр Шлапак, по оценке его ведомства прямые потери доходов в государственный бюджет от событий в Донецкой и Луганской областях в нынешнем году приближаются к 16 миллиардам гривен. «А еще есть потери, связанные с ними, — недоверие внешних рынков», — сказал на днях министр в эфире одного из телеканалов.

«Убежден: если бы не события на востоке Украины, выступившие катализатором чрезвычайно негативных процессов в целом в экономике, бюджете, банковском секторе, нам удалось бы полностью удержаться в рамках конструкции бюджета, которая нами тогда планировалась», — уверен Шлапак. А на следующий день, в среду, выступая перед журналистами после заседания Кабмина, он, продолжая тему, заявил о том, что правительство считает реалистичным свое намерение по итогам 2014 года удержать бюджетный дефицит на уровне 5% ВВП. «Это тот рубеж, за который мы не имеем права выйти», — добавил глава Минфина, и подчеркнул, что государственный бюджет Украины на 2015 год должен быть подготовлен на основе новых принципов. «Сегодня мы можем начать реформирование межбюджетных связей, не дожидаясь конституционных изменений, — подчеркнул министр, — что крайне необходимо  для регионов, и начать формировать бюджет, возможно, уже 2015 года, если нас поддержат в парламенте, на новой базе межбюджетных отношений».

• Основные направления реформы, по словам Шлапака, предусматривают, в частности,  обеспечение бюджетной автономии и финансовой самостоятельности местных бюджетов, закрепление за ними стабильных источников доходов и расширение их доходной базы. Министр также возлагает надежды на введение нового механизма бюджетного регулирования и выравнивания, новые виды трансфертов и усиление ответственности профильных министерств и ведомств за реализацию государственной политики в соответствующих отраслях, децентрализацию расходных полномочий и четкое распределение компетенций, сформированное по принципу субсидиарности. Бюджетная реформа должна позволять верстать местные бюджеты, не дожидаясь центрального, и предусматривать их готовность до 25 декабря.

Министр отметил, что Украина переходит к двухуровневым бюджетным отношениям, где первый уровень — это области, второй — города областного значения, районы и объединения общин. Таким образом, страна прощается с трехэтажным бюджетом, остававшимся еще с советских времен. Как это будет происходить? «Общины, — рассказывает Шлапак, — имеющие возможность объединиться (соответствующий закон находится в парламенты и, мы надеемся, будет поддержан) и имеют не меньше пяти тысяч жителей, получат такие же полномочия, как и города областного подчинения. Они могут иметь прямые межбюджетные отношения с центральным бюджетом Украины. Те общины, которые примут решения об объединении до 15 октября, могут получить такое право уже с 1 января 2015 года. А те органы самоуправления, которые не объединились до этого времени, лишаются права на выполнение делегированных государством полномочий (их будет выполнять структура высшего уровня)».

• Рассказывая о принципах образования доходной части местных бюджетов, министр назвал налог на доходы физических лиц главным налогом, который, как и раньше, будет оставаться в их распоряжении и служить базой для их формирования. Но в  распоряжение местных бюджетов передаются и другие ресурсы. Прежде всего, это 10% налога на прибыль предприятий (больше четырех миллиардов гривен). Плата за предоставление административных услуг — 100% государственного сбора. Экологический налог — 80% (сейчас 35%). Размер сбора с продажи подакцизных товаров будет устанавливать сама община, а государство будет предусматривать для нее только его верхнюю планку. На месте останется и налог на коммерческое нежилое имущество, которым будут облагаться коммерческие торговые и офисные центры. По оценке министра финансов, реформа межбюджетных отношений увеличит доходную часть местных бюджетов как минимум на 14 миллиардов гривен. 

Министр надеется, что закон о реформировании межбюджетных отношений парламент примет в первом чтении в сентябре. Он говорит, что на местный уровень будут переданы именно те налоги, в сборе и администрировании которых местные власти ранее не были заинтересованы. Ссылаясь на пример подакцизных товаров, Шлапак утверждает, что украинская налоговая милиция не в состоянии справиться с контрабандной продажей сигарет и алкоголя, пока этим не станет заниматься еще и местная власть, заинтересованная в том, чтобы часть этого налога шла в ее карман, то есть в местный бюджет. То же самое и с недвижимым коммерческим имуществом. «Вы сами его построили, — говорит министр, — вот и берите налог, все 100%, в местный бюджет». «Мы уверены, — подчеркивает он, — что это существенно увеличит заинтересованность местных бюджетов собирать эти налоги, поскольку при этом будет расти их финансовые возможности».

• Много новаций предусмотрено в сфере межбюджетных трансфертов и дотаций. Базовая дотация, по словам министра, будет только одна — бюджетам областного уровня и бюджетам областного значения — районам, которых сегодня 642, и бюджетам объединенных общин. Кроме этого, вводятся образовательная субвенция, субвенции на подготовку рабочих кадров, медицинская, на выполнение отдельных государственных программ, и реверсная дотация из местных государственному бюджету. Субвенции будут рассчитываться в профильных министерствах и ведомствах, а не в Минфине, как это делается сегодня, поскольку политику в своих отраслях разрабатывают и осуществляют именно они, а не Минфин.

Так, Минобразования будет получать примерно 140 миллиардов гривен и формульный расчет средств на одного ученика или студента. «Если вы имеете возможность на эти средства содержать ту сеть учреждений, которые вы имеете, то вот вам ресурсы — содержите, — обращается министр к чиновникам Минобразования. — Если вы, к примеру, можете на эти деньги вводить в школах второй, третий, пятый  иностранный язык — пожалуйста, вводите. Можете брать дополнительное количество учителей. А если нет такой возможности, придется оптимизировать сеть учреждений, занимайтесь политикой в области образования. Этим сегодня должно заниматься министерство образования, а не министерство финансов или экономики. Просчитаетесь — будете нести ответственность. Кстати, три года тому назад министр образования Польши был вынужден из-за этого подать в отставку, поскольку не смог обеспечить свои учреждения финансами».

• «Но, в отличие от существующего сегодня порядка, — продолжает министр, — неиспользованные средства, если какая-то область сэкономила их за счет рационализации сети, изыматься не будут. Они остаются в области или общине и их можно использовать для развития и поддержки учреждений. Сэкономили — можете ремонтировать школы, повышать зарплату учителям — это ваше дело. Принимайте решение, которое считаете необходимым». Продолжая тему системы выравнивания, Шлапак рассказывает, что все субъекты госбюджета будут разбиты на три группы. В первой категории те, у кого сегодня индекс способности привлечения бюджетных поступлений на одного жителя существенно больше единицы. Это крупные города, а также шесть областных бюджетов, 70 городов областного значения и 26 районных бюджетов. В отношении них будет проводиться реверсная дотация, то есть изъятие лишних денег, но не 100%, а лишь 50%. Остальное эти территории смогут направлять на свое развитие.

У категории от 0,9 до 1,1, по словам министра, ничего не меняется, им базовая  дотация будет выделяться в тех же размерах, что и сегодня. Третья категория (в ней три областных бюджета, 39 городов областного значения и 25 районных бюджетов) получит добавку к необходимому ей ресурсу, но не в полном объеме, а лишь 80%. По мнению Шлапака, действующая до сих пор система выравнивания поддерживала «добрый», хотя таких подходов уже нигде в мире не существует. Новая система, позаимствованная в Польше и в Германии, не предусматривает уравниловки, а дает возможность тем, кто эффективно работает, дополнительно зарабатывать. А если ресурсов у кого-то не хватает, то есть возможность в конце года подстраховать, но в основном нужно надеяться на свои силы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать