Аль Капоне и Белый дом: украинская версия
Василий Базив представил повесть, посвященную событиям ЕвромайданаВ мире все повторяется. Человек иногда живет в замкнутом круге. И только приблизительно раз на сто лет планетарный ход истории дает человечеству шанс измениться, разорвав этот круг. Кажется, что украинский Майдан, который мы пережили, был именно таким событием — точкой невозвращения к системе Зла, порожденной коммунистической идеологией, имперскими амбициями «соседа», собственными коррупционными «интересами» и глухотой украинского политического истеблишмента, часто сформированного из криминалитета и бывших партчиновников.
Майдан, который пережила Украина зимой этого года, конечно, не мог не вызвать и своеобразного литературного отклика. За последние несколько месяцев уже издано несколько антологий стихотворений, посвященных Майдану-2013/2014. Однако новая повесть Василия Базива «Армагеддон на Майдані» — интересная попытка писателя (и так же дипломата, политика) передать свою версию событий.
Возможно, что-то в повести показано слишком экспрессивно или же надрывно (а от этого и ощущение некоторой карикатурности). Но те, против кого возник Майдан, действительно — марионеточные персонажи, управляемые Кремлем. Реальные персонажи — действительные политические карикатуры, мелкие пигмеи, которые дорвались к власти в момент, когда на планете произошел «вывих сознания». Политический истеблишмент В. Януковича — это шакалы в человеческой личине, а поэтому они намного хуже настоящих волков. «После кладбища пошли на сходку на ферму к Вовану. А здесь уже тоже стало ритуалом — начинали с «дразниловки» волков. Для каждого из «уважамых людей» было подготовлено по палке. Члены политбюро засовывали их в вольер, раздражая животных. Те неохотно отступали, вроде бы не желая заниматься этой дурней со зверями, которые были за вольером. И когда волки совсем уже показательно демонстрировали свое нежелание и пренебрежение, Вован влезал сверху на вольер и бил животных металлическим бичом, от чего они дико огрызались, а поэтому неохотно медленно зверели.
А дальше был апофеоз полевых учений авторитетов, которым положено держать в руках уголовный мир, который живет по законам волчьей стаи и должен никогда не забывать, что в этой стае выживает сильнейший, а более слабый обречен на смерть. Вован, стоя раскоряченным над вольером, выдавливал из своего биологического естества какие-то ритуальные звуки, а поэтому коровий батрак подавал ему наверх собак в намордниках» (С. 15). У животных временами просыпается любовь. А у этих политических ... нет ничего ни природного, ни человеческого. Их породила, с одной стороны, страшная система, которая основывается на принципах коммунистической марксистско-ленинско-сталинской идеологии и номенклатурного ЦК, а с другой — эпоха криминального «дикого капитализма».
Отечественная политическая история в повести предстает флигелем, законы — дышлом: изменялись определенные мировоззренческие позиции, но не менялась суть. В каждом из руководителей сидел «советский человек». А, как точно выразился в свое время грузинский режиссер Роберт Стуруа, там, где есть советский человек, обязательно где-то рядом сидит и Сталин. Коммунистическая идеология создала настоящую империю зла (Х. Арендт). В постсоветской Украине изменение государственного курса имело «косметический» характер. А в кабинетах государственных деятелей все равно ощущался советский дух. Правда, в некоторых кабинетах успешно засели представители новых российских спецслужб, потому что Россия и после 1991 г. руководила многими процессами в Украине. А при Януковиче эта тенденция достигла апофеоза. Янукович был «историческим президентом», потому что надежно соединил уголовный мир, власть и правоохранительные службы. Почему же так часто представители этих самых органов любят заказывать песни из бандитского шансона? Потому что в Украине правовое общество — иллюзия, а правоохранители часто выполняли роль ширмы, которая прикрывала преступную деятельность государственного аппарата. «Беркут», готовый стрелять в свой народ и с наслаждением истязающий своих граждан, — уже факт нашей новейшей истории.
В повести показано, что политический бомонд, который пришел на смену героям оранжевой революции, воплощал монструозное янусоподобное лицо Ленина и уркагана. Субъект, о котором рассказывается в повести, задается вопросом: в Америке в свое время значительную силу получил мафиозный клан, во главе которого стоял Аль Капоне. Однако никому из американцев и в голову не могло прийти, чтобы Аль Капоне возглавил Белый дом в Вашингтоне. А в Украине уголовные авторитеты захватили политическую власть. И теперь они получили пропуски на международные саммиты, симпозиумы, имея возможность встречаться со своими американскими и европейскими коллегами. Только вот в западном мире те, кто приходят к власти, с университетской скамьи читают Аристотеля и Канта. Они знают историю политической мысли, для них политическая культура и политическая этика является ключевыми понятиями в системе государственного управления. А в Украине к власти пришли те, кто плевать хотел на законы, кто уже имел несколько «ходок на зону», кто читал не Аристотеля, а слушал «Мурку».
Справедливо пишет В. Базив: «Из колбы коммунистического эксперимента этих врожденных праведников новоявленные троглодиты завели в пещеру. А человек, который видит на youtube другой мир, в пещерном веке жить не хочет. Когда рядом цивилизационная европейская родина обустроилась на глобальной матрице 21 века, ну как смириться, когда тебя тянут — уже затянули — на феодальную плантацию, на которой восстановили крепостное право, проклятое несколькими поколениями. Самая «тяжелая форма рабства, когда раб думает, что он свободен», — сказал Гете. Неизвестно точно, все ли набившиеся как селедки в бочке в ночном скором поезде, читали Гете и представляют зримо, кто такой доктор Фауст, и то, что они делают ныне на лету из края в край родной земли, превосходит даже мудрость доктора, потому что останавливают они не прекрасное мгновение, а останавливают ход истории, которую пустили под откос» (С. 18).
В целом Василий Базив изобразил страшный мир, потому что те политики, которые были при власти в Украине с 1991 года, — в действительности марионетки, они не чувствовали силу народа, который является единственным источником власти. Они убегали от народа или же, напротив, ненавидели его, стремясь подмять под себя. И вот тогда и наступило время небытия.
Выпуск газеты №:
№164, (2014)Section
Украинцы - читайте!