Перейти к основному содержанию

Что произошло с Донбассом: попытка осмысления

Автор «Дня» Валентин Торба представил в Доме кино серию своих документальных фильмов под объединенным названием «Украинская Луганщина. Уроки для Киева»
09 октября, 10:46
КАДР ИЗ ФИЛЬМА ВАЛЕНТИНА ТОРБЫ «РУИНА» (ПЕРВАЯ СЕРИЯ ПРОЕКТА «ЛУГАНСК. ДЕВЯНОСТЫЕ»)

Во вторник в столичном Доме кино было людно. Трудно вспомнить момент, когда такое количество киевлян и гостей города проявляло интерес к показу документалистики. Тем более — если эта документалистика выступает не просто элементом фиксирования определенных событий, а является так сказать маркером времени и что самое главное — заставляет зрителей задуматься над увиденным и сделать выводы. Студенты, научные работники, режиссеры, писатели и десятки «любителей» пришли на показ документальных лент от автора «Дня» Валентина ТОРБЫ. Лент об... украинском Луганске. Эти фильмы сняты задолго до сегодняшних событий, но они, будто нервный импульс нашей памяти, демонстрируют то, почему сегодня Луганск — неукраинский. Напомним, что Валентин Торба в Луганске был практически до последнего. Выехал из города лишь в сентябре. На протяжении всего времени пребывания в городе он писал тексты для «Дня». Его статьи проникнуты печальными фактами просчетов и неудач украинской власти, болью, переживаниями и, конечно, верой в освобождение города. Можно сказать, что события, свидетелем которых он стал в Луганске и умело описал на страницах «Дня», автору удалось предусмотреть в документальных лентах. Здесь — поэтика, природа и... руина одновременно.

«Благодарю газету «День», которая приютила меня, и главное — дала возможность писать, анализировать, информировать. Сидя в той изоляции, в том аду (не столько от того, что там все взрывается, сколько от того, что ты не знаешь, выберешься ли откуда, чем все это окончится), любые шаги по лестнице в доме ты расцениваешь как опасность: идут за тобой. Ежедневно все эти эмоции во мне, как у беременной женщины, накапливались. Нужно было их родить. Газета «День» помогала в этом — предоставляла возможность обнародовать эти мысли, — заметил автор перед просмотром картин. — Во многом ли сегодня отличается Киев от того Луганска, который нам удалось показать? Изменилась ли система? Не такая ли она здесь, как была в Луганске? Не попали ли мы в ловушку, более глубокую, чем думаем?»

Первой была продемонстрирована лента «Ласковая сватовская жара» — поэтическая короткометражка о малой Родине автора, небольшой городок на севере Луганской области, где сегодня живут переселенцы из зоны АТО.

«Я ставлю Валентина в пример своим студентам, — заметил на представлении фильмов оператор Юрий ГАРМАШ. — Я показал им ленту и спросил, почему, проучившись четыре года в университете на кинематографических специальностях, они не сделали такую светлую картину? Многим стало стыдно. Меня самого зависть охватывает, потому что я о своей любимой Полтавщине пока такой светлой работы, являющейся признанием в любви родному краю, не снял. Валентин меня поразил, ведь, не имея специального образования, он взял камеру в руки, освоил ее сам, научился делать монтаж и подарил нам чрезвычайно интересные работы».

После лирического кино зрителям предложили первую серию проекта «Луганск. Девяностые» под названием «Руина». В известной степени картину можно назвать диагнозом времени. В ней — разграбленные заводы, разрушенные промышленные центры, апатия населения... Лента построена на интервью с луганчанами из разных сфер деятельности. Они рассказывают о том, где были и что делали в 90-е годы, чем, по их мнению, этот период стал для жизни города и страны, кто пришел к власти, каким образом, какие моральные, профессиональные или криминальные навыки имели эти люди. В начале фильма автор указал, что лента — не является расследованием, ее целью также не является демонстрация сенсаций или претензий на установление истины. В видео — лишь мозаика времени. Выводы каждый делает для себя. Картина задает вопросы, на которые украинскому обществу рано или поздно придется найти ответ.

А завершило показ небольшая зарисовка «Post Майдан». Автор показал то, что осталось от Майдана. Важной деталью стал случайный кадр с польским журналистом, который на фоне разгромленного Майдана говорил своим зрителям о том, что сегодня захватили в Луганске помещение СБУ и администрации... И что все более ощутим в городе «российский фактор».

Собственно, сам показ фильмов, как и творческая дискуссия, обмен впечатлениями после просмотра имели характер домашнего и откровенного разговора.

«Киев — это город, ставший, как и в далекие времена нашествия Батыя, защитой для многих. И сохранить его — наша обязанность. Для этого его нужно укрепить изнутри, то есть в нашем духе, во взглядах, в общих знаменателях. Просматривая на экране свою ленту о Луганске девяностых годов, я с грустью заметил, что все эти люди — умные, активные, прогрессивные — за год покинули Родину. Кто останется там, на востоке? Кто будет представлять тот брошенный край — поэтический и разрушенный, — заметил в комментарии «Дню» Валентин Торба. — Как для автора для меня была очень важна последняя часть мероприятия — обсуждение. Люди зашевелились, начали не только спрашивать, но и высказываться. Киевляне спрашивали луганчан, пытались понять. Множество вопросов витает в воздухе, и они, к сожалению, проговариваются на кухнях, а не в залах. Соответственно, консервируются, не находя ответов. А это значит, что формируются новые стереотипы, которые кое-кто обязательно будет использовать в качестве крючка. Поэтому проговаривать их необходимо. Необходимо открываться друг другу, доносить печаль, беду, надежду, любовь. Любовь к земле, к краю, друг к другу. Учитывая то, что через год после того, как были сняты мои фильмы, на Луганщине пролилась кровь, эти слова уже не звучат так пафосно. Я как носитель воспоминаний и боли от той трагедии, как свидетель нечеловеческого преступления по отношению к украинцам, имею полное право сказать, что если бы не уважение и не попытка понять друг друга, — выжить было бы очень трудно. Так получилось, что фильмы заметили киевляне — это в первую очередь оператор Юрий Тимофеевич Гармаш и председатель Союза кинематографистов Сергей Васильевич Трымбач, дали возможность высказывать свои мысли киевляне — газета «День», помогли поселиться — киевляне. Киевляне, родом из Полтавы, Луцка, Винницы, Суходольска, Одессы. Вот тот знаменатель, вектор, который там, на Донбассе, сейчас был полностью уничтожен ненавистью и агрессией. Пролитая на землю кровь еще даст ужасные всходы. Кто-то именно на это и рассчитывал. И мы должны быть к этому готовы».

«ВАЛЕНТИН ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО СИСТЕМА ДАЖЕ ПОСЛЕ МАЙДАНА СНОВА ВОЗРОЖДАЕТСЯ»

Сергей ТРЫМБАЧ, председатель Национального союза кинематографистов Украины:

— Поздравляю Валентина Торбу с определенным дебютом. Если оценивать с технической точки зрения, конечно, эти работы во многом любительские. Но образ мышления, гражданского мышления, социального мышления — в лентах представлен профессионально. Валентин — профессиональный журналист, профессиональный социальный мыслитель. Это видно в его текстах, в частности в «Дне». Свое особое журналистское виденье автор передал с помощью языка кинематографа. И в этом — главная ценность этих работ. Тем более что власть нашего общества заключается в том, что мы ни на рубеже 1980—1990-х, ни позже, так и не осознали: что же происходят со страной. И потому в такой степени трансформации нашего общества, государственного строя если и происходили, то только такие, которые приносили вред нашей жизни. Поэтому сейчас крайне важно наконец задуматься. И Валентин, кстати, ставит этот вопрос: система даже после Майдана снова возрождается. Она даже не возрождается, потому что не умирала. Просто эта система на время скрылась, спряталась, а теперь опять — вот эти комсомольцы-добровольцы убеждают, что поведут нас в светлое будущее. Очень важно остановиться сейчас и задуматься над тем, что происходит в стране. И картины Валентина, на примере его родной Луганщины, дают хорошую пищу для размышлений.

P.S.: Те, кто не смог попасть на показ фильмов, могут посмотреть их на Youtube-канале Валентина Торбы, введя в поиск названия лент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать