Тотальная служба тотального беспредела
или О разрушенной системе работы органов власти с обращениями гражданЧто бы ни делали цари
сумасбродные,страдают ахейцы
Гораций
Есть в современной Украине вроде бы и здравый Закон «Об обращении граждан». Но он, по-моему, существует только на бумаге, не более того, даже хуже того.
Например, в нем есть часть третья статьи 7, нацеленная на то, чтобы даже гражданское обращение, поступившее куда-то или кому-то ошибочно, все-таки было обязательно переадресовано в компетентную инстанцию и обязательно же предметно рассмотрено.
В действительности же эта норма, по-видимому, всеми столоначальниками упомянутых громоздких структур используется с точностью до наоборот: чтобы отбиться от мороки рассмотрения, принятия решений и принятия мер, они делают невозможным рассмотрение наболевшего, отсылают письма в никуда. Дальше я приведу конкретные примеры, как такое обычно делается.
И вот первый. Мои соседи и я, к большому несчастью, живем рядом с прокуратурой Киева. Свыше пяти лет практически безрезультатно приходится нам бороться с крайней дерзостью прокуроров за рулем автомобилей, с сокрушительной парковкой прокурорских машин на тротуарах, на пешеходном переходе, на газонах... Есть и пострадавшие пешеходы.
От самой горпрокуратуры ничего добиться не удалось. Пришлось апеллировать к ГПУ. А теперь — типичная схема прохождения и судьба одного из обращений к прокурорской верхушке:
1. столоначальники ГПУ пересылают письмо «виновнику», то есть прокуратуре Киева, даже не поставив ход и результаты рассмотрения под свой контроль, только для отписки авторам;
2. столоначальник прокуратуры Киева в свою очередь, не утруждая себя хоть какой-то отпиской, пересылает все в прокуратуру Печерского района для заранее бессмысленного ответа (что же может районная прокуратура сделать с сотрудниками городской?);
3. зампрокурора района переадресовывает письмо районному управлению внутренних дел; начальник управления внутренних дел где-то через полтора месяца отписывается, что на парковке около станции метро «Дружбы народов» порядок наводится (справка: эта станция находится в нескольких километрах от дома Прокуратуры Киева);
4. и напоследок, отметая человеческое возмущение, заместитель прокурора Киева В. Гоголь подводит итог: «принимаются все возможные меры»...
И в этом для сегодняшней практики отписывателей нет ничего необычного. Видим самую распространенную схему этапирования прокуратурой или другим ведомством гражданского обращения в мусорную корзину.
В каждом случае все проявления, факты такого беспредела осуществлялись как раз со ссылкой на часть третью статьи 7 Закона «Об обращении граждан».
Волей неблагоприятной судьбы в последние годы сам я оказался отрезанным от практического участия в бурной общественной жизни. Однако, не наученный равнодушию к неурядицам, которые делаются властью, признаюсь, неожиданно втянулся в протестную переписку с ведомствами, ну и еще в привычные для себя журналистские выступления в прессе.
Поэтому теперь достаточно осведомлен о состоянии реагирования всей ведомственной Украины на гражданские обращения.
Моя оценка сводится как раз к высказанному в названии этой заметки и эпиграфе из Горация.
Нет, по-видимому, инстанции на всех иерархических ступеньках власти, где бы внимательно изучались обращения граждан.
Не знаю ни одного случая, когда бы хоть отдельные письма рассматривались высшими руководителями. Даже самые простые вопросы, которые совсем нетрудно решить по закону, но которые требуют все-таки какого-то времени, внимания и приложения интеллектуальных усилий от чиновников, превращаются в безумное торможение изменений, движения вперед.
• Вот, например, начала КГГА кампанию «государственной поверки» счетчиков потребления воды и, объявив ее, ничего не сделала для организации этого дела, которым, по закону, должны заняться специальные коммунальные службы, абсолютно все перевела на «мобилизованную, по формуле Яценюка, энергию миллионов», то есть в данном случае — «ахейцев» — киевлян.
Конечно, возникли и переполох, и гражданское возмущение. «Ответы» же, согласно неподконтрольным поручениям зампредседателя КГГА М. Костюка, сводятся к отдельным объяснениям мотивов акции. И ни одного слова о практическом реагировании на критику и предложения «ахейцев» о каких-то реальных мероприятиях городской власти по обеспечению выполнения своих функций коммунальными службами, о распространении на всю столицу делового опыта организации поверки без изнурения жителей города, в том числе стариков, больных, инвалидов. А такой опыт, рассказывают люди, есть у коммунальщиков Киева на левом берегу. Все остается без малейшего движения власти к переменам к лучшему. Как и раньше, все сваливается на самих киевлян. И именно они же после 1 января 2015 года еще и могут быть наказаны копейкой, если до этого срока не успеют выполнить работу за коммунальщиков.
• А теперь другой, еще более серьезный пример. Почти два года назад (в декабре 2012 года.) Киевсовет принял решение о выделении прокуратуре Киева земельного участка для строительства нового административного сооружения. Этим решением незаконно и скрыто (в дополнении) передавалась на это еще и территория за пределами определенного участка. И как раз вне этих пределов прокуратура, «ничтоже сумняшеся», начала подготовку к прокладке инженерных коммуникаций. Протестными действиями граждан подготовительная работа была прервана. Прокуратура вроде бы даже отказалась от строительства и выделенного участка.
Что ж, все в порядке? Нет, дудки! Решение Киевсовета остается не отмененным, даже на основании «благородного», «добровольного» отказа прокуратуры. Тем более незаметно, что Киевсовет готов отменить свое постановление, по крайней мере как ошибочное.
• Реагируют ли на обращение по этому поводу чиновники КГГА?
А. Ваврыш, и.о. директора департамента градостроения и архитектуры, например, пишет, что департамент выдвинул перед прокуратурой ряд обязательных условий, норм и мероприятий относительно строительства. Однако, цитирую: «Проектная документация, разработанная на основании отмеченных выше градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, на рассмотрение архитектурно-строительного совета в Департамент не подавалась» (№ 055-2401 от 15.08.2014 г.).
Следовательно, документация не по-да-ва-лась! И все же решение Киевсовета принято и не отменяется. Что же думает делать А. Ваврыш? Да ничего! Во всяком случае в его справке об этом ни слова, потому что, видите ли, «сегодня» подобные вопросы решает другая инстанция — Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины. Но и эта инстанция словно воды в рот набрала.
По поводу незаконного выделения участка свою «продуктивную» резолюцию наложил все тот же зампредседателя КГГА М. Костюк: поручил замглавы Печерской РГА В. Сандрацкому, чтобы тот внеконтрольно... разъяснил заявителям, что Печерская РДА не уполномочена распределять земельные участки.
Именно с таким итогом рассмотрение письма на сегодня «благополучно» закрыто. Может, аплодировать М. Костюку?!
Из собственной, отмечаю, неприятной для меня, навязанной обстоятельствами практики, из собственного опыта смею утверждать, что система работы органов власти с обращениями граждан нынешней ведомственной Украиной, несмотря на действующий Закон, до основания разрушена.
Наихудший, по-моему, пример исключения диалога между властью и гражданами до недавнего времени демонстрировали Администрация Президента Януковича и Генеральная прокуратура Украины времен хозяйствования в ней Виктора Пшонки и Олега Махницкого.
Пока остерегаюсь прогнозировать, как будет при Президенте Порошенко и генпрокуроре Яреме. Но, к сожалению, есть настораживающие сигналы. В ГПУ, кажется, остается полностью неизменным аппарат столоначальников — умельцев отсылать обращения граждан в никуда. А в Администрации Президента главная мастерица такого пошиба теперь получила еще и повышение: стала руководителем управления по вопросам обращений граждан. Более того, вышколенные в администрации Януковича «специалисты» утверждаются в других высших органах государства.
• Систему работы с обращениями граждан следует безотлагательно отстраивать заново, хотя бы на том уровне, какой была она более 20 лет назад.
Но, кажется, никто во власти не хочет этого делать.
Чтобы подтолкнуть хотя бы начало процесса такого обновления, обратился к двум председателям соответствующих профильных комитетов Верховной Рады Жвании и Кожемякину с предложением инициировать проведение парламентских слушаний о состоянии, проблемах и перспективах улучшения работы органов власти с обращениями граждан.
Ну и что? Каждый из читателей сам знает, что и малейшего приближения к проведению таких слушаний не произошло. От себя же добавлю, что даже к каким-то отписочным усилиям ни один, ни другой председатели комитетов не прибегли.
Как же быть?
Хотелось бы, конечно, достучаться до совести, разума, ответственности нынешних лидеров государственной структуры. Но можно ли это сделать, если в стране без системы существует вместе с тем крепкая государственная тотальная служба тотального же укрывательства правды, пренебрежения рассудительности «ахейцев» и делания невозможным перемен к лучшему?!
По-видимому, надо опять вместе, хотя бы и майданным способом, а лучше — на конструктивной основе, побуждать власть услышать наконец голос своих граждан.
А как отмечал еще один всемирно авторитетный римлянин Сенека Старший, «голос народа — священный».
Выпуск газеты №:
№189, (2014)Section
Почта «Дня»