«Люстрация» в действии...
Эксперт: «Нельзя политическими средствами обманывать реальность, потому что это будет иметь плохие последствия»![](/sites/default/files/main/articles/21102014/tim_8098.jpg)
Есть первые результаты люстрации. В правительстве рапортовали об освобождении с должностей 39 высокопоставленных должностных лиц, подпадающих под действие Закона «Об очищении власти». И сразу нонсенс. Первым в перечне освобожденных лиц значится адмирал, заместитель министра обороны Игорь Кабаненко, дальше другие чиновники. «Похоже, произошло то, чего больше всего боялся. Под видом люстрации начали убирать «неудобных» людей», — пишет на ФБ Valerii Boguslavski.
«Прибыл из командировки и узнал из интернета о собственном увольнении с должности — есть решение Кабмина. Замечательно! Осуществилась мечта Януковича и К убрать меня из государственной жизни. ...Хотел бы спросить у уважаемых пана Президента и нового Министра обороны только одно: то, что нет политической воли провести глубокую оборонную реформу по западным стандартам, знаю давно. Но, по каким причинам?» — это уже реакция самого Кабаненко (на этой странице мы также предлагаем статью, в которой адмирал пишет о своем виденье реформирования армии).
С самого начала эксперты подчеркивали — в законе много недостатков («День» № 181 за 29 сентября 2014 г.). Теперь, после начала его практического воплощения, эти недостатки получили подтверждение. Непонятно, с кем воюют люстраторы — с бывшими КГБшниками или Россией? Можно еще каким-то образом понять молодого Егора Соболева, но как понять взрослых политиков, которые все это поддержали? Мы не против очищения власти от коррупционеров и предателей, но это не значит, что всех надо мести одной «метлой» — и профессионалов, и патриотов.
К тому же странным является критерий — люстрировать всех, кто работал только при режиме Януковича (и то, под отдельные личности закон подкорректировали). А что делать с теми, кто работал при режиме Кучмы?
Вместо того, чтобы оценивать конкретные дела конкретных людей и защищать сильных, у нас размножают слабых. Вместо того, чтобы искать виновных, например, в расстрелах Майдана и дать им юридическую оценку, у нас пытаются «очищением власти» отвлечь внимание от главных проблем. Почему?
КОММЕНТАРИИ
«В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ЗАКОНА МАССА ЛЮДЕЙ ПОЙДЕТ ПО РАЗНЫМ ИНСТАНЦИЯМ И ДОЙДЕТ ДО ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА»
Виктор МУСИЯКА, ведущий специалист в сфере конституционного права, один из авторов Конституции Украины 1996 года, профессор Киево-Могилянской академии:
— Надеюсь, что в Кабмине, когда увольняли этих 39 чиновников, руководствовались новым Законом «Об очищении власти». Но сам этот закон вызывает вопрос — в нем нет надежных механизмов справедливой люстрации без нарушений конституционных прав. Поэтому надо очень осторожно им пользоваться. Не нужно это делать под выборы и общественные ожидания, ведь после выборов весь избирательный факел перегорит, а в его пепле будет существовать старая система. Поэтому проведенную акцию по увольнению я считаю предвыборным пиаром. Ведь министр юстиции говорил о разработке соответствующего механизма и процесса люстрации, а Кабмин, не дождавшись, уже уволили 39 своих чиновников. Я не являюсь сторонником того, чтобы сразу применять новопринятые Законы, если не выработаны все механизмы. Ведь в результате масса людей пойдет по разным инстанциям и дойдет вплоть до Европейского суда по правам человека. Но в стране — выборы, и Правительство пытается показать, что оно выполняет все законы.
Критерии люстрации, выдвинутые в Законе, — это глупость, потому что в системе работали и продолжают работать люди, которые честно, добросовестно выполняли свои задачи и функции. Недостаточно критерия «работал во власти при режиме Януковича» — нужен персональный подход. И сам факт работы на той или иной должности во времена Януковича — это слишком мало, надо смотреть на то, какой деятельностью занимался этот человек, была ли эта деятельность полезной и эффективной для государства. Не все, что было при Януковиче, не имело позитивного эффекта. Поэтому надо проверять — действовал ли человек в рамках своих полномочий и законно, или совершал действия, вредные для государства. Если после конституционного переворота 2010-го человек на своей должности выполнял незаконные распоряжения Януковича, тогда ему можно задавать вопрос. Но, в сущности, никакие законы «Об очищении власти» для этого не нужны — есть обычные законы, которые требуют выполнения обязанностей в рамках присяги как служащих.
Кроме того, криминальная ответственность предусматривает применение мер относительно запрещения деятельности на занимаемой должности до пяти лет, а закон о люстрации без суда и следствия увольняет человека на 10 лет. К таким людям относится и Игорь Кабаненко, с которым мы занимаемся очень похожей деятельностью по пропаганды идей и политики, которая должна преобладать в нашем государстве.
Таким образом, идея люстрации вообще может стать вредной, если использовать ее в том же интенсивном русле. Если в Министерстве юстиции заявили о подготовке методики применения этого Закона, значит, они сами поняли, что дословное выполнение статей этого акта может нести негативные последствия. Все, что касается прав и свобод человека, должно устанавливаться законами и внесениями изменений к ним.
Вообще, тот факт, что люстрацией будет заниматься Минюст — государственный орган, хотя и с привлечением общественности, созданием комиссий, — это неправильно. Когда власть занимается сама собой, даже целый ряд антикоррупционных законов может не сработать. Может произойти распространение традиций украинской политической коррупции — когда «своих» оставят, а других «люстрируют».
«ЧЕМ БОЛЬШЕ БУДЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ТЕМ КАЧЕСТВЕННЕЕ БУДЕТ ЛЮСТРАЦИЯ»
Егор СОБОЛЕВ, глава Люстрационного комитета Украины:
— Надо понимать, что чиновники всех уровней, которых сейчас увольняет Президент или Правительство, — это люди, попадающие под люстрацию согласно личным делам. Они или были начальниками во времена Януковича, или происходят из КГБ или руководящих органов Компартии и комсомола. Но это только начальный этап очищения власти, за которым должен начаться основной: все, кто остался на должности, должны пройти проверку, действительно ли они не были начальниками, не скрыли ли информацию о КГБшном или компартийном прошлом, как они могут объяснить имущество своей семьи. О каждой проверке будет сообщаться на сайте Минюста вместе с именем человека, который проверяется. И мы просим общественность и журналистов приобщиться к этому этапу, чтобы заставить всех чиновников, судей, прокуроров отчитываться относительно происхождения своего имущества. Надо очень внимательно проверить, действительно ли уволены все люди, которые должны были быть уволены. И все, кто останется на должностях или будут претендовать на них, будут проходить эту проверку.
Я жду от Президента решения об увольнении руководителя СБУ, ведь Валентин Наливайченко подпадает под люстрацию как выпускник школы КГБ. Есть много других должностных лиц, которые должны быть уволены на основании открытой информации об их работе и образовании. Это будет многолетняя битва за очищение власти, в ней будет много саботажа, и чем больше будет общественного контроля, тем качественнее будет люстрация.
«ЛЮСТРАЦИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПОПУЛИЗМ, ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ И СРЕДСТВО ДЛЯ СВЕДЕНИЯ СЧЕТОВ»
Валентин ТОРБА, эксперт (facebook. com):
— Соболев собирается люстрировать Наливайченко за то что последний окончил школу КГБ. А какую школу должен был окончить глава СБУ? ШРМ? Соболев, который не имеет полного образования, при всей его искренней активности (надеюсь искренней) таки начал загоняться. В общем мы таки приходим к тому к чему и должны были прийти: люстрация превращается в популизм, отвлечение внимания и средство для сведения счетов.
«ПУБЛИКАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИМЕН 39 УВОЛЕННЫХ СОТРУДНИКОВ НАПОМИНАЕТ СУД ЛИНЧА В сОВРЕМЕННОМ ВАРИАНТЕ»
Евгений ЗАХАРОВ, председатель Правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, директор Харьковской правозащитной группы:
— Публикация Правительством имен 39 уволенных сотрудников напоминает суд Линча в современном варианте. Если ссылаться на норму Закона, то данные о людях должны быть переданы в Минюст, который внесет их в реестр и опубликует определенные сведения. По-видимому, реестр еще не создан, вместо этого просто взяли и напечатали список уволенных лиц, да еще и добавили перечень тех, кто ушел по собственному желанию, избежав этой унизительной процедуры. Этот второй список печатать было как минимум неправильно, ведь он не имеет отношения к люстрации. В целом это нарушение права и люди из списков могут обращаться в суд и защищать свою честь и достоинство.
Общая идеология закона заключается в том, что, если ты работал во времена Януковича на руководящих должностях, автоматически действует презумпция, что ты вор, коррупционер, нарушитель прав человека и вообще негодяй. Но это можно легко отрицать, если речь идет о человеке, который профессионально занимается радиационной охраной, какое он имеет отношение к этому? То же самое с заместителем председателя Службы защиты персональных данных Лилией Олексюк, которая до этого не работала на госслужбе и пришла в нее из общественного сектора, потому что был Закон «О защите персональных данных» и она пришла его воплощать. А теперь ее люстрируют. Подобное с адмиралом Игорем Кабаненко. Первые шаги по реализации этого закона показывают подобные эксцессы, которые я никоим образом не могу приветствовать.
У нас в целом в стране ситуация очень напряженная. Я могу понять людей, которые нервно реагируют на то, что в условиях войны чиновники продолжают воровать. Одни герои, а другие воруют — эта мозаичная ситуация плохо влияет на настроения в обществе. Оно радикализируется и становится склонным к насилию ради достижения цели. А принцип «ни одна добрая цель не оправдывает любые средства для ее достижения» был и остался, и наше общество стоит перед угрозой скатиться к весьма плохому состоянию. Все мои знакомые иностранцы смотрят как на дикарство на то, что творится в Украине: как депутаты принимают закон, не видя его, как политических оппонентов пихают в мусорные баки. Какими бы негодяями ни были те или иные деятели, их нельзя пихать в мусорный бак — это просто фашизм. После этого мы возмущаемся, что Запад не дает нам летальное оружие. Конечно, не дает, даже средства перестанут давать, если мы продолжим вести себя как дикари. Все это надо останавливать, но возникает впечатление, что этот маховик раскручивается все сильнее — события, произошедшие в праздник Покрова под Верховной Радой, этому свидетельство. Поэтому нужна ответственность Правительства, настоящая борьба с злоупотреблением властью, нарушением прав человека. А то, что происходит сейчас, — это воображаемая борьба, и среди принятых законов — антикоррупционных, антисепаратистских — много неудачных моментов. Нельзя политическими средствами обманывать реальность, потому что это будет иметь плохие последствия.
Выпуск газеты №:
№196, (2014)Section
Подробности