Перейти к основному содержанию

Шаг к энергетической независимости

Эксперт: Литва за короткое время построила терминал для приема сжиженного газа. А Украина годами говорит об этом и ничего не делает
29 октября, 10:32
ДАЛЯ ГРИБАУСКАЙТЕ: «УКРАИНСКИЙ КРИЗИС ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ, ЧТО ЕС ДОЛЖЕН АКТИВИЗИРОВАТЬ УСИЛИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАКОГО НЕПРЕДСКАЗУЕМОГО И НЕОПРЕДЕЛЕННОГО ПАРТНЕРА КАК РОССИЯ» / ФОТО РЕЙТЕР

Балтийские страны первыми вырвались из советского ига, провозгласив независимость, а точнее ее восстановление в начале 1991 года. А позавчера благодаря прибытию в Клайпеду огромного плавучего терминала для приема сжиженного газа эти страны предприняли шаг к энергетической независимости от «Газпрома».

Этот огромный 294-метровый корабль-терминал под названием «Независимость» «станет гарантией безопасности для всего региона, поскольку благодаря ему три балтийских страны смогут покрывать 90 % своих потребностей в газе», — заявила президент Литвы Даля Грибаускайте на церемонии в Клайпеде. «Литва опять может гордиться своей решительностью, смелостью и политической волей. Теперь никто не сможет диктовать нам цену на газ или покупать нашу политическую волю», — подчеркнула она.

Между тем, премьер-министр Альгирдас Буткявичюс отметил: «сегодня исторический день для Литвы. Я рад, что мы первыми в Европе построили терминал для сжиженного газа за такое короткое время».

Открытие терминала, которое транслировалось вживую по национальному телевидению, приветствовал комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, назвав прибытие терминала важным событием, которое гарантирует безопасность поставок газа в Литву и другие страны Балтии. «Вызовы, которые появляются перед Европой в вопросах безопасности газовых поставок, нуждаются в быстром ответе, и Литва продемонстрировала, как этого можно достичь», — отметил он. Госсекретарь США Джон Керри в письме к литовским лидерам назвал открытие терминала исторической вехой в энергетической безопасности балтийских государств и также похвалил их за «стратегическое виденье».

Корабль, построенный в Южной Корее, имеет сразу два назначения: как терминал для приема газовозов и как хранилище для сжиженного газа. Других возможностей хранить газ у Литвы нет. Где страна будет покупать голубое горючее — пока что остается коммерческой тайной. Среди вариантов: США, Норвегия и Катар. За аренду судна Литва будет платить норвежцам около 69 млн. долларов в год. Через десять лет Литва сможет судно выкупить, однако, сколько это будет стоить, не разглашается.

Напомним, что Литва, несмотря на вступление в ЕС и НАТО в 2004 году, была полностью зависима от поставок природного газа из России. А отныне терминал дает возможность Литве с населением 3 млн. человек, начиная с 2015 года ежегодно импортировать до 4 млрд. куб. м. газа, например от норвежской Statoil. А это значительно больше 2,7 млрд. куб.м., которые Литва в прошлом году закупила в России, что оставляет дополнительные возможности для ее балтийских соседей: Латвии и Эстонии.

Кстати, на этом Литва не собирается останавливаться. Чтобы получить доступ к газовому рынку ЕС, Вильнюс планирует также построить до 2019 года газопровод в соседнюю Польшу.

«День» обратился к бывшему уполномоченному президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдану СОКОЛОВСКОМУ с просьбой прокомментировать значение для региона введение терминала в Литве и объяснить, почему эта страна за достаточно короткое время фактически добилась независимости от «Газпрома».

«ОТКРЫТИЕ ТЕРМИНАЛА В ЛИТВЕ, ЭТО — УДАР ПО «ГАЗПРОМУ»

— Я убежден в том, что открытие терминала в Литве, это — удар, в первую очередь, по «Газпрому», и это — реальный шаг, который молча делался последние пять лет, чтобы всю Прибалтику фактически сделать энергетически независимой. Это — выход полностью от зависимости России, по крайней мере, по газу. То есть Литва показывает пример как нужно работать. Нужно меньше говорить, а больше делать и выходить из зависимости от «Газпрома».

Многие ставят вопрос, отразится ли это на финансовом положении «Газпрома»? Да, немножко отразится. В целом Прибалтика получала не так много российского газа, приблизительно 3 млрд. куб. м., а возможно немногим более. А в долларовом измерении это небольшие деньги. А если каждую каплю считать, то это не совсем хорошо отразится на финансовом состоянии «Газпрома».

Этот литовский терминал важен для многих стран. Литва будет строить газопровод в Польшу, чтобы диверсифицировать снабжение газа, избежать любых неожиданностей со стороны других стран. Кстати, поляки также молча завершают строительство терминала сжиженного газа в Свиноуйсьце и сейчас ожидают большого газа.

«ОТ ЭНЕРГОЗАВИСИМОСТИ С РОССИЕЙ НУЖНО ОТХОДИТЬ, ТОГДА БУДУТ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Какие выводы нужно делать нынешней украинской власти в данной ситуации? Ведь у нас много говорилось о строительстве терминала для приема сжиженного газа, но воз, как говорится, и ныне там.

— Условия как раз подсказывают, что нам нужно как можно скорее строить терминал. Не говорить о нем, так как было последние годы. Года четыре говорили, подписывали бумаги, а ничего не делали. Нам нужно строить, но, в первую очередь, сокращать потребление. Потому что как бы то ни было в отличие от Польши или всех стран Прибалтики мы газ добываем. И речь идет о 20 млрд. куб.м. газа. А это — очень много! А потребляем мы слишком много. За прошлый год, например, свыше 50 млрд. куб.м. газа. Это — очень много! То есть у нас есть куда развиваться. Например близкая нам по численности, территории и структуре экономики Польша потребляет за год 14—16 млрд. куб.м. газа, а мы свыше 50 млрд. И это указывает, куда нам нужно двигаться, в первую очередь сокращать то, что мы сами не добываем. Приходится это из под палки делать, но от энергозависимости от России нужно уходить, тогда будут нормальные отношения.

Сейчас я никак не могу понять, кому это выгодно в данной ситуации подсовывать и министру, и премьеру, и президенту такую идею, что нужно обязательно закупить 5 млрд. куб.м. газа в России? И это при том, что в этом году мы выходим на 35—37 млрд. куб.м. По сравнению с 50 млрд. куб. м. возможно, это не так хорошо как было. Будет, наверное, холоднее, но мы не замерзнем при таком количестве газа. Я не вижу, что заставляет нас обязательно покупать в России 5 млрд. куб.м.

Вы считаете, что Украине вообще не нужно было встревать в эти переговоры?

— Это было абсолютно лишнее. Лучше один год перетерпеть, нужно еще в марте и апреле начать переговоры по поставкам нероссийского газа, а не в сентябре. Хорошо, что в сентябре заключили соглашение с Норвегией и начали поставки. Но это можно было делать и раньше.

А что вы скажете о позиции Европы, которая настаивает на том, что мы должны выплатить долг «Газпрому» и в этой связке заключить новое соглашение о снабжении газом?

— Во-первых, мне не совсем понятна позиция Европы, а во-вторых, мы маловато проводили разъяснительную работу с Брюсселем. Европа даже не знает о том, что Россия нам должна, что она украла у нас 140 млрд. долларов в 1992 году. Мы слишком толерантны и не вели в Европе соответствующей работы. Поэтому Европа четко не знает, что происходило с газом в УССР и в Украине. Европа абсолютно не задумывается над тем, почему газ в Украине намного дороже, чем рыночная цена российского газа на европейских рынках. И обо всем этом мы молчим. Поэтому не удивительно, что Европа требует вернуть долг, и у нее есть на это объяснение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать