«Взрослые» юбиляры
В Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины черниговчане представили книгу «Монастырь для своих»Это издание посвящено 30-летию Черниговского молодежного театра. Но коллектив не воспринимает «взрослую» дату как повод для громких празднеств. Ведь все эти годы театр общался со своим зрителем по-дружески, даже интимно, без всякого пафоса — в камерном (сцена на 107 мест), еще более камерном (библиотека — на 30) и суперкамерном («Театр на дому» — визит 2-х исполнителей прямо к зрителю домой) форматах.
Юбилей будут отмечать осенью, продолжат зимой, а весной пройдут «Театральные хроники» в жанре «DJлекториума», каждая из которых будет отражать отдельное десятилетие из биографии театра. И, конечно, будут показаны главные «долгожители» — спектакли «Старший сын» по Александру Вампилову и «Про Федота-стрельца...» Леонида Филатова, на которые неизменный исполнитель ведущих ролей Александр Максяков регулярно приезжает аж из Днепропетровска.
Книга «Монастырь для своих», название которой взято из посвященной театру давней театроведческой статьи, тоже совсем не похожа на юбилейное издание помпезно- презентационного пошиба. Неизменный директор театра, режиссер Геннадий Касьянов собрал под одной обложкой ностальгически шутливое эссе Аллы Пушкиной «Биография времени» и 8 совсем разных текстов, каждый из которых знаменует определенный этап в жизни Черниговского молодежного. Мол, мы это ставили, у нас вышло неплохо, поэтому, может, и другим было бы не лишне. В наличии также фото со спектаклей и перечень действующих лиц и исполнителей.
Открывают сборник «11 страниц военной прозы» — инсценизация Г. Касьянова, где использованы произведения Б. Васильева «В списках не был указан» и «А зори здесь тихие...». Собственно, с этого и началась биография театра, когда в мае 85-го группа актеров-кукольников вышла «из-за ширмы», чтобы общаться с зрителями напрямую, без посредников. Еще один текст того периода — недооцененное (возможно, потому, что спектакль, кажется, попал несколько не в свое время? Как бы он прозвучал сейчас!) «Ювенильное море» Андрея Платонова.
Довольно известная, но малодоступная даже во времена интернета «Лолита» Эдварда Олби по Владимиру Набокову, полный эксклюзив — специально написанная Юрком Издриком пьеса по мотивам «Над пропастью во ржи» Джерома Селинджера, чеховский «Вишневый сад» и «Мой бедный Марат» Александра Арбузова в переводах, соответственно, Петра Панча и Людмилы Пархоменко, «Декамерон» Джованни Бокаччо, инсценированный Аллой Пушкиной, раритетный «Украинский вертеп», скомбинированный и изданный Александром Кисилем в 1916-м. Каждый текст — своеобразный, каждый — испытание для актеров, режиссера, публики... Испытание, которое театр выдержал.
Открылся же юбилейный сезон, как и следует, премьерой — «Матушка Кураж» Бертольда Брехта в постановке Геннадия Касьянова.
Выпуск газеты №:
№204, (2014)Section
Культура