Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Человек с фотоаппаратом и... гранатометом

Олесь Кромпляс о съемках между боями, медленных танках и украинских художниках
18 ноября, 16:53
ОЛЕСЬ КРОМПЛЯС В ДОНЕЦКОМ АЭРОПОРТУ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЕСЯ КРОМПЛЯСА

Олесь Кромпляс был активистом Майдана, еле вырвался из плена в Крыму, а теперь является бойцом батальона «Азов». В столкновениях, на фронте и в гражданской жизни с Олесем всегда пленочный фотоаппарат — для фиксации «исключительных моментов». Фотографии и тексты Кромпляса печатает украинский Esquire, его работы — на престижных фотовыставках. Но лучшие кадры он сознательно не фиксирует — предпочитает пережить эти моменты сам.

Каким является человек с камерой и шевроном «Азова»? «День» пообщался с Олесем Кромплясом о войне, искусстве и... маркетинге и сделал «раскадровку» этого разговора.

О ТОМ, КАК СТАЛ ДОБРОВОЛЬЦЕМ

Впервые приехал на базу батальона «Азов» 12 июня, и в первую ночь мы брали Мариуполь. Перед этим командир взвода спросил, кто остается, а кто едет на эту операцию. Понял, что как журналист не смогу поехать. Поэтому сказал, что не беру фотоаппарат и еду как боец. На самом деле, вместо двух или трех камер взял одну, и мне этого хватило.

Рассчитывал провести две-три недели с батальоном — и все. Через несколько недель отпросился в Киев, написал статью и... вернулся в «Азов». Когда в Мариуполе стало спокойнее, мы, бойцы батальона, тренировались два месяца, все было серьезно, с иностранными специалистами. Не жалели ни патронов, ни других расходных материалов, ни денег.

У меня была определенная подготовка. Собирал модели военной техники, принимал участие в экспедициях «черных археологов» под Киевом, читал много книг по военной истории. Впрочем, не ожидал, что это настолько понадобится. Тактики взвода, роты, правила использования артиллерии, в принципе, не меняются.

ОБ ЭКШЕНЕ НА ВОЙНЕ

Первое впечатление от боевых действий — все намного медленнее, чем в кино. Экшена нет. Пока танк подъехал, пока люди посмотрели на него, разобрались, откуда стрелять, может пройти два часа, а танк еще где-то стоит. На самом деле, война раз в сто медленнее, чем кажется. Быстро проходят разве что уличные бои. Но и там, бывает, пробежишь 200 метров, и ждешь полчаса.

Автомат фактически не нужен, потому что теперь почти нет ближних боев. Снаряды артиллерии летят в разные стороны, и нет смысла носить много снаряжения. Нужно надеваться более-менее легко, чтобы добегать до укрытий. Но на мне всегда много снаряжения: бронежилет 5-го класса, снайперская винтовка, ручной гранатомет — люблю все свое носить с собой.

О СТАНДАРТАХ В ФОТОГРАФИИ

Впервые взял в руки фотоаппарат в 2008 году, до этого даже «мыльницей» не пользовался. Сначала снимал в студии, потом занялся уличной фотографией. Мне всегда интересно наблюдать за людьми — потому, собственно, работал в маркетинге, изучал рынок, особенности выбора покупателей. Также интересуюсь изобразительным искусством. Эти два фактора и определили, что буду снимать.

Пытаюсь подражать стандартам фотографов из агентства Magnum Photos — с них начинался жанр фоторепортажа в 1950-е годы. Катался по Южной Америке, где люди живут более открытой жизнью, чем в Европе. Жители Латинской Америки чаще бывают на улице, потому там больше интересных сюжетов.

Я не репортер, который снимает по какому-то заданию. Задача репортажа  — показать ситуацию в целом, не важно как. У меня нет задачи охватить всю ситуацию, я просто фотографирую и отбираю лучшие кадры. Считаю себя уличным фотографом, который снимает в определенных обстоятельствах.

О СЕКРЕТНОМ ПОРТФОЛИО

Собираю свои лучшие фото, изредка их пересматриваю. Не всем эти снимки понятны, но у меня нет цели собрать 20 тысяч лайков в Facebook. Две-три оценки от профессионалов означают намного больше, чем одобрение общественности. У меня был проект, над которым работал три года, снимал понемногу по выходным. В конце концов показал эту работу нескольким знакомым и еще кураторам галерей. Распечатал фотографии, эти люди одобрительно отозвались, и теперь снимки лежат дома.

ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ В ОБЪЕКТИВЕ

Из любой поездки мне важно привезти три-четыре классных кадра, которые попадут в портфолио и, возможно, десять фотографий для широкого показа. Если есть несколько классных кадров, отбрасываю сотню других. Кроме того, на востоке иногда выбираешь: либо фотографируешь, либо стреляешь. Конечно, выбираю второе, потому что у меня есть обязанности, а фотография — это бонус. В целом, на Майдане отснял три пленки — 108 кадров, в зоне АТО сделал где-то 360 кадров.

Когда какая-то ситуация слишком красивая, исключительная, и я хочу ее запомнить, пережить, стать ее участником, тогда не фотографирую вообще. Мне важно пережить событие, а объектив отдаляет от реалий. Снимаю в центре событий, иногда я сам — событие. Например, одной рукой несешь раненого, другой снимаешь. Без тебя пострадавшего никто бы и не вынес. В такие моменты появляются уникальные фото.

О НАПИСАНИИ ТЕКСТОВ

Пишу не так хорошо, как хотелось бы, нет художественности. Бедные редакторы хватаются за голову, говорят, что прислал им «черновик черновика». Но мои тексты и фото интересны, потому что я не только очевидец, но и участник событий.

Мой ориентир — Хантер Томпсон. Его статьи эмоциональны, построены на отношении автора к ситуации. Если я отношусь к чему-то с презрением, мне начихать на журналистские принципы. Если презираю «ДНР», так и напишу. И буду отстаивать до конца свое право на это. Раньше по этому поводу были горячие дебаты с редакторами.

Европе легко рассуждать об объективности. Но западная пресса не снимает, как «Аль-Каида» обстреливает позиции британских солдат, никто не брал интервью у Усамы бен Ладена. В этой информационной войне я на стороне, которую приняли сознательные украинские граждане, и отношусь к этому без патетики.

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПЛЕНКИ

Когда нужно официальное разрешение на съемку, решающий аргумент, что пленки проявлю, только когда вернусь из зоны АТО — если вообще вернусь. А до этого времени пройдет минимум месяц, в течение которого многое изменится. Бывает, проявишь фотографию, а человека, который на ней, уже нет в живых. Так было с фотографиями из Иловайска.

Еще съемка на пленку сводит к минимуму манипуляции с фоторедакторами. В любой момент могу показать негативы и доказать, что ничего не подтасовано.

О ПРАВИЛЕ «ТРЕТЬЕГО ДНЯ»

Каждая моя экспедиция длится минимум неделю. За это время снимаю одних и тех же людей, параллельно знакомлюсь с ними. Это идет из углубления в ситуацию. Дело в том, что оригинальные кадры появляются где-то на третий день. Первые два дня просто снимаешь все, как дурак, потому что работаешь в непривычной обстановке. Поэтому в первый день не фотографирую вообще, на второй фотографирую на дешевую пленку, и только на третий вставляю в аппарат хорошую пленку и начинаю работать.

О ПОТРЕБЛЕНИИ И ВОЙНЕ

Современным людям навязывают принцип «потребляй и размножайся, наверху разберутся». Тех, кто живет по такому правилу, даже не обвинишь в безразличии. Людей отучили мыслить. Больно, когда возвращаюсь в Киев после месячного отсутствия, и вижу, что машин в городе стало меньше, но они более дорогие. Такое впечатление, что сознательные люди бросили все силы на спасение государства и исчезли конкуренты для других, безразличных — этим теперь даже легче. Но потребление — один из главных принципов существования нынешнего общества, это, как электроэнергия или изобретение пороха.

О СЛЕЗАХ

Раздражает лозунг «Возвращайся живым». Для меня это звучит, как: «Убегай, брось все, подведи товарища, но выживи». Никто не хочет умереть, но, я думаю, нужно говорить иначе: «Возвращайся героем, выполни все задачи». Нельзя плакать. Если бы мы постоянно рыдали, нас бы смели два месяца тому назад.

Слезливость нашей нации хуже чьего-то безразличия. На фронте нытье запрещено. У украинцев высокий боевой дух, но по сравнению с многими европейскими нациями нам еще расти и расти.

О ЛЮБИМЫХ ХУДОЖНИКАХ И МЕЧТАХ

Боготворю украинских художников. Особенно нравятся произведения Мурашко: и Александра, и Николая. Также увлекаюсь Константином Трутовским. Мне нравятся художники ХХ века, которые обращались к народным мотивам, рисовали сцены из жизни — вечерницы, свадьбы. Мечтаю коллекционировать произведения этих художников. И еще хочу отреставрировать «дом со змеями» в Киеве. Просто Киев очень люблю.

Воевать не люблю. Хочу заниматься тем, чем занимался раньше, маркетинговыми коммуникациями. Если бы в этой отрасли сейчас от меня было больше пользы, тогда перешел бы к мирной жизни. И если мои работы помогут Украине в информационной войне, таким образом я сделаю более весомый вклад в победу, чем на поле боя с оружием.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать