Памяти Вацлава Гавела
18 декабря исполняется три года со дня смерти человека-легенды, Нового предвестника свободы и демократии — Вацлава Гавела. Казалось бы, это ординарное событие, которых много, если бы не сама личность этого Человека. Судьба сложилась так, что мне как первому украинскому Министру, который получил политическое убежище в стране Европейского Союза, в марте и октябре 2011 года выпала возможность встречаться с Вацлавом Гавелом. Первая наша встреча была моим визитом вежливости и благодарности за поддержку при предоставлении политического убежища, вторая — в рамках конференции «Форум-2000» состоялась уже после ареста Юлии Тимошенко. Кстати, уже в то время Вацлав Гавел предупреждал об угрозе демократии в Украине и призывал все прогрессивные правительства мира дать оценку антидемократическим действиям власти Януковича. Тогда же в поддержку освобождения лидера украинской оппозиции выступил и Далай Лама, и ряд выдающихся мировых лидеров. В это время в Праге, под влиянием и при поддержке Вацлава Гавела, мы вместе с Василием Даныливым и Ириной Халупой создали международную организацию «Украинская европейская перспектива», которая стала всемирным центром борьбы с антинародным режимом в Украине. О ее деятельности и влиянии на развитие революционных событий в Украине нужно говорить отдельно.
Но тогда, как и сейчас, все только наблюдали, что будет дальше — может, образумится Янукович и станет на праведный путь? Донаблюдались! Все закончилось достаточно жестоко: революцией и потерянными человеческими жизнями.
Вацлав Гавел не стал пророком в своей стране. Но он стал предвестником демократии для многих стран и образцом того, как нужно отстаивать право на жизнь и идентичность нации. Над его жизненным путем и исторической ролью стоит задуматься и нам, поразмышлять, что помешало украинцам за все эти годы взрастить «своего Гавела», который бы стал символом объединения украинской нации.
ЛЮСТРАЦИЯ И НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
Да, Гавелу — президенту Чехословакии, а затем и независимой Чешской Республики, принадлежит важная роль в процессе осуществления кардинальных реформ во всех сферах общественно-политической и экономической жизни Чешской Республики, а также существенных изменений во внешней политике страны.
После Бархатной революции он как глава государства пригласил в президентскую администрацию людей, с которыми готовил Хартию-77, тех, кто прошел вместе с ним испытание заключением, — нонконформистов, последовательно выступавших против тоталитаризма. Это были лучшие представители интеллигенции, которые не покорились во время коммунистического режима и не пытались приспособиться к нему: ученые, писатели, журналисты, психологи, актеры, художники, музыканты.
В начале 1990-х советские чиновники пренебрежительно называли Вацлава Гавела и его команду кочегарами, грузчиками, мойщиками окон. Говорили, что люди, не имеющие опыта политической деятельности и создания государства, не могут руководить страной. Однако бывшие советские функционеры глубоко ошибались. Под руководством тех «непрофессионалов» Чешская Республика достигла существенных успехов на пути политических и экономических реформ, построения демократического общества, повышения благосостояния народа, стала полноправным членом ЕС и НАТО. То есть получила то, что до сих пор остается недосягаемой мечтой для Украины.
В Чехословакии начала 90-х, как и в Украине, бывшая партийная номенклатура не хотела мириться с потерей своих позиций и была довольно серьезным препятствием на пути реформ. Десятки тысяч коммунистических функционеров и далее работали в министерствах и ведомствах, местных органах государственной власти. Угрозу процессу демократизации составляла также Государственная служба безопасности Чехословакии, многие представители которой прошли школу КГБ. Народ требовал решительных перемен в этой структуре, а также устранения с государственных должностей людей, которые скомпрометировали себя сотрудничеством с этой преступной организацией и вообще с коммунистическим режимом.
Следует отметить, что Гавел не спешил рубить сплеча. Неожиданно для многих бывший диссидент призывал граждан быть толерантными, выступил против мести тем, кто находился у власти на протяжении последних десятилетий. Такая позиция Гавела во многом способствовала утверждению мира и спокойствия в обществе, дала возможность предпринять практические шаги в проведении реформ.
В 1991 году тогдашний чехословацкий парламент назначил комиссию по изучению архивов службы безопасности для выявления депутатов, которые были ее агентами. Если такие депутаты сами не подадут в отставку, комиссия должна была обнародовать их имена. В марте того же года из прямой телевизионной трансляции заседания парламента граждане узнали фамилии десяти депутатов, которые тайно сотрудничали со службой безопасности, но отказались подать в отставку. А уже 4 июня парламент принял так называемый закон о люстрации.
Этот закон затрагивал интересы граждан, занимавших ответственные должности на уровне районных комитетов коммунистической партии Чехословакии и выше, бывших агентов тайной полиции и всех, кто сотрудничал с ней, а также выпускников высших партийных школ. Кроме того, касался бывших членов организаций, которыми непосредственно руководила партия. В частности, членов комитетов Народного фронта, который после 1948 года активно участвовал в проведении чисток на предприятиях, в учебных заведениях и тому подобное.
Согласно закону о люстрации, гражданам, попавшим в указанные в нем категории, запрещалось в течение пяти лет занимать руководящие должности в органах государственной власти, министерствах, армии, университетах, судах, СМИ, банках, учреждениях, контактировавших с зарубежными странами. Каждый, кто хотел работать в указанных органах, должен был предъявить выданную парламентом справку, что он прошел люстрацию.
Среди преступлений коммунизма — десятки миллионов загубленных человеческих жизней во всем мире. Независимые историки на основе документов убедительно доказывают, что преступления коммунизма в Украине значительно превосходят преступления фашизма периода Второй мировой войны. Однако аналогичного Нюрнбергскому процесса относительно коммунистов в нашей стране не состоялось.
В этом контексте закон о люстрации стал бы шагом к восстановлению в Украине исторической справедливости. Такие законы, кроме бывшей Чехословакии, приняли парламенты некоторых других стран Центральной и Восточной Европы, в частности — Польши и Венгрии. В то же время это не привело к запрету коммунистической партии как таковой. В Чешской Республике и сегодня действует коммунистическая партия Чехии и Моравии, которая представлена в парламенте и на равных с другими политическими силами борется за голоса избирателей.
КАЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Сравнивая Украину и Чехию, стоит отметить, что в теории международных отношений немало четких средств обсчета потенциала стран. Одно из них — системный анализ, который основывается, по сути, на математических формулах относительно материальных величин, к которым, в частности, относятся территория, количество населения, наличие природных ресурсов, промышленных предприятий и тому подобное. По всем этим показателям Украина существенно доминирует над Чешской Республикой.
В то же время есть и другие, так называемые моральные показатели — такие как сохранение национального языка, уровень национального самосознания, образования населения, качество национальной элиты. Из этих показателей Украина опережает Чехию только по уровню образования. Главным фактором, по которому Украина уступает Чехии, является качество политической элиты. К этому критерию относятся уровень коррумпированности, способность принимать адекватные решения, умение делать выводы из допущенных ошибок.
Речь о способности политической элиты консолидировать усилия, например, во время мирового экономического кризиса, умение находить компромиссные решения, уступая личные и партийные интересы, отстаивать общую государственную позицию в конфликтных ситуациях (например, в условиях украинско-российского газового конфликта), во время решения важных вопросов внешней политики, в частности — относительно вступления в ведущие международные организации.
Опыт наших соседей свидетельствует также о том, что в большинстве стран Центральной и Восточной Европы были сделаны кардинальные шаги с целью формирования нового поколения государственных служащих. Бывших коммунистов на руководящих должностях в государственной службе там уже давно нет.
После Бархатной революции каждый работник, который хотел остаться на руководящей должности в центральных органах исполнительной власти Чешской Республики, должен был предъявить справку о прохождении люстрации. В результате действия закона о люстрации немало государственных служащих прекратили свою работу в министерствах и ведомствах Чехии. Несомненно, это было позитивным фактором, своеобразным очищением от балласта, заставило ускорить подготовку молодых кадров.
Зато в центральных органах исполнительной власти Украины до сих пор немало сотрудников среди бывших коммунистических функционеров, которые в свое время выступали против независимости Украины, а также их преемников.
НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ УКРАИНСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Украине сейчас заново нужно отстаивать свое право быть большим мировым государством. Но поневоле возникает вопрос: что мы, в конце концов, построили и строим дальше? Удалось ли достичь того, о чем мечтали «родители-основатели» нового государства, и куда мы двигаемся теперь? Историческим событием является одно: фундамент, Государство Украина. И это неоспоримо. Но есть и другое. В действительности то, что мы имеем сейчас, — надстройку, является уродливым выражением по сути и форме. Независимость оказалась ЭКСПРОПРИИРОВАННОЙ.
Ми получили олигархично-люмпенскую модель государства, которая по сути и форме ничем не отличается от Российской империи времен до 1861 года. Основой олигархично-люмпенской модели организации общественной жизни является такая же неэффективная система функционирования экономики. В итоге страна предстала перед проблемой неравномерного распределения доходов и избыточной концентрации капитала. При этом разрыв между доходами самых богатых и самых бедных продолжает расти, усиливается социально-экономическая поляризация общества.
В Украине за более чем 20 лет независимости не создана основанная на европейских стандартах система подготовки и отбора кадров, которая основывалась бы на сугубо профессиональных, патриотических и деловых качествах человека. Отбор кадров у нас до сих пор осуществляется по советской методике. А сейчас — вместо того, чтобы формировать свои кадры и заниматься кадровой политикой — занимаются импортом бывших руководителей, которые оказались лишними в своих странах. Жалко, что мы никак не можем отвыкнуть от «секонд-хенда».
Прогнозная оценка дальнейшего развития событий неутешительна, ведь при таких обстоятельствах в будущем нас ждет страна непрофессионалов — верных последователей вчерашних коммунистов и ставленников олигархов. Нечего и думать, что в Украине появится свой Вацлав Гавел и новая политическая элита. В таких условиях напрасными остаются надежды, что Украина сможет достичь европейских стандартов и стать демократическим правовым государством.
Вацлав Гавел любил повторять:
Если хочешь любить людей, начни любить себя.
Если хочешь что-то изменить для людей, которых любишь, должен иметь цель.
Если хочешь достичь цели, должен иметь причину.
Давайте задумаемся над этими словами... И давайте верить в будущее — давайте верить в Украину.
Выпуск газеты №:
№241, (2014)Section
Мировые дискуссии