Загадка Бандеры

Канал „1+1” довольно долго и навязчиво рекламировал фильм Светланы Усенко „Секреты Бандеры”. Учитывая постоянную актуальность этой темы для Украины, можно было бы и не рекламировать. Но то, что я увидел, оправдало самые худшие ожидания. Судя по всему, Усенко считает, что эта проблематика как таковая зрителя заинтересовать не может, по этому нужен „ оживляж” в виде „интимных расследований”, постельно-кляузных версий, всевозможных сплетен о личной жизни главного героя.
Усенко со вкусом препарирует полумифические сообщения, о том, кто, когда и с кем переспал, и кто чьим незаконнорожденным сыном был. Она искренне уверена в том, что отношения Степана Бандеры с женщинами наложили особо значительный отпечаток на его взгляды и политическую практику. Такой вот провинциально-карикатурный фрейдизм... Автор фильма изнемогает от желания любой ценой поразить зрителя, ударить ему по нервам, изумить „сенсацией”. Кстати, никаких „секретов” Бандеры тележурналистка не раскрыла, всё это давно известно мало-мальски посвящённой в данные реалии публике.
Особо впечатлило г-жу Светлану то, как юный Степан закалял себя в преддверии жестоких жизненных испытаний, неизбежных в его борьбе, в частности, бичевал себя, чтобы быть готовым к истязаниям в полицейских участках. Будь Усенко культурологически образованной, она бы, возможно, справедливо усмотрела в этом ренессанс древней христианской традиции мученичества (эта традиция есть и в исламе, но мы сейчас о другом), что неудивительно для сына священника, выраставшего в атмосфере глубокой религиозности. Но для теледеятельницы – это всего лишь щекочущий нервы экзотический аттракцион.
По всему видно, что „объективной” Усенко Бандера несимпатичен и она не жалеет усилий в поисках компромата на него. Иногда доходит до смешного. Фамилия героя – Бандера – в испанском и итальянском языках означает „флаг”, ”знамя”. Кстати, и в польском тоже. Мне лично приходилось держать в руках ведомственный журнал военно-морских сил Польши, который так и называется - „Bandera”. Но как же можно допустить, чтобы такой отрицательный (для Усенко) персонаж имел такую хорошую фамилию? И автор фильма вместе с каким-то „специалистом”, вооружившись словарями, препарирует слово „бандера”, чтобы доказать, что в данном конкретном случае оно происходит то ли от „обжоры”,то ли от „толстяка”. Без комментариев.
Дальше – больше. В фильме ставят в вину Бандере, что в концлагере Заксенгаузен, где он был узником, его держали во внутренней зоне с относительно неплохими бытовыми условиями. Но там держали и других особо важных врагов Рейха. Там, кстати, находился и Олег Ольжич, которого и убили в Заксенгаузене, там находились взятые в плен генералы враждебных Германии армий и политики оккупированных нацистами государств. А что касается условий, так они в тюрьме были не самые ужасные и у Юлии Тимошенко, и у Юрия Луценко. Но почему-то никто в этот ”санаторий” не стремится.
Упрекали в фильме Бандеру в том, что из концлагеря писал письма канцлеру Германии (в одном из которых протестовал против отторжения от Украины Буковины и Бессарабии). В СССР пропаганда упрекала в написании таких писем Гитлеру митрополита Андрея Шептицкого, старательно умалчивая многие годы, что там владыка протестовал против нацистских преследований евреев. А вот за написание писем Сталину (а они тоже были) в СССР Шептицкого почему-то не ругали... Хотя и в них он защищал греко-католическую церковь от партии и чекистов. И, наконец, вершина конспирологических усилий „1+1”. Почему в сентябре 1944 года Бандеру и его соратников выпустили из Заксенгаузена, что Бандера обещал за своё освобождение? Конспирологам не приходит в голову, что не надо искать сложных объяснений там, где есть простые и очевидные. В этот период (вторая половина 1944 года) вермахт окончательно потерял контроль над Украиной и Бандера, ОУН, УПА переставали быть проблемой Гитлера, становясь проблемой исключительно Сталина. Украинские повстанцы уже не могли причинить вред Германии по причине её ухода с Украины. Потому и Бандера как пленный, как заложник уже был не нужен.
Усенко пособирала старые сплетни польских, российско-советских и немецких спецслужб. Увлёкшись их воспроизводством, некритическим тиражированием, она не ответила на главные вопросы, без чего все её творческие усилия теряют смысл. Первое. Почему именно этот человек стал главным символом самой бескомпромиссной борьбы за независимость Украины? Второе. Почему именно этого человека более всех остальных ненавидят враги Украины? Третье. Почему люди, которые становятся украинскими патриотами, рано или поздно меняют своё мнение о Бандере на позитивное? И последнее. Почему сегодня, в период великих исторических испытаний для Украины, тысячи людей не самого ”щирого” украинского этнического происхождения гордо и с вызовом называют себя „жидобандеровцами”, ”татаробандеровцами”, ”кацапобандеровцами”?
Усенко по степени объективности и глубины очень далеко до некоторых польских журналистов 30-х годов прошлого столетия, анализировавших феномен движения, которое отождествили с именем Бандеры. Когда в 1934 году боевик ОУН Григорий Мацейко убил польского министра внутренних дел генерала Бронислва Перацкого, ответственного за террор против украинцев, состоялся судебный процесс против Бандеры и его соратников. Процесс произвёл колоссальное впечатление на сознание как украинского, так и польского общества. В частности, польское издание Wiadomosci LiteracKie 15 декабря 1935 года опубликовало статью Ксаверия Прушинского, где говорилось: „Эти люди убили, желая служить делу своего народа. Мы не думаем, что таким образом они ему хорошо служили. Успешно служат они ему только теперь: три четверти польской прессы, что на протяжении семнадцати лет не хотели знать слова „ украинский”, на протяжении этих трёх недель научились этому слову и уже его не забудут. А люди, которые не писали иначе, как о „гайдамаках”, сегодня стыдятся этого глупого банала... 17 лет вдалбливали нам, что распространение, даже с помощью насилия, на окраинах польского языка является равнозначным распространению польскости, прививанием любви к Польше. А тут вот эти люди, хоть и знающие польский язык, но не желающие говорить по-польски... Учили нас, что вся эта „Украина” является искусственным созданием, которое исчезнет с последними следами австрийского государства, творением которого она была. А тем временем это та „Украина”, которая своею ненавистью к нам гремит сегодня сильнее, чем в те давние, беспокойные времена. Нужно, чтобы все в Польше задумались над загадкой этих контрастов. Сообщения с процесса печатают все еженедельники в Польше. Нужно, чтобы мы долгой чередой прошли у скамьи подсудимых, чтобы заглянуть глубоко в глаза этим парням. Это должно быть что-то очень важное, когда уклад отношений двух соседних народов и роль государства сумели уничтожить в этих людях увлечение молодостью и жизнью и вместо него породить мысль об убийстве и самопожертвовании... Это не мальчики, у которых не было денег на кино и водку. Это юноша, в душе которого укоренилась ежегодно вспоминаемая ненависть ноябрьских дней (ноябрьские 1918 года события во Львове, польско-украинская война.-Авт.), гордое презрение к польскому „превосходству” и отрицанию даже его права на национальное имя”.
А орган польских народовцев Prosto zmostu напечатал статью ”Дело самое важное из всех важных”, в которой утверждалось: „Мы, польские народовцы, обязаны как можно более громко говорить о том, что существует украинский народ, что он живёт и борется за своё право на жизнь. Именно мы должны понимать и ценить героическое усилие украинского народа, который на протяжении сотен лет не имеет своей государственности, его русифицируют, полонизируют, разрывают, а он всегда держится. Пусть украинских националистов будет только горстка, однако напряжение жертвенности, самоотверженности и героизма этой горстки такое очевидно великое, что его хватает не только на то, чтобы воскресить, но и на то, чтобы даже создать нацию”.
И после своей смерти, Степан Бандера в жизни украинской нации и теперь остаётся колоссально значимой фигурой и вызывает огромное количество дискуссий, которые прекратятся лишь тогда, когда государственная независимость Украины станет окончательно необратимой. По крайней мере сегодня Степан Бандера является самым ярким символом украинской государственной самостоятельности в её наиболее безкомпромиссной форме. Отсюда и ненависть тех, для кого украинская свобода неприемлема…
Автор
Игорь ЛосевSection
Медиа