Путешествие по следам бойчукистов
В Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины воплотили проект о представителях известной художественной школыВ экспозиции выставки «Плеяда бойчукистов» — документы, письма, эскизы работ Михаила Бойчука и его учеников. Впервые это наследие представлено настолько комплексно: данных о художниках мало, и они очень разрознены. Дело в том, что в конце 1920-х годов бойчукизм попал в опалу советского режима. Поэтому некоторых художников, включительно с основателем течения, расстреляли, а их произведения уничтожили.
«Мы не можем говорить о Бойчуке отдельно от его школы. Он работал вместе с учениками, даже некоторые работы они подписывали «Мастерская Бойчука», — рассказывает научный сотрудник ЦГАМЛИ Оксана ОЛЕЙНИК. Именно ученики Бойчука сохранили кое-что из его наследия, в первую очередь эскизы работ. Советская власть уничтожила три этапных произведения Михаила Бойчука: роспись Луцких казарм в Киеве, фрески в санатории имени ВУЦИК в Одессе и роспись Червонозаводского театра в Харькове. Эскизы и черно-белые фотографии этих фресок есть на выставке в Центральном архиве-музее.
Герои бойчукистов — «советские люди», прежде всего крестьяне. Впрочем, художников обвиняли в том, что красноармейцев они рисовали «неправильно», как апостолов. «Современники писали, что в санаториях, которые расписывали бойчукисты, «красиво, как в церкви». Поэтому художники создавали определенное сакральное пространство», — замечает Оксана Олейник.
Некоторые представители школы спаслись от репрессий в Москве — так получилось с художницей Оксаной Павленко. В 1960—1970-х годах с ней общались исследователи, она стала основным источником информации о бойчукистах. Интересные письма Оксаны Павленко с воспоминаниями представлены на выставке в ЦГАМЛИ. Так, художница пишет, что Бойчук неохотно брал в ученики женщин — считал, что впоследствии те выйдут замуж и забросят искусство.
АНТОНИНА ИВАНОВА. «ДЕВУШКИ» / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Произведения бойчукистов и сегодня под угрозой уничтожения. Во время подготовки выставки в Центральный архив-музей обратились представители Новокаховского общества охраны культурного наследия. Активисты прислали фотографии зданий, которые в 1950-е годы украшал последователь Бойчука Григорий Довженко. Оксана Олейник рассказала: «В центре Новой Каховки хотят снести старые здания с отделкой Довженко, чтобы построить что-то новое. Представители местного общества охраны культурного наследия стремятся сохранить эти работы и привлекают к проблеме внимание общественности».
В свое время бойчукисты поразили Европу, где их творчество назвали неовизантизмом. Сам Бойчук учился и работал в Польше, Германии, Франции — часть его документов и произведений хранится там. Также бойчукисты колоссально повлияли на украинское искусство. Художественные работы Михаила Бойчука, его учеников Василия Седляра и Онуфрия Бизюкова есть в экспозиции Национального художественного музея Украины. С идеями школы перекликается творчество шестидесятников, сегодня они вдохновляют студентов Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.
«Сначала хотели представить на выставке и работы студентов Института имени Бойчука, но не получилось. Эта молодежь «варится» в теме, исследует ритмику монументальной живописи. Искусствоведы также интересуются бойчукистами, но персоналии этих художников еще не раскручены. Необходимо рассказывать о бойчукистах, популяризировать их наследие. Это — самобытная украинская школа с богатыми европейскими традициями», — убеждена Оксана Олейник.
Выставка «Плеяда бойчукистов» продлится до 6 февраля.
Выпуск газеты №:
№2, (2015)Section
Культура