«Украинская иконописная традиция — уникальна»
Михаил Скоп презентовал свои произведения в галерее Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского![](/sites/default/files/main/articles/15012015/16ikona3.jpg)
Празднование Рождества Христова продолжается: святые образы львовянина Михаила Скопа переносят нас в сакральный мир и в то же время раскрывают неповторимый опыт современного человека, который тесно связан с историческими событиями — революцией и войной на востоке Украины.
Иконы созданы в неповторимой авторской манере, которую художник изобрел самостоятельно, исследуя образцы XVI—XVIII вв. Автор окончил Львовский государственный колледж декоративного и прикладного искусства имени Ивана Труша, потом поступил в Львовскую Национальную академию искусств, где учится в настоящее время на втором курсе. Около двадцати выставок молодого мастера из Львова, в частности персональные экспозиции «У Пустелі» в Марийском обществе «Милосердя» (Львов, 2012 г.) и «Воєвода, що двоглавого долає» в Музее Грушевского (Киев, 2014 г.), стали новой страницей в истории современного сакрального искусства. Безусловно, этот успех имеет фундамент — талант самого автора и атмосфера высокого профессионализма в его семье, а также склонность Михаила к аналитическому подходу к новым знаниям в сфере мировой и национальной культуры.
Желание писать святые образы возникло как искреннее призвание от сердца — как вспоминает Михаил, это случилось еще в начале учебы в колледже. С этого творческого шага заинтересованность иконописью направила художника к настойчивому изучению первоисточников: мирового сакрального искусства, а также и настоящей истории Украины (о которой не очень охотно вспоминали в советские времена). Изучая иконы в музеях и частных библиотеках, Михаил Скоп пытается выработать свой авторский стиль и возродить в современной среде самые ценные сокровища национальной школы. Однако практический опыт убедил его в том, что для возрождения нашей школы иконописи нужно по-новому понять историю и современность, отбросив шаблоны и инородные влияния — более того, для настоящего возрождения необходимо привлечь всех небезразличных профессионалов и осуществить определенные реформы в отрасли художественного образования.
«Когда я вышел из тепличных условий домашнего творчества, — рассказывает Михаил, — то впервые столкнулся с проблемой, с которой буду бороться до тех пор, пока меня, старого и обессиленного, не заменит молодое поколение. К величайшему сожалению, должен констатировать, что большинство украинских иконописцев вообще не знакомы с национальной школой. В тех одиночных учебных заведениях, где вспоминают об украинской иконе, рано или поздно все сводится к копированию канонической русской иконы или к подражанию греческим образам. В отдельных случаях более сознательные преподаватели хотят подражать нашей традиции иконописи. Изучают ее, исследуют и пытаются понять. Но здесь препятствием им становится все та же московская школа. Скажу, что по происхождению, технологически и в философском плане украинская иконописная традиция — уникальна. Непринужденность мазков, добродушные лики и рисование в несколько полупрозрачных этапов — наиболее выразительные отличия. К примеру, наш образ пишется вертикально на мольберте, а московские и византийские иконы — горизонтально, на столе. И все потому, что иначе большое количество нанесенной краски просто стечет вниз. Мало того, десятки слоев краски закрывают друг друга, и все плоскости настолько выглажены, как будто они из пластмассы...»
Во время революционных событий художник был на Майдане и рисовал иконы на досках из баррикад. Потом передал свои произведения на благотворительные аукционы: «Митці — Воїнам» (Львов и Трускавец, 2014 год); «Ти є нація — дій» (Сходница, 2014 год). Принял участие в выставках: «З любов’ю до України» (Стрый и Львов, 2014 год), «І мертвим, і живим, і ненародженим...» («Художня сотня», Украинский Дом, Киев — 2014 год).
Рассматривая иконы молодого мастера, зритель чувствует луч Света, тепла и радости в образах Богородицы, Архангела Михаила, Святого Николая. Эти иконы абсолютно искренни, они имеют подлинную жизненную энергию, даруют надежду и согревают, как солнечные лучи летом. «Я считаю, что самое главное в нашей иконе то, что украинский мастер был свободным, — говорит Михаил Скоп. — Он любил свою работу, рисуя душой. На сегодняшний день есть много интересных технологических находок, однако я изучаю как западноевропейские иконы в романском и готическом стилях, так и раннехристианские и византийские иконы, ищу интересные и меткие хода, а также сюжетное богатство».
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№4, (2015)Section
В конце «Дня»