Перейти к основному содержанию

Почему не эвакуировали Донецкий национальный академический театр?

Экс-директор коллектива Олег Пшин: «Я теперь понимаю, что такое террор!»
15 января, 17:27
СЕЙЧАС УКРАИНСКИЙ РЕПЕРТУАР В ДОНЕЦКОМ ТЕАТРЕ ПОД ЗАПРЕТОМ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ВЛАСТИ ДНР. НА ФОТО: ОДИН ИЗ БЫВШИХ РЕЗОНАНСНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ КОЛЛЕКТИВА — «ЗІЛЛЯ» О. КОБЫЛЯНСКОЙ (МАВРА — АЛЬБИНА ТЕРЕХОВА И ТЕТЯНА — ЗОРЯНА ГУСКА) / ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ПАЩУКА

Сейчас Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр фактически прекратил свое существование! Теперь на его месте работает (судя по текущим афишам и выступлению в начале декабря генерального директора  — художественного руководителя Натальи Волковой на «брифинге представителей Министерства культуры ДНР и деятелей культуры из РФ») «Донецкий государственный музыкально-драматический театр». Волковой также объявлено о создании «Союза театральных деятелей ДНР»...

Между тем на официальном сайте театра еще остаются и украиноязычная версия, и упоминания о «знаковых» спектаклях — «Роксолане» по Загребельному, «Народном Малахие» Кулиша, «За двумя зайцами» Старицкого, особенно об «Энеиде» по Котляревскому, за которую в 2003-м коллектив дончан получил Шевченковскую премию... В разделе «Постановки» фигурируют и «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, и «Случай в доме господина Г.» Олэны Пчилки, а еще совсем недавно здесь были и «Зелье» по Кобылянской, и последние премьеры — «Тетя Мотя приехала» за «Миной Мазайло» Кулиша и «Слепой» по Шевченко (к 200-летнему юбилею)...

С портретов в разделе «Состав театра» еще смотрят его артисты — с почетными званиями, просто любимцы публики, «молодняк» — Елена Хохлаткина, Андрей Романий, Валентина Гаркуша, Виктор Жданов, Светлана Бойко, Любовь Доброноженко, Зоряна Дыбовская, Петр Голубченко, другие, а также солисты-вокалисты, режиссер-постановщик Игорь Матиив, художник-постановщик Андрей Романченко, помощник художественного руководителя Ольга Байбак, технические работники... «Иных уж нет, а те — далече»: Киев, Чернигов, Черкассы, Львов... Некоторые уехали в Россию: Владимир Квасница, Андрей Бориславский, Владимир Быковский, Инна Гвоздикова... «Коллекционный» коллектив, «лучший театр в Украине», который ныне покойный руководитель театра Марк Бровун бережно лелеял 25 лет, в настоящее время под руководством его дочери за несколько месяцев превратился в заведение, которое предоставляет «культурные» услуги руководителям самопровозглашенной ДНР — в виде инаугурации ее «лидера» (официальный статус не уточняется — премьер-министр? президент? царь? принц-консорт?) Захарченко, выступлений на блокпостах, концертов к «государственным праздникам» вроде «Дня работников органов государственной безопасности», предвыборной агитации...

Впрочем, некорректно было бы не озвучить другую точку зрения, которая тоже звучит сегодня: мол, мы не имеем права осуждать людей, которые оказались фактически на оккупированной территории, по каким-то причинам не могут уехать и не имеют других средств к существованию, кроме собственной профессии. Но почему именно Национальный украинский музыкально-драматический театр (а не «Донбасс Опера», например, и не театры Луганска) движется здесь в авангарде, почему так громко и бодро звучат голоса его руководства и работников? Вспомним диалог из бессмертного «Дракона» Евгения Шварца: «Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили». — «Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником?»

Театральное сообщество (в том числе и автор этих строк — mea culpa...) в свое время приложило немало усилий, чтобы этот Донецкий украинский муздрамтеатр в 2009 году получил статус «национального» (первый и пока единственный в Украине среди музыкально-драматических: слишком искренними казались усилия Марка Бровуна по его последовательной и неуклонной «украинизации»). Теперь более решительно настроенная часть того самого сообщества взывает, чтобы Министерство культуры адекватно отреагировало на ситуацию, и юридически закрепило исчезновение «Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра» с карты Украины. Но в ответ — тишина... Разве что в какой-то момент от Министерства прозвучало официальное обращение с просьбой к творческим коллективам остальной Украины взять на работу художников-беженцев из Донбасса. Кто нашел возможность «по-партизански» это сделать в условиях тотальной экономии и отсутствия свободных ставок — сделал, у кого такой возможности не оказалось — не смог, государство же, как водится, ничем, кроме призывов, не посодействовало...

Олег ПШИН, до недавнего времени актер и заместитель генерального директора по творческим вопросам Донецкого национального театра, сегодня среди немногих вчерашних «донецких», кто уже работает по специальности. Теперь он вспоминает, как в начале 1980-х, учась в Ровенском институте культуры, выносил строительный мусор со сцены тамошнего театра во время его ремонта и думал: «Вот бы здесь работать!». Желания иногда сбываются удивительным образом: два театра Чернигова, 12 лет в Донецке — и круг замкнулся...

— Я очень благодарен руководителю Ровенского театра Владимиру Петриву, — говорит Олег Михайлович. — Приехал, и он сказал: «Мы тебя берем, хотя вакансии пока нет, но ты можешь быть спокоен, за 2—3 недели я эту проблему решу». Так и сделал.

«ИДЕТ МИТИНГ — А ЗА ТЕАТРОМ РЕБЯТА ПРОСТО СЕБЕ УСЕЛИСЬ НА ГАЗЕТКУ «РУССКИЙ БЛОК» И ПИВО ПЬЮТ...»

— Когда в марте я последний раз была в Донецке, возникало впечатление маргинальности митингов, которые по выходным проводились на площади перед театром. И разговоры такие ходили — мол, все рассосется, кончится до конца лета. Что же случилось потом?

— Казалось, что эти митинги начали активно поддерживать и спонсировать. Сначала народ туда ходил, не зная, куда же повернет, как им «главный смотрящий» скажет. Многие люди просто откровенно смотрели: всего стоят 500—600, из них активных — только с полсотни! В двух шагах идет митинг — а за театром ребята просто себе уселись на газетку «Русский блок» и пиво пьют... Были и явно неадекватные молодчики, у которых руки чесались что-то разрушить... Конкретно все началось с захвата прокуратуры, СБУ, но когда уже взяли ОГА, то стало понятно, да и они откровенно говорили: «Нас поддерживает Ахметов».

— Россия фигурировала?

— Кричали и «Россия!», и «Федерализация!», и «Референдум!». Впоследствии Ахметов начал говорить: «Нет, мы с Украиной». Наверное, он хотел каких-то дивидендов, гарантий... И тогда вся ситуация вышла из-под контроля, началось обострение. На их «референдуме» из пяти избирательных участков, работавших всегда, открывали один — конечно, людей собиралось больше, в основном, пенсионеры, создавалась выгодна картинка для российского телевидения...

Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что все логично. В 2007 году, когда Путин заканчивал свой второй президентский срок, он говорил о реставрации СССР. И сразу же в Донецке появился флаг Донецкой Народной Республики — я его тогда впервые увидел. Затем прокламации о необходимости отделения от Украины... И никто этому не препятствовал! Где была СБУ, которая должна реагировать на такие вещи? Она не работала, и потом все силовики Донецкой области сразу все сдали...

Я теперь понимаю, что такое террор, когда ничего не можешь поделать. Идешь по улице, а в 100 метрах от тебя вынимают человека из машины, бросают об стенку головой, кровь льется, а они забирают машину и уезжают. Или когда едешь через блокпост, а там стоит некий дядя с автоматом и на тебя смотрит, и ты прячешь глаза — вдруг он решит, что ты не так на него взглянул, и тебя сразу же пристрелят...

— А какие настроения были в театре?

— У меня есть правило: не обсуждать в театре личную жизнь и политические взгляды — только рабочие, творческие вопросы. Но все эти годы возникали какие-то дискуссии. Даже заслуженные артисты Украины говорили, что нет такой страны — Украина. Я отвечал: «Значит, и меня нет, потому что я говорю на украинском? Но я есть»! Полные невежды! Они вообще не хотят знать историю, не воспринимают информацию — что им накапали в голову, то и пересказывают... Некоторые даже раздражались: «А почему я должен играть и говорить на украинском? Почему меня заставляют?» Я им отвечал: «Вас никто не заставляет! В Мариуполе есть русский театр и в Макеевке тоже русский театр... Соотношение 2 к 1. У вас даже есть выбор, которого нет у меня, потому что украинский театр только один»! Я когда-то был на Донецком телевидении на передаче о родном языке, прямой эфир, и там говорили с пеной у рта: «Эта ваша мова    — польско-австрийская выдумка! В русском языке 100 тысяч слов, а в укрАинском всего 25 тысяч!» А я отвечаю: «25 — это очень заниженная цифра, но даже если согласиться с этим, то вы знаете 100 000 слов, а я — 125, кто же из нас тогда умнее?!»

Самое страшное, что, как оказалось, 70 процентов труппы театра — вовсе не за Украину... Им все равно, с какой казны брать деньги! Мне это странно. Жили же нормально, хорошо зарабатывали. Ну, сколько средняя зарплата актера в областном театре? Три тысячи? Даже меньше. А в Донецке у артиста второй категории была ставка пять восемьсот. Это больше, чем в соседнем Мариуполе со всеми надбавками получал заслуженный артист Украины.

Я предлагал: давайте чисто виртуально задумаемся — вот станет Донецк частью России, тогда он будет стоить? А вот Донецк в Украине — ценный. Мы национальный театр в Украине — а кем мы будем в России? Тем более, что по-русски в русскоязычных спектаклях они тоже говорили неправильно — приходилось исправлять...

«ДЕНЬ РАБОТАЕМ, а ТРИ СИДИМ, ПОТОМУ ЧТО ОПАСНО — БОГ ЕГО ЗНАЕТ, КАК СНАРЯД ПОЛЕТИТ...»

— В последние годы в Донецком театре стало больше русскоязычных спектаклей?

— Да. Это произошло, когда М.Бровун уже почти не влиял на репертуар. Где-то за год до его смерти, с 2011-го, Н.Волкова начала сама все определять. Я спрашивал — почему именно этот материал, когда есть другой, который можно взять, не на русском? — «Нет, ну Вы же понимаете, мы для зрителя»... Но не такой ценой! Тем более, что мы уже зрителя приучили — если в 2002-м, помню, открывали завесу, и я слышал шипение, то в дальнейшем и вопроса такого не возникало... Вот в марте 2014-го была премьера «Слепого», а до того прошло три предпремьерных показа — в декабре, январе и феврале. Такая традиционная практика в театре — апробация представления перед официальной премьерой, дома или на выездной площадке. И люди вставали в финале, особенно студенчество, и потом уже работало «сарафанное радио» — молва пошла, и зритель пошел. А на «Тете Моте» зал откровенно разделился пополам: одни аплодировали репликам тети Моти, вторые — дяди Тараса. Музыкальная программа «Только во Львове» в театральной гостиной на основе батярских песен, которые я понаходил, с таким успехом шла! Хотя сначала боялись. А дальше люди подходили и говорили: «Спасибо! Вот так нужно соединять Запад и Восток! А эти политики...»Так и надо делать — спокойно, последовательно...

— Марк Бровун много лет так и делал, он развивал именно украинский театр. Что это было — искреннее желание, конъюнктура?

— Мне кажется, искренности все же было больше. Он со мной всегда говорил только на украинском и просил, чтобы я его исправлял. В последние годы я делал это все реже — Бровун стал даже красиво говорить. И были ситуации, когда он внутри театра говорил: «Что ты по-русски со мной? Давай українською»! Хотя, конечно, он лавировал между донецкой ментальностью и осознанием, что мы все-таки находимся в Украине. У него был нюх. Благодаря этому он достиг и с театром много. Бровун понимал, что если не вырвет для него какой-то кусок, то его не дадут никогда. Так и говорил: «Мы никому не нужны, кроме самих себя»! Он заболел, в том числе, и из-за того, что в 2010 году, как только Янукович стал президентом, к нам пришли отбирать помещение. При том, что Марк Бровун имел там огромные связи, что это памятник архитектуры... Он сопротивлялся, говорил — не имеете права... А это же такой лакомый кусок, прямо в центре города! Они хотели, чтобы театр арендовал помещение, а не был его хозяином, хотели сами сдавать его в аренду, не отдавать Киеву. Потому что национальный театр должен перейти из местной под юрисдикцию Министерства культуры Украины, стать не коммунальной, а государственной собственностью. Бровун этого не делал — он пробовал на двух стульях усидеть, понимая, что в Министерстве чего-то требовать ему труднее, чем в областном совете, где он сам был председателем комиссии по культуре. Но и это уже переставало быть гарантией «неприкосновенности»...

— Конечно, это сугубо умозрительные рассуждения, но я всем бывшим «дончанам» ставлю такой вопрос: если бы был жив Бровун — что бы он делал сейчас?

— (Сразу, не раздумывая) Бровун бы эвакуировал театр! В конце жизни, особенно после того, как помещение хотели отобрать, он уже понимал, что с «донецкими» — я не говорю даже о России, а именно о «донецких» — надо рвать. Он видел, как начинался «беспредел». У него был водитель, о котором я думал, что он — «вор в законе», настоящий: такой тихий, без понтов. Он очень хорошо ко мне относился, даже просил меня с ним на украинском разговаривать, и как-то говорит: зайди, у меня день рождения. Там собрались такие же «ребятишки». Слово за слово         — и они стали говорить (это был где-то 2010-й год): «Янык вообще с ума сошел, он все гребет под себя, так нельзя делать! Добром это НЕ кончится!» Это я на нормативный язык «перевожу», конечно. Мне кажется, и Бровун чувствовал, что ситуация развивается не в ту сторону. Он как-то в сердцах сказал: «Что же это такое с Украиной! Ну что делать с тем Януковичем?! Он вор! И другие не лучше! Нет в Украине лидера! Когда же придет какой-то человек, который что-то сделает?!» Я убежден, что он сразу просчитал бы ситуацию. Он и меня так учил — думать на несколько шагов вперед, иметь 2-3 варианта на случай того или иного развития событий.

Когда все только начиналось, где-то с февраля-марта, я так и говорил Н.Волковой — давайте сядем и продумаем, какими могут быть наши дальнейшие шаги. Затем, в мае, снова — давайте соберем труппу, поговорим с людьми, они же не знают, что к чему. Нет-нет, подождем, посмотрим... И когда Гиркин появился в Донецке, стало понятно, что игнорировать это уже невозможно, потому что появилось много оружия. До того были Пушилин, Губарев, чеченцы, они на нас не особо обращали внимания. Пришли как-то от них — а мы репетируем, ничего не знаем, театр вообще в отпуске или на ремонте... Тогда еще можно было выкрутиться, дальше — уже нет: или — или! Уже в последний момент, в конце июня, Волкова как-то додумалась, или, наверное, ей подсказали отвезти театральный транспорт под Мариуполь, где таможенники предоставили помещение, вывезти оргтехнику, все самое ценное, деньги со счетов... Отпуск планировали с 15 июля, но пришлось уйти раньше, потому что уже задолго до этого нормальной работы не было. Аэропорт бомбили, и получалось, что день работаем, а три сидим, потому что опасно — Бог его знает, как снаряд полетит... А потом всех собирали на 1 октября, и мне Волкова сказала не ехать, без вариантов. Я был уже в списках неблагонадежных...

Многие уехали, но многим некуда ехать. Вот до сих пор остается в Донецке человек, в у которого двое детей, и говорит: «Если бы меня кто-то куда-то пригласил — тогда бы я уехал»... А я отвечаю: «Ищи, действуй сам, пока молодой, пока есть творческие планы»!

— Это психология иждивенцев, вообще очень характерная для местных жителей: «Если бы кто-то за нас все решил и сделал...»

— В театре к этому привыкли, потому что всех так приучил М.Бровун: мол, ни о чем не думайте, я обо всем позабочусь... И теперь это откликается.

— Что сейчас делают ваши коллеги в Донецке?

— Играют по два спектакля в неделю, зритель ходит, они продают билеты, и якобы с этих доходов распределяют зарплату. Когда только вернулись, то взяли профсоюзные деньги, которые оставались, раздали по тысячи гривен  — и все. В какой-то момент им в чемодане привезли наличные — за инаугурацию Захарченко, за концерт, наверное. Я их спрашиваю — даже боятся говорить. То ли им запретили... Информации не получишь.

«ЛЮСТРАЦИЯ НУЖНА. ТОТАЛЬНАЯ!»

— Кстати, кто такая эта «звезда Интернета» в кокошнике, которая за Захарченко агитировала?

— Это молодая артистка, девочка из училища культуры, которую мы в прошлый Новый год брали в массовку играть Бабу Ягу... Что тебе сказать о тамошней ментальности? Три года назад, в феврале, я задержался в театре, была слякотная погода, холодно, промозгло. Вызываю такси, сажусь, и водитель сразу: «Что за погода! Вот в Москве снег выпал по колено, это я понимаю — зима!» А я ему говорю: «Вы знаете, на Западной Украине тоже снег». — И он — без паузы: «Так им и надо!» Это очень трудно преодолеть.

— Как думаешь, а когда вернется украинская власть...

— ...То они будут плевать нам в спину. У моего одноклассника из Дрогобыча сын служит в АТО добровольцем. И он говорит: нас проклинают за глаза. Будет как в Израиле: разговариваешь с палестинцем, он улыбается в глаза, а потом если резко, внезапно повернешься к нему — увидишь в глазах ненависть...

— Тогда что делать с театром?

— Я думаю, люстрация нужна. Тотальная!

— Может, вообще ликвидировать его как «национальный»? Открыть Донецкий областной музыкально-драматический театр, начать все сначала, заново набрать людей — тем более, что многие уже не захотят возвращаться.

— Может, и так. Еще вариант — вообще не иметь трупы, оставить только помещение, где могли бы выступать театры со всей Украины.

...Но когда это будет, сегодня не скажет никто.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать