«Национальный театр имени Ивана Франко всегда отстаивал украинские ценности»
28 января главная сцена нашей страны отмечает юбилей
По словам Михаила Захаревича, генерального директора, автора учебника по истории Национального театра имени Ивана Франко, юбилей растянется на пять лет! Мы вместе полистаем страницы прошлого, расскажем о настоящем и попробуем посмотреть в будущее прославленного коллектива.
— Сейчас отметим 95-ти и уже готовимся к 100-летию, — рассказал он «Дню». — В настоящее время, когда фактически идет война на Востоке, не время для громких празднований, а поэтому мы решили объдинить две даты — 95-летие и Международный день театра, и проведем мероприятие на одном вечере — 27 марта. Вообще, за свою историю франковцы пройшли сквозь огонь, воду и медные трубы.
• В вихре 1920 г. родился наш коллектив — группа артистов из Молодого театра, во главе с Гнатом Юрой, приехали в Винницу, где встретились с театром, который обслуживал Галицкую армию (коллектив выступал под руководством Амвросия Бучмы), и объединившись они создали Театр им. И. Франко.
В нашем архиве сохранилась афиша, когда праздновали юбилей Петлюры (перебрасывая мостик между 1920-ми и современностью, считаю, что на месте памятника Щорсу в Киеве уместно поставить монумент Симону Петлюре, председателю Директории УНР, главному атаману войска и флота), который заложил основы независимой Украины, и вместе с ним на культурном фронте воевали знаменитые франковцы: Юра, Бучма и другие актеры, которые создали прекрасный театр.
• Знаковой фигурой стал именно Гнат Петрович. Юра привлекал к творческой деятельности лучших из лучших мастеров сцены! Мы решили к юбилею театра издать буклет, в котором не просто напечатаем все фамилии артистов, режиссеров, сценографов, но и их фото, а также небольшие справки о творчестве во франковском коллективе. Зрители смогут отдать дань уважения каждому за его вклад в развитие украинского театрального искусства.
Наш театр всегда отстаивал украинские ценности, был и является трибуной, на сцене которой утверждался украинский менталитет, язык, культура и базировалась украинская нация, а также формировались моральные ценности, дух патриотизма. Даже в бурные 1920-е театр показывал спектакли в Кременчуге, на Донетчине, выступая перед рабочими, шахтерами, солдатами...Тогдашняя власть хорошо понимала, как велика сила искусства, и поэтому франковцев «запрягли», чтобы артисты выполняли определенные идеологические постулаты советской власти, и в этой «упряжке» театр должен был существовать практически до времен независимости Украины (до 1991 г.).
• В жизни коллектива было немало трагических моментов. Работая над книгой об истории нашего театра, едва ли не впервые нашлось подтверждение, что среди когорты великих творцов, работавших с Г. Юрой, был кинохудожник Иосиф Шпинель (он работал с Александром Довженко, Сергеем Эйзенштейном и другими), который первым ввел на украинскую сцену объемные декорационные формы. Потому что раньше использовались лишь расписанные задники. С франковцами его встреча состоялась на гастролях в Черкассах и впоследствии они совместно создали более десятка спектаклей!
Гнат Петрович как руководитель театра старался сохранить коллектив, имел замечательную интуицию, знал как дать возможность артистам творчески развиваться. Хотя иногда и удивлял. Например, поставил в 1936-м «Дона Карлоса» Шиллера (художником был Анатолий Петрицкий), а в 1937-м «Бориса Годунова» (постановка Бориса Сушкевича) — это был огромный риск, потому что речь в спектаклях шла о диктаторах, а в сталинскую эпоху такая дерзость для деятелей искусств могла плохо закончиться. Можно вспомнить, что как «врага народа» расстреляли директора театра Кирилла Гетьмана в 1937 г. Сын Юры мне рассказывал, что Никита Хрущев, секретарь ЦК ВКП(б) считал, что Гната Петровича уберегла... война, потому что трижды «петля» ареста закручивалась на шее Юры и четвертый раз его Хрущев уже не смог бы уберечь. В 1930—1940 гг. многие люди искусства пострадали, прошли через лагеря и даже погибли...
• Роком в судьбе художника стало сотрудничество с драматургом Александром Корнийчуком и приглашение в труппу актера и режиссера Марьяна Крушельницкого, что впоследствии сломало Гнату Петровичу творческую судьбу.
Хочу напомнить, что война застала франковцев на гастролях в Москве и театр эвакуировали сначала в Тамбов. Юра приложил немало усилий, чтобы объединить труппу (потому что часть труппы осталась в Киеве) и добился того, чтобы артистов и членов их семей вывезли в Семипалатинск (Средняя Азия). Напомню, что три фронтовых бригады наших актеров выступали на передовой и в госпиталях.
Кстати, когда война закончилась, Гнат Петрович сумел убедить тогдашних чиновников не забирать из Киева театр, потому что хотели франковцев перевести в Харьков, а Театр им. Т. Шевченко наоборот из первой столицы перевезти в Киев (это была идея Мыколы Бажана, поэта и заместителя председателя Совета Министров УССР).
• Напомню, что франковцы первыми открыли для украинской сцены пьесы: «Затопленный колокол» Г. Гауптмана, «Великаны ночи», «Призраки», «Росмерсхольм» Г. Ибсена, «Царь Эдип», «Антигона» Софокла, «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Король Лир», «Макбет» У. Шекспира, «Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Лекарь поневоле», «Жеманницы», «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А. Чехова.
Одной из генеральных линий репертуара была и остается работа над национальной классикой, по произведениям: Т. Шевченко — «Гайдамаки», «Назар Стодоля», «Така її доля», Леси Украинки — «Лісова пісня», «Камінний господар», «На полі крові», И. Франко — «Перехресні стежки», И. Карпенко-Карого — «Хазяїн», «Мартин Боруля», а также «Енеїда», «Наталка Полтавка» — основателя украинской современной литературы И. Котляревского...
• Много лет визитной карточкой и брендом нашего театра было «Украдене щастя» И.Франко. Первая его премьера состоялась 28 марта 1940 г. в постановке Гната Юры. В его мизансценах спектакль шел до 1956 года. Премьера новой версии состоялась в 1979-м, выдержав более 300 показов, не только в Украине, но и далеко за ее пределами! Постановку осуществил Сергей Данченко. Этот спектакль вошел в число лучших достижений сценического искусства Украины. Можно сказать, что расцвет и второе дыхание театра привнес Сергей Владимирович. Данченко принадлежит разработка модели понятия «национальный театр». Театр высокого стиля, где откровенная театральность и вкус выступают в едином синтезе с настоящей народностью. За двадцать три года руководства С. Данченко вывел украинский театр на европейский уровень, заставил говорить о нем в мировом контексте, воспитал не одно поколение актеров — личностей, которые сегодня являются гордостью национальной культуры. Спектакли «Візит старої дами» Ф. Дюрренматта, «Енеїда» И. Котляревского, «Тев’є-Тевель» по Шолом-Алейхему стали украшением репертуара.
• С 2001 по 2012 гг. театр возглавлял Творец с большой буквы, неординарная творческая личность, актер безграничного диапазона Богдан Ступка, который подхватил творческий флаг из рук Данченко. Ступка приглашал на постановки режиссеров с разными творческими принципами и театральными школами (сотрудничали режиссеры из Польши, Грузии, Канады, России). Благодаря Ступке открылась экспериментальная сцена — Театр в фойе, которая представляла творческие поиски молодых режиссеров, актеров, сценографов, драматургов. По инициатив Богдана Сильвестровича открылась Камерная сцена им. С. Данченко.
Нам приятно, что критика называет Театр им. И. Франко первым в Украине. Зрители любят наш театр, а спектакли проходят с аншлагами. В настоящее время мы поддерживаем бойцов из зоны АТО (перечисляем средства), показываем концертные программы в госпиталях, планируем, что в марте «Кайдашеву сім’ю» покажем в освобожденных от террористов и российских наемников городах.
• В настоящее время в репертуаре более 40 названий на большой сцене и 14 — на Камерной. Это много, и периодически нам нужно от чего-то отказываться, чтобы в афише появились новые спектакли. Одна из последних новинок — «Щоденники Майдану». Этот спектакль вызывал резонанс среди публики. Кстати, 7 и 8 февраля его покажут в Гамбурге. Сейчас художественный руководитель театра, режиссер Станислав Моисеев работает над пьесой «Эрик IV» Стриндберга — это история шведского Гамлета, о человеке, загубленном роковой необходимостью править. Премьера планируется на апрель, потому что форсировать к юбилею никто постановку не будет. Наш коллектив принципиально не ставит спектакли под даты (период «датовых» спектаклей — это отрыжка советского прошлого, с которой франковцы без сожаления давно расстались).
Выпуск газеты №:
№12, (2015)Section
Культура