В поисках сокровищ
В прокат вышел британский триллер «Черное море»![](/sites/default/files/main/articles/04022015/11kino.jpg)
Трудно сказать, что именно подтолкнуло режиссера Кевина МакДональда к идее погрузить героев своего фильма на морское дно. Вполне возможно, что одной из причин работы над триллером, персонажи которого на протяжении почти всего времени находятся в субмарине, стал успех известной ленты немецкого режиссера Вольфганга Петерсона «Подводная лодка» (1981 г.). Поместить действующих лиц в закрытое, изолированное от мира пространство, освобождение из которого или вообще невозможно (космический корабль), или очень осложнено (субмарина) — в принципе хорошая идея для тех, кто знает секреты манипуляции вниманием зрителя. Если авторам фильма с первых минут удается вызвать симпатию и сочувствие к героям, то саспенс (напряженное ожидание последующего развития событий) обеспечен уже самими обстоятельствами, которые в данном случае ставят человека на грань жизни и смерти.
В отличие от Вольфганга Петерсона, который снял историческую ленту о войне немецких субмарин с лодками США и Великобритании в годы Второй мировой войны, Кевин МакДональд использовал лишь эхо войны. Интрига сюжета фильма строится вокруг груженной золотыми слитками немецкой субмарины, которая затонула в Черном море. Тонны золота, по версии авторов триллера, были предоставлены Сталиным Гитлеру как откуп за ненападение на СССР. Золото до Германии не дошло, поэтому и начало войны Третьего Рейха с «Советами» выходит было вызвано именно этим трагическим для немецких подводников событием...
Оставим такую трактовку исторических событий на совести авторов картины, в конечном итоге художники имеют право на фантазию. Но она в любом случае должна опираться на логику то ли исторических, то ли бытовых событий, о чем авторы «Черного моря» не очень беспокоятся. Потому что в противном случае они потрудились бы дать убедительный ответ на вопрос, почему груженную золотом немецкую субмарину, на поиск которой и отправляется пиратский международный экипаж под руководством капитана Робинсона (Джуд Лоу), более чем за полвека не нашли советские военные? Судя по тому, что старую подводную лодку, которая стоит на рейде в Севастополе, бывшим британским и советским подводникам сдает в аренду обалдевший русский морской офицер, можно прийти к выводу: режиссер не воспринимает серьезно ни русской армии, ни самой России! Впрочем, сокрушительной критике здесь подвергается и Запад — именно подлая политика международного капитала по отношению к тем, кто его обслуживает, и заставляет бывших подводников согласиться на опасную авантюру.
Изначально понятно, что британские и российские граждане (кроме других россиян, здесь снялся и Константин Хабенский), которые оказались на старой субмарине, перессорятся и вся пиратская операция будет под угрозой. Не понятно лишь, для чего МакДональд снимал свой фильм? Если для того, чтобы заработать деньжат, то его пролетарский пафос против банкиров и других акул капитализма выглядит неуместным. Если же для того, чтобы показать, какое зло несет золото как символ богатства, из-за стремления к которому люди убивают друг друга, ставя под угрозу и свою жизнь, то неуместным выглядит финал картины, где двое спасенных, из полтора десятка экипажа, моряка таки получают свою часть благородного металла (опять же, непонятно, как они вывезут десятки тяжелых слитков из Турции?)...
Выпуск газеты №:
№18, (2015)Section
Культура