Перейти к основному содержанию

Что нужно знать, чтобы победить?

Эдвард ЛУКАС: «На Западе все еще ошибочно думают, что низкая цена на нефть и экономические санкции будут сдерживать Путина»
11 февраля, 18:57
ФОТО REUTERS

11 февраля до обеда не было определенности, что в Минске состоится анонсированный в прошлые выходные саммит лидеров «нормандской четверки» — президента Украины Петра Порошенко, президента Франции Франсуа Олланда, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента России Владимира Путина. Напомним, что целью этого саммита является нахождение механизмов урегулирования ситуации на Донбассе, вызванной агрессией России.

Накануне министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус в эфире Inter Radio заявил, что встреча лидеров стран «нормандской четверки» является вероятной. «Есть ряд проблем, которые остаются нерешенными... но очень вероятно, что мы будем продвигаться вперед. Это действительно последний шанс для переговоров», — заметил он.

Раньше глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмаер тоже заявил, что не уверен, что встреча в Минске состоится. Также сомнения относительно проведения саммита добавил тот факт, что заседание трехсторонней контактной группы в Минске ничем не закончилось.

Однако, ровно в 12 часов по киевскому времени в СМИ появилось сообщение со ссылкой на пресс-службу главы российского государства, что президент России Путин направляется с визитом в Минск, где он примет участие в переговорах в «нормандском формате». Весьма возможно, что на решение Путина повлияли последние заявления из Вашингтона, где на пресс-конференции с Меркель Обама не исключил поставки оружия Украине в результате провала минского саммита, за призывы со стороны европейских сторон воспользоваться последним шансом достижения мира.

УКРАИНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ПРОТИВ РАКЕТНЫХ ОБСТРЕЛОВ

Возникает вопрос, с какими позициями вышли стороны на эти переговоры, которые должны положить конец конфликту на Донбассе. С одной стороны существуют Минские договоренности, подписанные в сентябре прошлого года. Но их абсолютно не выполняют пророссийские сепаратисты, которых поддерживает Россия поставками тяжелых вооружений, боевиков, и солдат.

В результате российской агрессии на Донбассе с апреля прошлого года погибло почти 1500 украинских военных и почти 6 тыс. мирных жителей. Украина потеряла контроль над более, чем 500 кв. км территории, аэропорт в Донецке  после наступления так называемых армий «ДНР» и «ЛНР», при поддержке российских войск. Характерно, что большинство жертв погибло именно после подписания Минских договоренностей. В канун минской встречи сепаратисты осуществили ракетный обстрел Краматорска системами залпового огня «Смерч», в результате которого погибло 16 человек и 64 — были ранены. Нужно отметить, что Краматорск находится на расстоянии 50 км от линии разграничения, указанной в Минском протоколе.

Такая активность пророссийских сепаратистов, которых Верховная Рада назвала террористами, лишь свидетельствует о том, что они делают ставку на силу, а не мирный диалог относительно того, как в действительности разрешить конфликт на Донбассе. Ультиматум украинской власти постоянно выставляет российский президент, предлагая федерализацию страны,  закрепление недавних завоеваний сепаратистов, размещение миротворцев ООН в зоне конфликта, и фактически признание независимости республик «ДНР» и «ЛНР» в составе федеральной Украины.

ПОЗИЦИИ УКРАИНЫ И ЗАПАДА ПРОТИВ УЛЬТИМАТУМА КРЕМЛЯ

Украина все это время делала ставку на дипломатию, которая, к сожалению, не принесла желаемых результатов. Многочисленные встречи в женевском, нормандском, минском, и даже киевском форматах, когда в столице одновременно находились госсекретарь США, президент Франции и немецкий канцлер, а также введенные Западом санкции не остановили российскую агрессию.

Киев выступает за выполнение Минских договоренностей, мотивируя это тем, что под этим документом стоит подпись российского посла, который не мог бы этого сделать без согласия Путина. Другой вопрос, как добиться выполнения всех 12 пунктов этих договоренностей страной, нарушившей до этого все нормы международного права, незаконно аннексировав Крым.

Схожую с Украиной позицию занимает и Франция. В частности, во время ответов правительства на вопрос и позавчера министр иностранных дел Лоран Фабиус озвучил требования, совпадающие с тем, чего требует украинская сторона. А это прекращение огня, отведение тяжелых вооружений, а также контроль за границей.

В офисе немецкого канцлера Ангелы Меркель сообщили, что предложение ЕС на переговорах в Минске базируется на прошлогоднем  Минском протоколе: отведение тяжелых вооружений, выведения российских войск, создание буферной зоны, закрытие российско-украинской границы, введение многосторонней мониторинговой миссии ОБСЕ, предоставление территории, которая оккупирована пророссийскими сепаратистами ограниченной автономии согласно Конституции Украины.

Как сообщает издание euobserver со ссылкой на французского правительственного чиновника, Олланд и Меркель будут пытаться сделать все, чтобы обеспечить соглашение, которое положит конец конфликту между правительственными войсками и пророссийскими сепаратистами на востоке Украине.

ПОСЛЕДНИЕ АРГУМЕНТЫ ПОРОШЕНКО ПЕРЕД САММИТОМ

Президент Украины Петр Порошенко во время посещения Краматорска в ночь на среду заявил, что едет в Минск, чтобы «без каких-либо условий прекратить огонь и начать политический диалог». Вчера во время заседания правительства он означил рамки возможных уступок Украины на переговорах в Минске. Никакой федерализации, на чем настаивает Москва. Кроме того Порошенко заявил, что готов принять решение о введении военного положения на всей территории страны в случае последующей эскалации конфликта.

Другими словами глава украинского государства продемонстрировал готовность Украины увеличивать плату для режима Путина за продолжение российской агрессии. Очевидно, Порошенко получил определенные гарантии получения оборонного летального оружия, в первую очередь, со стороны США. Не случайным является сообщение СМИ, что американский конгресс подготовил законопроект о предоставлении военной помощи Украине на сумму 1 млрд долларов. И если сам президент Барак Обама сомневался, то последние события, кажется, привели его к мысли, что таки нужно идти на такой шаг. Что является признаком отрезвления американского лидера, который в 2009 году попробовал «перезагрузить» отношения с Россией и жестко опекся на этом.

«ЕДИНСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, КОТОРЫЙ ПОНИМАЕТ МОСКВА: ПРОТИВОТАНКОВЫЕ РАКЕТЫ, ПРОТИВОБАТАРЕЙНЫЕ РАДАРЫ, РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ БПЛА»

Подтверждение того, что на Западе начинают осознавать угрозу, которую представляет миру нынешний российский режим. В этом отношении достаточно показательной является статья в

The International New York Times под названием «Западные иллюзии относительно Украины»,  призывающая действовать решительно. «Наступило время по-настоящему посмотреть на Путина. Он не просто направил танки и системы ракетного залпового огня через украинскую границу, чтобы сделать Украину слабой,  силу которой подрывает конфликт на Донбассе.     Он хочет превратить ее в страну с  пророссийскими анклавами а ля Абхазия или Приднестровье, и закрепить в сфере российского влияния. Это символ его окончательного стратегического поворота от более тесного сотрудничества с Западом в сторону конфронтации, которая усиливается при падении цены на нефть и девальвации валюты. Он не позволит Украине уйти. Существует единственный язык, который понимает Москва: противотанковые ракеты, противобатарейные радары, разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Нужно усилить украинскую армию этими и другими вооружениями, изменить анализ затрат и выгод Путина. Здесь есть риски, но никакая политика не исключает рисков. Напомним, что Украина отказалась от более чем 1800 ядерных боеголовок в обмен на эти фиктивные обязательства со стороны России в 1994 году относительно уважения ее суверенитета и границ. Конечно, она уже этим заслужила чего-то большего,  чем приборы ночного виденья. И в нынешней дипломатии Запада по Украине очень много иллюзий и мало реализма», — отмечает издание.

«МНОГИЕ ЛЮДИ ТЕПЕРЬ ПОНИМАЮТ, ЧТО РОССИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ»

Эдвард ЛУКАС, старший редактор журнала the Economist и старший вице-президент Центра анализа европейской политики. Автор книги «Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу»

— Запад — не монолит. Даже в таких странах со слабой безопасностной культурой как Австрия есть люди, понимающие, что происходит, и в странах с развитой культурой безопасности (как Эстония) есть люди, которые просто хотят умиротворить Россию и продолжать зарабатывать деньги. Тенденция, главным образом, развивается в правильном направлении. Многие люди сейчас понимают, что Россия является проблемой. Но они не понимают масштабов проблемы — больше всего они не понимают, что Россия выигрывает. Они все еще думают, что низкая цена на нефть и экономические санкции будут сдерживать Путина. Они не понимают, что его не мотивируют западные цели, например, сделать Россию экономически успешным государством.

Эта ситуация не изменится, пока люди на Западе еще больше не испугаются. Я боюсь, что этого не случится до тех пор, пока у нас действительно не будет опасной конфронтации с Россией. И даже тогда я не уверен, что мы сделаем правильные выводы. На Западе существует большой лагерь, который думает, что вся идея расширения НАТО и ЕС была неправильной, и нынешний кризис доказывает это.

Что Украина может сделать в данной ситуации? Вам будет очень трудно. У вас тройной кризис: 1) финансово-экономический, 2) политико-конституционный 3) геополитически-безопасностный. Не сдавайтесь! Реформируйте государственные услуги. Крепите гражданское общество. Поощряйте терпимость и открытость. Увеличивайте прозрачность. Боритесь с коррупцией с помощью сочетания правового и социального давления. Вы не сможете победить путинизм, став путинистом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать