Перейти к основному содержанию

Слушаем украинское!

С большим успехом в Одессе выступила скрипачка Богдана Пивненко (Киев) и дирижер Оксана Лынив (Мюнхен)
18 февраля, 10:35
КАЖДОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ БОГДАНЫ ПИВНЕНКО — ЭТО РАДОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ ЭМОЦИЙ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Произведения современной украинской симфонической музыки с двумя премьерными исполнениями подарили слушателям Национальный одесский симфонический оркестр (НОФО) и гости — дирижер Оксана Лынив (Мюнхен, ФРГ) и скрипачка Богдана Пивненко (Киев). Звучали произведения Бориса Лятошинского, Мирослава Скорика и Юрия Ланюка.

Концерт соединил музыку и музыкантов Львова и Киева. Скорик, Ланюк и Лынив являются воспитанниками Львовской национальной академии. Лятошинский в свое время закончил Киевскую консерваторию, в которой Пивненко приобретала профессию в 1990-е годы. Если Оксана хорошо известна одесситам, потому что еще до недавнего времени была помощником дирижера Одесской оперы, то «Паганини в юбке», как любят величать Богдану, мы открывали заново — в последний раз она выступала в Одессе в 2001 г.

Сейчас Оксана Лынив работает в баварской «Штатсопера». «Если есть несколько «окон» в моем календаре, то их использую для того, чтобы дать концерты в Украине. Мой принцип — не отрываться от своего корня, — призналась О. Лынив на пресс-конференции. — Лятошинского несправедливо замалчивали во времена СССР. Для меня это композитор колоссальной глубины и величины, его высоко ценил Шостакович и дирижировал Мравинский... Баварское радио захотело записывать Лятошинского. Когда они впервые услышали киевскую запись Симфонии № 3 Б. Лятошинского, то были просто шокированы от того, что это имя им совсем незнакомо...

История этой симфонии — трагическая. После первого исполнения в 1951 г. она была немедленно запрещена, однако за четыре года композитор ее переписал и во второй редакции исполнил четыре года спустя. Первая редакция этой симфонии была восстановлена усилиями киевских дирижеров Игоря Блажкова, а потом Владимира Сиренко, который сделал запись в первой редакции для Национального радио. Недавно под его управлением она также прозвучала в Киеве. Благодаря помощи многих киевлян, мы нашли эти ноты. Я углубилась в эту музыку и прониклась ею. Главная тема — мир победит войну, и нужно было что-то более советское и банальное, с ура-патриотическими мотивами. А то, что в финал Лятошинский вплетает трагическую тему — оплакивания, боли, глубоких душевных переживаний, то для меня это колоссальной силы эмоциональный момент. Считаю, что это произведение Б. Лятошинского является своеобразным посланием для нашего поколения.

Сейчас уже думаю над другими проектами, потому что как дирижер считаю, что произведений Б. Лятошинского слишком мало в моем репертуаре. Именно эту идею я предложила Хобарту Эрлу для одесского концерта, где мы впервые познакомились и выступили вместе с Богданой Пивненко — скрипачкой хорошо мне известной из концертов. Поскольку ее творческое кредо также заключается в популяризации именно украинской музыки, то и вышла такая интересная программа.

Богдана Пивненко прибавила: «Подбирая программу концерта, я предложила Четвертый концерт Мирослава Скорика, который редко исполняется. Там характерные интонации, даже звучит украинская «Аве Марія»... Наша музыка многообразная и своими интонациями генетически нам родная».

В программе концерта прозвучало произведение почти неизвестного одесситам Евгения Ланюка «Благовещение»... Оксана Лынив отметила: «В этом произведении, прежде всего, высказано сокровенное желание, о котором ты даже боишься кому-то сказать вслух. Это признает и сам композитор, с которым я дружу. И потом опять в конце, в репризе — просветление, и то, что мы с хором делали (Камерный хор ОНМА им. А. Неждановой, женский хор «Ориана», дирижер Галина Шпак): солнце выходит, сосульки начинают таять, и падают капельки талой воды — наступление весны и зарождение чего-то нового...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать