«Березіль»: покушение на убийство
Единственный украиноязычный харьковский литературный журнал очутился на грани существованияНе многовато ли у нас голосов, вопиющих в пустыне, не то русифицированной, не то деукраинизированной? То здесь, то там закрываются библиотеки, театры, газеты, журналы, книжные магазины. Во время войны, которую может выиграть лишь патриотическая нация, в тылу грубо уничтожают один из самых старых украиноязычных литературных журналов, а их у нас меньше, чем пальцев на одной руке. Речь идёт о харьковском «Березіле», который является одновременно органом Союза писателей Украины. Как член редколлегии журнала недавно я получила из редакции письмо (сокращённую версию мы публикуем ниже. — Ред.).
Чем так ценен «Березіль»? Журнал выходит регулярно, имеет меценатов за рубежом, которые наверно и не догадываются, что такое выпускать украиноязычный журнал в Харькове, где местную власть никоим образом не заподозришь в национализме. Не так давно редакция была ограблена. Собственно говоря, это был первый звонок. «Березіль» — респектабельный общеукраинский журнал, публикация в котором создает литературное имя начинающему. Журнал попадает в библиотеки, к подписчикам и фиксирует в конечном итоге литературную традицию и определённый стандарт творчества. Если мы потеряем «Березіль»,традиция прервётся. Министерство культуры могло бы поддерживать национальные культурные проекты, по крайней мере, на юге и на востоке Украины, где распространены сепаратистские настроения.
«Березіль» уничтожают не украинофобы, как не украинофобы уничтожали на протяжении десятилетий промышленность на Западной Украине, будущий тыл в украино-российской войне. Его уничтожает то, что породило, — Союз писателей Украины. Самым банальным способом. Никакой политики — лишь бизнес. Писатели прекрасно знают, как профукали имущество Союза, и в конечном итоге он из писательского клуба превратился в похоронное бюро для бедных. Знают они и то, что главы правлений областных союзов — малоизвестные, но послушные литераторы, что ядро Союза составляют десятилетиями одни и те же бессмертные, что молодёжь не видит смысла вступать в Союз, чтобы не попасть в унизительную зависимость от старой партийной номенклатуры, которая как флюгер поворачивается лицом к каждому новому режиму. Не укладывается в голове, как Союз писателей мог поднять арендную плату до коммерческого уровня своей же креатуре. Как будто это — не журнал, который должен финансироваться Союзом, а контора по продаже мерседесов.
Редакция журнала расположена в помещении Харьковской областной организации Союза писателей. 6 февраля кабинет главного редактора был разгромлен: выбили двери и принялись выносить мебель. «Финита ля комедия. Я тебя породил, я тебя и убью», — написал мне главный редактор Владимир Науменко.
Если бы я имела возможность, то выселила бы из этого помещения Союз писателей, потому что без издательств, без журналов, без активной просветительской деятельности он ничего не стоит. А выламывать двери с молчаливого согласия руководства НСПУ — это настолько нецивилизованно, что напоминает уже другое произведение Гоголя — «Мёртвые души». Потому что это не частный несчастливый случай, а система, которая на фоне героического самопожертвования простых граждан выглядит в настоящее время особенно позорно.
Галина ПАГУТЯК, писательница, лауреат Шевченковской премии, член редколлегии журнала «Березіль»
Главе НСПУ М.А. Сыдоржевскому
Копии: членам редколлегии «Березоля»
Глубокоуважаемый Михайло Алексеевич!
В свое время (19.04.2013 г.) в Вашей «Українській літературній газеті» опубликовано открытое письмо главного редактора «Березоля» тогдашнему руководству НСПУ «Нужен ли НСПУ журнал НСПУ?» Руководство НСПУ изменилось, а вопрос никуда не исчез. Даже хуже... Пока дело не зашло уж слишком далеко, не могли ли бы Вы, пан Глава, ответить на такие вопросы:
1. Поскольку НСПУ требует от «Березоля» арендной платы без преференций, на уровне с посторонними структурами, которые арендуют помещение в Харьковском доме писателей, означает ли это, что НСПУ отказывается исполнять обязанности соучредителя журнала?
2. Если же Союз остаётся соучредителем журнала, то скажите, пожалуйста: какой его вклад в наше общее издание? В редакционном Уставе чётко написано — 50 процентов от годовой смёты. То есть на сегодня — не меньше чем 100 тысяч грн. ежегодно. Где эти средства? Уже три года мы не имеем от НСПУ ни копейки.
3. Мы знаем, что для НСПУ наступили очень непростые времена, поэтому ожидать от Союза финансовой помощи, по крайней мере, существенной, не приходится. Но и «Березоля» жаль: положение критическое. Наше предложение таково. Просим НСПУ и ДУМ закрепить своим решением за редакцией площадь, которую она сегодня занимает (54,5 кв.м.), закрепить на безоплатной основе, предоставив «Березолю» право сдавать при безысходном положении часть комнат в субаренду. Это мизер, который НСПУ полностью способна дать для спасения журнала НСПУ. А если даже здесь отказ, тогда как это назвать? Вопрос о вероятном закрытии журнала на днях обсуждался на собрании трудового коллектива редакции. «Березіль» на грани. Переступив её, вернуться назад почти невозможно!
С уважением и надеждой на понимание
Владимир Науменко, Валентина Ростиславова, Виктор Полянецкий, Мария Клебанчук, Светлана Глушенкова
КОММЕНТАРИЙ
«ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ БЫ СОХРАНИТЬ ЖУРНАЛ, НО...»
Михаил СИДОРЖЕВСКИЙ, председатель Национального союза писателей Украины:
— В данный момент редакция харьковского журнала «Березіль» располагается в доме, который принадлежит союзу и в котором также находится Харьковская областная организация НСПУ. До сих пор редакция журнала занимала четыре комнаты. Это довольно много, ведь там работают всего четыре человека. Постоянно же на месте находятся один-два человека. Учитывая крайне затруднительное положение национальных творческих союзов в Украине (бюджетное финансирование в этом году было уменьшено почти наполовину), мы пытаемся использовать все возможные и невозможные резервы, чтобы удерживать союз как один из бастионов украинской культуры и литературы. Во время одного из разговоров с редактором «Березоля» Владимиром Науменко мы, как мне показалось, предварительно согласовали, что журналу остаются две из четырех комнат, но за это мы не будем брать с них ни копейки за аренду. Этой площади (29,5 кв.м.) вполне достаточно, чтобы издавать журнал. К сожалению, у нас просто не хватает денег — нужно исходить из реальной ситуации. Другие две комнаты Харьковская областная организация НСПУ будет сдавать в аренду, потому что для ее существования и существования союза вообще также необходимо финансирование. Предыдущее руководство НСПУ пыталось заставить журнал платить за аренду, но им это так и не удалось. Мы же вообще снимаем этот вопрос с повестки дня, ведь «Березіль» — наш союзный журнал. В то же время НСПУ, как и раньше, сейчас не имеет возможности финансировать издание из собственных средств, равно как и газету «Літературна Україна». На мой взгляд, я предложил вполне нормальное решение вопроса.
Дальнейшее существование журнала зависит от действий редакции и, в частности, главного редактора, от того, смогут ли они удержать издание. Я признаю, что возможно и негативное развитие событий: «Березіль» может закрыться, как и другие некоммерческие бумажные издания гуманитарного профиля. Вы прекрасно знаете, как в последнее время подорожали бумага и полиграфические услуги. Стоимость подписки же остается прежней — поднимать ее нет смысла, потому что никто просто не будет покупать. В Украине складывается угрожающая ситуация для серьезных изданий, подобных «Березолю». Тиражи у них обычно небольшие. Очень хотелось бы, конечно, сохранить журнал, ведь это авторитетное, уважаемое издание. Я не исключаю, что в будущем Союз сможет оказать ему какую-то небольшую поддержку. Надеюсь, что нам удастся сохранить нормальные деловые отношения с «Березолем», но для этого нужно, чтобы редакция и редактор вошли в положение союза.
Выпуск газеты №:
№29, (2015)Section
Украинцы - читайте!