«Рыцарь свободы» или «наказанный развратник»?
На «Свидание с Дон Жуаном» пригласил меломанов дирижер Николай Дядюра![](/sites/default/files/main/articles/04032015/11dyadyura.jpg)
Образ непокорного испанского гранда и дерзкого покорителя женских сердец Дон Жуана вот уже несколько столетий волнует человечество, приобретая разные обличья на страницах пьес и поэм, в живописных полотнах, на театральных подмостках и в музыкальных произведениях. В первый период увлечения этой легендой переломным моментом ее понимания стала знаменитая опера Моцарта. От нее отталкивались романтики последующего поколения, выделяя на первый план воплощенный в моцартовском Дон Жуане идеал свободной личности. Известный датский философ С. Кьеркегор сделал вывод, что моцартовский Дон Жуан естественен во всех своих проявлениях, обладает всепокоряющей жизненной силой и уподобляется самому богу любви и чувственности Эросу. Это объясняет, почему перед ним не может устоять ни одна женщина. Однако Моцарт сумел показать своего героя настолько разным, блистательным и отталкивающим, вызывающим доверие и цинично попирающим все моральные нормы, что и сегодня постановщики предлагают диаметрально противоположные прочтения его признанного шедевра.
Свой вклад в разработку популярной легенды внесли украинские творцы. Так, в пьесе «Каменный властелин» Леся Украинка выделила несколько смысловых линий. Вначале, согласно ее трактовке, Дон Жуан показан как рыцарь свободы и противник косного царства командоров, подавляющих личность. В супруге Командора Донне Анне он находит ту единственную, сильную духом женщину, которая смогла по-настоящему его покорить. Но возмездием за его непокорность и игру со смертью стала измена собственным идеалам, согласие получить Донну Анну, надев плащ убитого им Командора и унаследовав его власть. Пьеса Леси Украинки стала основой либретто балета Виталия Губаренко «Каменный властелин», который, начиная с 1969 года, в течение многих сезонов с успехом ставился на сценах украинских театров, а также прозвучал в Ашхабаде и Болгарии.
Свое «Свидание с Дон Жуаном» на днях предложил слушателям дирижер Николай Дядюра, выступив с оригинально составленной программой в цикле абонементных концертов Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины. Так как ни «Дон Жуан», ни другие оперы Моцарта давно не идут на сцене нашей Национальной оперы, Моцарт стал первым героем этого вечера. В исполнении оркестра ярко прозвучала темпераментная, полная огня и мощи увертюра к опере «Дон Жуан». Сцены и арии из этой оперы исполнили прекрасные певцы. Давно пользуется симпатией публики Ольга Нагорная, которая была в этот вечер и одержимой жаждой мести Донной Анной, и наивной простушкой Церлиной. К самым популярным номерам моцартовской оперы по праву относят дуэт Дон Жуана и Церлины «Ручку мне дашь твою ты». В концерте он был разыгран Ольгой Нагорной и Александром Бойко как живая театральная сценка. Александр Бойко создал привлекательный образ моцартовского героя, с темпераментом и переливающейся через край энергией исполнив знаменитую «арию с шампанским». Чреду моцартовских портретов дополнил молодой тенор со свежим насыщенным голосом Валентин Дитюк, продемонстрировав свободное владение кантиленой в одной из арий жениха Донны Анны — Дона Оттавио.
В моцартовскую часть программы органично вписалась также 40-я симфония — произведение, которое у всех на слуху. Но Николай Дядюра сумел в своей интерпретации раскрыть близость образов симфонии музыке «Дон Жуана», выделив ее театральные качества. Помимо вдохновенной лирики он подчеркнул драматические моменты, энергию музыкального разворота, продемонстрировал яркость контрастов средних частей и финала симфонии.
Безусловной кульминацией всего концерта стали два произведения композиторов ХХ века, вписавших свои неповторимые страницы в трактовку донжуановской темы. Николай Дядюра вернул на симфоническую эстраду музыку балета Виталия Губаренко, давно не звучавшую с театральных подмостков. Как истинно театральный дирижер, он выстроил восходящую драматургию четырех центральных фрагментов балета, связанную с испанским колоритом блестящего бала в доме Командора, с экспозицией образа Донны Анны, сценой внезапного зарождения любви в момент первой ее встречи с Дон Жуаном (его голос первоначально озвучен долгим меланхолическим соло виолончели), наконец, с финальным, резко прерывающим вдохновенное любовное адажио вторжением тяжелой поступи Командора.
И в музыке Губаренко, и в блестящей партитуре симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан», которая завершала программу, большая нагрузка падает на все оркестровые группы и голоса. В обоих случаях в оркестре создаются озвученные разными тембрами зримые картины и образы, используются выразительные соло отдельных инструментов. Подобные красочные партитуры дали возможность высоко оценить не только талант дирижера, действовавшего как опытный театральный драматург, но и мастерство оркестрового коллектива, которым он управлял. При этом сопоставление двух произведений было интересно тем, что позволило показать, что Виталий Губаренко и Рихард Штраус представили в музыке разного Дон Жуана. В первом случае это был одинокий романтик, всецело поглощенный порывами нахлынувшего чувства, во втором — темпераментный игрок, неутомимый искатель приключений, для которого любовные интриги составляли лишь недолгие лирические паузы в водовороте неудержимых жизненных страстей.
Выпуск газеты №:
№38, (2015)Section
Культура