Год на границе
«День» побывал на административной границе с Крымом и узнал, как за это время изменилась работа наших пограничников![](/sites/default/files/main/articles/13032015/10herson3.jpg)
В марте прошлого года на Херсонщину начали прибывать первые подразделения Вооруженных сил и Госпогранслужбы, которые должны были стать на защиту материковой Украины в случае дальнейшей агрессии России из Крыма. Тогда мало кто мог предугадать, как будут развиваться события. Но условия, в которых оказались наши военные, были, мягко говоря, плохими. Четыре бетонных блока и несколько бойцов — такими были первые посты пограничников на пути к полуострову на Чаплинском, Каланчацком и Чонгарском направлениях. Что изменилось за этот год? Достаточно ли сейчас укреплена граница? Как происходит пересечение админграницы и почему на дорогах к полуострову образовались километровые очереди грузовиков? Обо всем этом мы узнали, побывав на контрольных пунктах въезда — выезда (КПВВ) «Каланчак» и «Чаплинка».
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
Вообще стоит начать с того, что прошлой весной Херсон принял к себе Азово-Черноморское региональное управление Госпогранслужбы. Тогда его основу составили пограничники, которые не изменили украинской присяге и вышли из Крыма во время российской оккупации. Постепенно, наладив хорошие отношения с местными властями и волонтерами, «зеленые береты» освоились в Херсоне. Отремонтировано помещение управления, выделено здание под Херсонский пограничный отряд, проводится доукомплектование личным составом, улучшаются жилищные условия бойцов. Конечно, не все идет гладко, есть проблемы. Но сами пограничники говорят о них сдержанно — «рабочие моменты». Время от времени появляется информация о взятках, которые требует украинская сторона для более быстрого пересечения границы с Крымом. На днях, кстати, такой случай произошел на КПВВ «Чонгар». Сейчас его не комментируют, но, как ранее отмечал помощник начальника Азово-Черноморского управления Андрей Базан, за такие поступки некоторые бойцы уже потеряли должности и место работы.
ПЕРЕМЕНЫ
Приехав на любой из КПВВ и сравнив с тем, что довелось увидеть здесь год назад, нельзя не заметить очевидных изменений. Но иначе и быть не могло, ведь прошло достаточно времени, чтобы наладить работу пограничников и таможенной службы.
«Проведена действительно значительная работа по обустройству пунктов контроля на админгранице. Мы пытаемся создать комфортные условия для пересечения ее гражданами и транспортными средствами. Это выделение отдельных полос движения, размещение дополнительных кабинок паспортного и таможенного контроля. Также обустроены места для несения службы и отдыха личного состава: как на постах, так и в отделе. Его расположили на территории заброшенного детского садика в селе Червоный Чабан. Здесь немало сделали волонтеры. Помогли и средствами, и стройматериалами, и техникой, — рассказывает руководитель пресс-службы Херсонского пограничного отряда Максим Сорока. — Территория всех КПВВ надежно защищена. Ведется видеонаблюдение околиц и на самих пунктах контроля. По всей админгранице возведены фортификационные сооружения, которые в случае агрессии со стороны Крыма должны помешать планам противника. Укрепление проводится и сейчас. С техникой и вооружением у нас тоже порядок».
По словам Максима, они поддерживают тесный контакт со всеми силовыми структурами. Благодаря этому задерживали людей, причастных к сепаратистским группировкам, вербовщиков, боевиков. Останавливают и контрабанду: оружие, боеприпасы, наркотики, деньги. Вооруженных провокаций со смежной стороны (именно так здесь называют российских силовиков) не случалось. «Ведется постоянное взаимное наблюдение за перемещением техники и ситуацией на границе с помощью пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, но без проникновения на территорию друг друга», — говорит Максим Сорока.
ОЧЕРЕДЬ В 15 КИЛОМЕТРОВ
С 1 января 2015 года на всех КПВВ по пути в Крым не исчезают длиннющие очереди грузовиков. Проблема в российских таможенниках, объясняют нам пограничники. По неизвестным причинам они стали работать крайне медленно. Если раньше через наши пункты проходило до 200 фур за смену, то теперь в лучшем случае 40-50.
«На КПВВ «Каланчак» образовалась очередь длиной в 500 машин, это около 15 километров. На «Чаплинке» меньше, где-то 300 машин. Смежная сторона пропускает в среднем один грузовик в час. Это очень медленно. Почему они так работают — неизвестно, — говорит офицер Херсонского пограничного отряда Григорий Жайворонко. — Мы стараемся не задерживать людей. Фуры осматриваем за 10-20 минут, а паспортный контроль пешеходов — не больше двух минут, если нет ничего подозрительного. Чтобы без проблем пересечь админграницу в сторону Крыма нужно предъявить гражданский и заграничный паспорта гражданина Украины, свидетельство о рождении ребенка и свидетельство на возвращение в Украину. С российскими паспортами, выданными в Крыму, в Украину не пускаем».
НОСТАЛЬГИЯ
В километровых очередях водителям грузовиков приходится простаивать больше недели. Кто-то готовит обеды прямо в поле, другие покупают еду у селян, которые подвозят сюда разные блюда. У них значительно дешевле, чем в нескольких придорожных кафе, «выросших» здесь под «горячий» момент. В Крым больше всего везут продукты питания, оттуда — стройматериалы.
Дмитрий Ляшко — дальнобойщик со стажем. На этот раз везет в Крым картофель. В очереди уже одиннадцать суток. Говорит, такого еще не было. «К украинской стороне у меня претензий нет. Все согласованно, быстро, никаких взяток давать не приходилось. Россияне же «придираются» к всяким мелочам, — говорит Дмитрий. — А сейчас сезон начнется, овощи, фрукты будут везти еще больше. Что здесь будет, сложно и представить». Дмитрий живет в Керчи. Признается, что ностальгирует по Украине. «Все было просто, жили в одной стране, не было границ... — рассуждает водитель. — Зачем они сюда полезли, Бог его знает. Теперь столько преград создали людям. Ну, может когда-нибудь все вернется...»
ДО ХЕРСОНА — ЗА ТЫСЯЧУ ГРИВЕН
После решения украинских властей отменить автомобильное и железнодорожное сообщение на пунктах пропуска образовались очереди не только из фур, но и из таксистов. Организованный подвоз к границе налажен плохо. Автобусы, которые раньше шли в Симферополь, Керчь, Ялту, дальше границы не едут, а многие из крымских рейсов вообще не работают. Этим пользуются водители такси. Они предлагают довести граждан до ближайших автостанций: Чаплинка, Каланчак, Херсон. Цены — высокие. В областной центр (130 км) вас повезут за одну тысячу гривен. Не под запись один таксист признается, что люди едут, потому что другого транспорта часто нет. Автобусы ходят нерегулярно. Хотя с крымской стороны до границы можно доехать без проблем. Областные власти обещали наладить подвоз на Херсонщине, но пока что все осталось на словах.
Выпуск газеты №:
№43, (2015)Section
Общество