Виват, Маэстро!
28 марта выдающийся певец, мастер оперной режиссуры и замечательный педагог Дмитрий Гнатюк отпразднует 90-летиеК юбилею Дмитрия Гнатюка в Национальной опере Украины, где певец и режиссер проработал свыше шести десятилетий, показывают спектакли, где он блестяще исполнял главные партии и которые впоследствии, уже как режиссер, поставил — «Аида» и «Севильский цирюльник», а в день рождения (28 марта) — «Кармен». В этот же день в Оперной студии Национальной музыкальной академии пройдет поставленная Дмитрием Михайловичем опера «Запорожец за Дунаем». Теле— и радиоканалы Украины покажут фильмы о выдающемся певце, прозвучат концертные программы, записанные в 1960—1970 гг., а также покажут документальный фильм о его жизни и творчестве.
— Искусство требует высокой дисциплины, — считает Дмитрий ГНАТЮК. — Я бы ничего не добился, если бы расточал время. Ведь оно слишком дорого. Если ты сегодня что-то не сделаешь, то завтра уже может быть поздно! Сейчас преподаю режиссуру в НМАУ, ставлю спектакли в Оперной студии. Учу студентов, как себя вести на сцене, да и в жизни. Требую, чтобы они не потеряли свои голоса из-за курения и алкоголя. Ведь многие певцы ушли из жизни молодыми именно из-за выпивки. В Оперной студии у меня идут пять спектаклей: «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Травиата», «Севильский цирюльник» и «Фауст». Все партии актеры исполняют на украинском языке. Считаю, что студентов надо сначала научить петь на родном языке, а уже потом — на языке оригинала. Сейчас в Национальной опере певцы исполняют партии на языке оригинала. Очень важно, чтобы актеры понимали, о чем они поют, а не просто зазубривали тексты.
Люблю музыку Лысенко, Россини, Пуччини, Верди, Чайковского. Кстати, считаю, что Верди по музыкальной драматургии можно сравнить разве что с Шекспиром в его литературной драматургии. Эти композиторы имеют убеждающую силу. А режиссеру надо только подключиться к информационному полю композитора, раскрыть то, что заложил автор произведения, и объяснить все певцу.
«День» обратился к коллегам, друзьям и почитателям творчества Д.М. Гнатюка, которые хорошо его знают, чтобы они рассказали о мастере нашим читателям.
«БАРИТОН ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА В ОДИНАКОВОЙ МЕРЕ МОЖНО СЧИТАТЬ И ЛИРИЧЕСКИМ, И ДРАМАТИЧЕСКИМ»
Василий ТУРКЕВИЧ, начальник информационно-издательского отдела Национальной оперы Украины:
— В 1951 году Дмитрия Гнатюка зачислили солистом в Киевский академический театр оперы и балета имени Тараса Шевченко. Кантиленность, красота голоса, его артистический талант открыли молодому певцу большие творческие перспективы. Баритон Дмитрия Михайловича в одинаковой мере можно считать и лирическим, и драматическим, в зависимости от того, какую партию исполнял. Певец органично создавал вокальный рисунок партии, наполнял его тембровыми нюансами и обертонами, мог молниеносно переходить от элегического пиано к экспрессивной динамике крещендо, особенно в спектаклях с напряженным психологическим развитием.
Созданные им образы на оперной сцене покоряли не только вокальным и артистическим воплощением, а прежде всего катарсисом творчества — внутренним единством между героем и художником. Эта способность не воспитывается и не прививается, она дарована свыше как естественное состояние души художника, этот непостижимый феномен творения и определял художественную личность Дмитрия Гнатюка, который почти семьдесят лет отдал сцене как певец и оперный режиссер.
В 1975 году он дебютировал как режиссер на сцене родного оперного театра, осуществив постановки очень сложных и многоплановых опер — «Князь Игорь» А. Бородина, «Тихий Дон» И. Дзержинского и «Тоска» Дж. Пуччини, положивших начало ряду его интерпретаций европейского классического репертуара. Это — «Травиата» и «Аида» Дж. Верди, «Пиковая дама» и «Мазепа» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Война и мир» С. Прокофьева.
В 1988—2012 гг. Д.М. Гнатюк работал главным режиссером Национальной оперы. Для него приоритетной стала работа над сохранением исполнительских традиций в контексте расширения и сценического воплощения украинского оперного репертуара. Дмитрий Михайлович осуществил резонансные постановки опер, в частности «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба» Н. Лысенко, вернул на киевскую сцену одно из лучших в модерном проявлении произведений украинского оперного искусства ХХ века — «Золотой обруч» Б. Лятошинского и др.
Сейчас Гнатюк продолжает свое творческое служение украинской культуре, музыке и оперному искусству, передавая свои знания и опыт студентам Национальной музыкальной академии.
«НИКОГДА НЕ БОЛЕЛ ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНЬЮ»
Анатолий МОКРЕНКО, певец, профессор Национальной музыкальной академии Украины:
— Мы дружим с Гнатюком с давних времен. Когда я пришел работать в Киевскую оперу, Дмитрий Михайлович уже был мэтром, но он никогда не болел звездной болезнью. Я вспоминаю, как еще школьником 10 класса, живя на Сумщине, впервые услышал его прекрасный голос по радио и был поражен. Это была замечательная «Пісня з полонини» Степана Сабадаша на слова Елены Пономаренко. Тогда украинских современных песен, кроме народных, было мало... Потом как инженер-геолог я тесно был связан с Карпатами, и эта песня стала моей любимой.
Дмитрий Михайлович — выдающийся певец нашего времени! Когда я пришел работать в Оперу, то многому у него научился как вокалист и драматический актер. Я уважаю семью Гнатюков, очень интеллигентная у него жена Галина Макаровна (дай бог им здоровья!). По окончании своей певческой карьеры Дмитрий Михайлович показал еще одну грань своего таланта — оперного режиссера, а сейчас он передает свой богатый опыт молодежи, преподавая искусство музыкальной режиссуры в НМАУ. Теперь мы коллеги-педагоги в Академии и наши судьбы опять вместе.
«В ЭВАКУАЦИИ ОН РАБОТАЛ НА ВОЕННОМ ЗАВОДЕ И... РУКОВОДИЛ ХОРОМ»
Владимир РОЖОК, ректор Национальной музыкальной академии Украины:
— Это чрезвычайно удивительный человек, который родился на Буковине, уважает труд, любит людей и любит не себя в искусстве, а искусство в себе. Дмитрий Михайлович свои талантом украшает украинский культурный Олимп, он известный и уважаемый в мире певец. Он создал целую галерею ярких образов на оперной сцене. Он пел в самых престижных театрах и залах мира: Америке, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Франции, России. В каждую партию вкладывал что-то свое, личное. Он был очень убедителен как в западной классике, так и в украинских произведениях. Исполнил больше полсотни сложных и больших ролей. Среди них Султан в «Запорожце за Дунаем», Эней в «Энеиде», Остап в «Тарасе Бульбе», Фигаро в «Севильском цирюльнике». Своим голосом Д. Гнатюк очаровывал зрителя в спектаклях «Богдан Хмельницкий», «Война и мир», «Гибель эскадры», «Пиковая дама», «Иоланта», «Травиата», «Демон», «Аида», «Риголетто», «Трубадур», «Женитьба Фигаро», «Кармен».
Дмитрий Михайлович прожил длинную жизнь, и мы будем отмечать его 90-летие! Его юность выпала на страшные годы Второй мировой войны. Он в эвакуации работал на военном заводе и пел, руководил хором (хотя тогда еще не имел специального образования), объединял вокруг себя людей. Он всегда был лидером, к которому все тянулись. Когда Гнатюк вернулся в Киев, то поступил в Консерваторию в класс легендарного И. Паторжинского. Дмитрий Михайлович имел бархатный баритон и очень скоро стал выдающимся оперным и концертным певцом. Гнатюк всегда подчеркивал, что он сын поющей страны — Украины. Как прекрасно он пел «Рідна мати моя», «Два кольори», «Білий сніг на зеленому листі», «Летять, ніби чайки», «Києве мій» и другие произведения, которые ныне вошли в «золотой фонд» украинской эстрады.
Я горжусь, что Гнатюк является моим старшим товарищем. Благодаря Дмитрию Михайловичу украинское оперное искусство расцвело, он стоял у истоков становления нашей национальной эстрады. Именно при Гнатюке Киевская опера начала выезжать на гастроли за рубеж и триумфально выступать в разных странах (ведь в советское время только Большой и Мариинский театры имели такую привилегию).
Имея за плечами славу певца, он пошел учиться в Киевский театральный институт на режиссерский факультет, и начинается еще одна яркая страница в творческой судьбе мастера. Его масштабные постановки о разных эпохах «Князь Игорь», «Тарас Бульба», «Аида», «Запорожец за Дунаем» и другие вызывали резонанс у публики.
Гнатюк — гениальный певец и режиссер, прекрасный педагог и украинский патриот! Трудно поверить, что он будет отмечать свое 90-летие, ведь очень активная творческая личность.
«ЕМУ АПЛОДИРОВАЛИ НА РАЗНЫХ КОНТИНЕНТАХ»
Дмитрий ГОЛОВКО, профессор Киевского национального университета технологии и дизайна:
— Вся моя сознательная жизнь связана с именем Дмитрия Михайловича Гнатюка. Впервые услышал его на сцене в небольшой партии Кошевого в опере «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича. Гнатюк был красавцем, статным мужчиной с волшебным голосом, и его голос не спутаешь ни с кем другим! Эта фигура для меня превратилась в прекрасный символ украинской культуры, народной песни и классического искусства. Гнатюк записал немало пластинок, а какие потрясающие его записи сделаны с Капеллой бандуристов! Я помню, как в газетах искал новости о триумфальных гастролях Д. Гнатюка за рубежом. Ему аплодировали на разных континентах, и Дмитрий Михайлович достойно презентовал наше высокое искусство в мире.
Хочу вспомнить и прекрасные его режиссерские работы, украсившие столичную сцену, в частности «Аиду», «Севильский цирюльник», «Запорожец за Дунаем», «Тарас Бульба» и др. Надо отдать ему дань уважения, что, имея достаточно почтенный возраст, сколько сил и души он отдает студентам Консерватории, какие прекрасные спектакли он поставил на сцене Оперной студии. От многомиллионной армии почитателей хочу поблагодарить Дмитрия Михайловича за его талант и пожелать, чтобы еще долго продолжал нас радовать своими новыми постановками.
Выпуск газеты №:
№53, (2015)Section
Культура