Перейти к основному содержанию

РОССИЙСКИЙ «МЕЛКИЙ БЕС»

В ночь с 29 на 30 марта в 1:30 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм «Про уродов и людей»
29 марта, 20:07

Пятый по счету полнометражный игровой фильм режиссера Алексея Балабанова «Про уродов и людей» является одной из самых скандальных картин этого контраверсивного российского кинематографиста. Что не помешало этой ленте получить ряд престижных кинонаград в России.

В частности, это Специальный приз жюри «За режиссерский профессионализм и целостное стилевое решение» на фестивале «Кинотавр»; также две, так сказать, верхние национальные кинопремии «Ника» — за лучший фильм и лучшую режиссуру. Мировая же премьера картины состоялась в культовой программе «Двухнедельник режиссеров» на 51 Каннском фестивале.

Сюжет фильма разворачивается в начале ХХ века. Загадочный, пришедший в великий русский город владелец фотостудии Иоганн создает порнографическое садомазохистское производство, постепенно разрушая тихую жизнь благопристойных семей. Он превращает обычных людей в моральных чудовищ. Аромат порока охватывает мир...

Замысел картины «Про уродов и людей» возник у Балабанова еще во время съемок в Гамбурге его второй полнометражной ленты — «Замок», по Кафке. Сам режиссер вспоминал: «Гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея сделать кино о такой любви. Для нас вроде бы неестественное, но для моих героев — единственно возможное».

Как вы понимаете, было бы недальновидно думать, что Балабанову захотелось просто подразнить зрителя сюжетом о сексуальных перверсиях. Хотя эстетика фильма с самого начала — по свидетельству оператора Сергея Астахова — отталкивалась от эстетики порнографических карточек начала ХХ века; правда, визуальный образ не удалось последовательно воплотить из-за отсутствия надлежащих технических условий для обработки черно-белой пленки.

Еще во время съемок вокруг ленты роились слухи о том, что на экране появятся невероятные извращения. Но в действительности картина не включает в себя, в нашем сегодняшнем понимании, ни одной правдивой и самоценной сексуальной сцены.

Хотя, конечно, это — пусть строгое, даже скованное по форме, но очень свободное по содержанию кино. Оно физиологически отталкивает и притягивает одновременно. На экране — стилизация под декаданс, которая, видимо, не отличается от самого декаданса. И это фильм, где чудовищами, в конце концов, становятся практически все персонажи.

Иоганн, как тот дьявол, просто соблазняет и обнаруживает в людях эту чудовищность. Но Балабанов как создатель такого экранного мира — с теплым лиризмом и нежностью относится к своим монструозным персонажам. К тому же, он неоднократно заявлял, что снимает резкое, скандальное кино, но, вместе с тем — своими фильмами отражает состояние российского народа.

Безусловно, как уже кем-то было метко подмечено, герои фильма — это лики России: главную героиню Лизу сопровождает тема первого бала Наташи Ростовой из «Войны и мира», а сиамские близнецы как телесная пародия на один российский герб. Вообще, Россию представляют сначала будто бы целомудренные женщины, истинное призвание которых — неистовый мазохизм.
Конечно, к подобным сравнениям можно относиться с иронией, но, так или иначе, кино — это искусство, и оно оперирует образами, символами и метафорами, которые рождаются не только текстуально, но и контекстуально — и не всегда усилиями и по воле творца, иногда — независимо от нее.

Кроме всего прочего, лента «Про уродов и людей» — это очевидное кино о кино. Ее автора всегда интересовало, в чем сила воздействия кинематографа на массы и что на самом деле предпочитает зритель? Вообще же, Балабанов как-то сказал — это «фильм о первых потенциальных кинопродюсеров», что довольно-таки красноречиво ...

Философский гротеск в фильме Балабанова, о котором как новаторе и стилисте пойдет речь в программе в специальном сюжете, парадоксальным образом сочетается с лирическим высказыванием. И режиссер, несмотря ни на что, повествует о том, что тонкая пленка внешней цивилизованности, верхней слой культуры не способны надежно защитить от нового пришедшего варварства.
По словам режиссера, эта его картина выросла из «Мелкого беса» Федора Сологуба, которая является шедевром российского модернизма, где поверх всех бытовых обычаев и нравственных норм бушуют иррациональные стихии, вызывая немотивированную агрессию и изящную похотливость.

В любом случае, «Про уродов и людей» — не только кино в чистом виде, но и интересный тест, который подталкивает зрителя задуматься над своими психоаналитическими проблемами. Как раз тот случай, когда каждый понимает в меру своей испорченности ...
 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать