Незнание или саботаж?
Люди искусства рассказали «Дню» о том, почему украинская культура отсутствует на экранах
На протяжении последних дней в Украине состоялось несколько знаковых культурных событий: вручение премии «Київська пектораль», 95-летие Театра им. Франко, юбилей Дмитра Гнатюка. Но нашли ли они свое отображение в эфире общенациональных каналов? В лучшем случае — в виде новостийных сюжетов. В свое время Гете выражал обеспокоенность в связи с появлением и распространением газет. Он считал, что пресса не способна стать местом глубоких размышлений и склонна примитивизировать идеи, чтобы сделать их понятными как можно большему количеству людей. По его мнению, газета несла с собой едва не угрозу гибели культуры. Можем лишь представить, что сказал бы немецкий поэт, если бы хотя бы с часок посмотрел эфир украинских телеканалов. Отечественные вещатели уже давно, кажется, даже не пытаются воспроизвести на экране культурную жизнь, которая бурлит в стране. Тем более не идет речь о формировании у зрителя запросов на качественное искусство. Украинская музыка, живопись, театр, литература появляются в эфире изредка и где-то на заднем плане. Сегодня трудно даже вспомнить, когда мы, например, в последний раз видели на экране оперу.
Почему то умное и качественное, что есть сейчас в культурном пространстве Украины, оказывается вне поля зрения отечественных телеканалов? Какие изменения в культурной политике украинского ТВ прослеживаются после Революции Достоинства и начала вооруженного конфликта на Донбассе? Об этом, а также о личных телевкусы — в комментариях людей искусства.
«УКРАИНЦЫ СТАНОВЯТСЯ ПАТРИОТАМИ ВОПРЕКИ ТЕЛЕВИДЕНИЮ, А НЕ БЛАГОДАРЯ»
Василь Герасимьюк, поэт, ведущий программы «Діалог» на телеканале «Культура»:
— По телевизору смотрю лишь новости на разных каналах — больше там нет ничего интересного. Трудно судить, насколько они соответствуют действительности, но благодаря информации из разных источников получаю определенный калейдоскоп, который отображает общую картину. Задержание председателя ГСЧС Сергея Бочковского во время заседания Кабинета министров, которое показали все телеканалы, выглядело очень театрально. Я бы назвал это театром абсурда, но не хочу обижать рафинированное западноевропейское искусство. Конечно, людям нужно демонстрировать торжество законности, но, боюсь, этот сюжет не убедил зрителей, что одни политики и чиновники как-то отличаются от других — все одинаковые.
Сегодня на экране не хватает не только культуры, но ее — в первую очередь. Недаром, когда Черчилю во время войны предложили уменьшить расходы на культуру, он возмутился: «А за что же мы тогда воюем?» Сколько уже повторяем это высказывание, но оно так и не доходит до того, до кого нужно. В Польше есть очень мощный канал о культуре, в Хорватии их два. У нас канал «Культура» есть лишь в кабельной сети, его не показывают даже в областных центрах. При переходе на «цифру» нас ставят в один ряд со второстепенными каналами.
Украинское поэтическое кино — чуть ли не единственное, чего мы достигли в ХХ веке после Довженко. Но разве эти фильмы можно где-то увидеть? Какой может быть идентичность человека, который смотрит наше ТВ? Понятно, что украинским патриотом он не станет и нашей историей не заинтересуется. Сегодня через войну на востоке, через Революцию Достоинства украинцы становятся патриотами вопреки телевидению, а не благодаря ему. Думаю, более-менее нормальное отношение к украинскому языку на экране — это тоже следствие последних трагических событий. Но до сих пор мы смотрим русские сериалы! Теперь еще правда и турецкие — но такие же посредственные. Телевидение сейчас не просто отстает от общества, оно — абсолютно никакое. Я не могу выделить ни одного общенационального канала. Все они для меня — пустое место. Канал «Культура» выигрывает уже хотя бы потому, что здесь можно иногда услышать людей культуры и философии, вроде Мирослава Поповича. И они пытаются осмыслить определенную культурную проблему, а не «комментируют» на заранее заданную тему, как это происходит на ток-шоу. Наших великих на телевидении не знают — ни Плужника, ни Антонича, ни Свидзинского. Но как без Бетховена и Моцарта не может быть нормальной Европы, так и Украины не может быть без Плужника и других!
Конечно, иногда можно увидеть в эфире и умных людей. Но здесь не хватает системности. Не хватает историко-познавательных программ. Те же «капли», которые есть, не имеют шансов стать «ферментом» и как-то повлиять на общую ситуацию. После всего, что мы пережили, показать бы сейчас зрителям фильмы «Пропала грамота», «Тіні забутих предків» и другие. Но не ночью, а в семь-восемь часов вечера. Я убежден, они были бы осмыслены сегодня совсем по-новому!
«ОТСУТСТВИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ НА ЭКРАНЕ ПОРОЖДАЕТ СТРАХ И НЕДОВЕРИЕ»
Алексей Кужельный, народный артист Украины, художественный руководитель Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я», автор «Дня»:
— Телевизор смотрю утром, когда делаю зарядку, и вечером — перед чтением. Он присутствует в моей жизни, когда не мешает чему-то другому. Иногда могу «поклацать» каналы — таким способом информация находит меня, а не наоборот. На «1+1» после новостей смотрю «Чистоnews». Правда, в последнее время они начали немножко повторяться — уже не так интересно. Но мне импонирует оптимистическая тональность. Я всегда пытаюсь искать те программы и тех ведущих, которые при любых условиях находят основания и мотивацию для оптимизма. Именно этого сейчас больше всего не хватает. Конечно, у нас есть много проблем, о которых нельзя забывать, но стоит уделять внимание и победам, даже маленьким!
В последнее время начал смотреть «Дождь». Иногда интересные программы встречаются на телеканале ZIK. Но сказать, что я чувствую себя обязанным смотреть что-то из этого (как в советское время — программу «Время»), не могу. Такой передачи сегодня, к сожалению, нет. Мне очень нравится спокойная интонация программы «Про головне» на Первом национальном. К слову, Первый национальный, по-моему, сегодня чуть ли не наиболее активно демонстрирует стремление к модернизации.
На отечественном телевидении не хватает спокойной, рассудительной беседы о смысле жизни, о том, что делает человека человеком. Не хватает непатетического простого, но, в то же время, интеллектуального разговора. Он мог бы стать лучшим антидотом для разных форм пропаганды и украсил бы сетку вещания любого телеканала! Я, например, до сих пор не встречал передач о совести, а также телеисторий о том, как людям несмотря ни на что удается жить честно. Очень важными являются программы об экологии, о гармонии человека с природой, о мусоре и пластиковых бутылках. Кажется, это — лишь мелочь, но в действительности — очень важная.
Не хватает также программ об искусстве, в частности о театре. Ни одно художественное событие в Украине не находит адекватного отображения на экране. Пусть это будет вручение премии «Київська пектораль», 95-летие Театра им. Франко, День театра или же юбилей Дмитра Гнатюка. Я не вижу всего этого в телевизоре и, честно говоря, не понимаю почему. Надеюсь, когда-то ситуация изменится и каналы начнут учитывать приоритеты, которых требует зритель. Спрос на такой продукт, действительно, есть. Ведь, например, газета «День», по-моему, достигла успеха, прежде всего, именно благодаря внимательному отношению к темам культуры и истории и, в целом, к интеллектуальному содержанию.
Теперь относительно освещения социально-политических тем. Создается впечатление, что или сами журналисты часто не понимают о чем речь, или же перед ними кто-то умышленно ставит задачу запутать зрителя. Нам никто не рассказывает, какая конечная цель стоит перед нынешними реформами. Порошенко предъявляют претензии, что он не продает свой бизнес. Неужели нельзя объяснить нам, почему этого не происходит? Не хватает оперативных ответов на простые, но важные вопросы социального характера. Все показали арест Сергея Бочковского, а зачем? Ведь, что собственно говоря, произошло, какая тут мотивация — никто не объяснил. Власть и журналисты не считают нужным вести постоянный вдумчивый и понятный диалог с людьми. Вертикаль власти в Украине не хочет считаться с горизонталью — с волонтерами, активистами, с местными общинами. Рано или поздно этот конфликт обострится и вопрос решится. Но не проще ли было бы общаться, объединяться уже сейчас, в частности и с помощью телепрограмм? Вирус недоверия, по-моему, — это сегодня самая большая опасность для Украины. А все — из-за отсутствия диалога и информационного взаимодействия относительно разных областей нашей жизни.
«ТЕЛЕВИДЕНИЮ НЕ ХВАТАЕТ УМЕНИЯ ПОДАТЬ НАШИ КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ДОСТОЙНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЕ»
Галина Бабий, музыковед, ведущая программ Украинского радио:
— На телевидение времени у меня остается немного, но посмотреть информационные выпуски на «1+1» и на «5 канале» иногда вечером успеваю. Остальные программы включаю, если выпадает свободная минутка, как правило, вечером или в выходные. После работы люблю посмотреть французский телеканал классической музыки Mezzo. Включаю также французский TV5 MONDE. В субботу вечером он транслирует замечательное патриотическое музыкальное шоу «La fete de la chanson francaise» (франц. «Праздник французской песни»). Молодежь там поет вместе с Шарлем Азнавуром и Сальваторе Адамо. Благодаря таким программам вся нация знает слова песен, которым уже 70-80 лет. Таким образом, воспитываются преемственность поколений и художественные традиции — люди чувствуют себя единой нацией! Мне нравится, как французы в этой программе общаются между собой, их манеры и их отношение к родной стране и культуре. Очень жаль, что кабельные операторы сегодня редко предлагают пользователям польские каналы. Раньше там можно было найти много полезной информации относительно путей популяризации своей национальной культуры.
Украинскому телевидению сегодня не хватает искренности, понимания того, в какой стране оно работает и умения подать наши достижения в достойной современной форме. Организаторы некоторых знаковых мероприятий иногда, к сожалению, не умеют соответственно их разрекламировать. Журналисты же нередко самостоятельно не способны оценить, что из всех событий действительно достойно внимания. Отсутствие качественной украинской культурной продукции на телеэкранах, по-моему, объясняется комплексом проблем. Речь идет и о незнании, а, следовательно, непрофессиональности, и, в то же время, — об обычной лени и нежелании исследовать то, что происходит вокруг. Ведь, в действительности, в Украине все есть — стоит только найти, выучить и подать зрителям. В начале украинской независимости, в 90-х годах на экране можно было увидеть много новых программ, в частности и об украинской культуре. Но потом ленивых и жадных просто переманили деньгами. Им сказали: «Зачем вы морочите себе голову. Вот, держите уже готовый продукт. За него вам еще и доплатят». Вот и все. Люди — слабые!
К сожалению, в Украине прерывается традиция — молодые журналисты не знают своей культуры. Они, возможно, например, и не слышали раньше, кто такой Дмитро Гнатюк. Нынешнее поколение не знает, чем жило и что слушало предыдущее. Это — большая проблема.
Выпуск газеты №:
№58, (2015)Section
Культура